Формы работы по развитию познавательного интереса к родному краю у дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа)
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма и интереса к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_po_razvitiyu_poznavatelnogo_interesa_k_rodnomu_krayu_u_doshkolnikov.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы по развитию познавательного интереса к родному краю у дошкольников.
Только то общество, которое знает свои корни, свою историю, может развиваться.
На пороге времени, когда оказались утраченными многие истинные духовные и моральные ценности, важно создать условие для ознакомления детей с историей родного края. Ведь именно с дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны, своей «малой Родины». Поэтому необходимо формировать патриотические чувства у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного края.
Данная работа предполагает реализацию следующих задач:
- расширение и углубление знаний детей об истории родного города;
- ознакомление с достопримечательностями родного края, его боевыми и трудовыми подвигами;
- ознакомление с именами тех, кто основал и прославил наш город, с творчеством местных поэтов и художников;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, природе родного края, культурному наследию своего народа;
- воспитание чувства любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа.
Прежде чем приступить к работе, необходимо дать ответ на следующие вопросы:
- в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
- как дошкольник может выразить эти чувства?
- каким образом у ребенка формируются представления о родном крае?
- какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?
- какое преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к «малой Родине»?
Анализ этих вопросов позволяет составить план мероприятий, включающий:
- разработку тематического планирования, способствующего эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, установлению взаимосвязи между событиями и явлениями, происходящими в нем;
- разработку плана работы с родителями;
- экскурсии , живые впечатления, путешествия по родному городу в процессе образовательной деятельности.
Мероприятия, проводимые по краеведению, воспитывают такие чувства, как привязанность, любовь к своей «малой Родине», побуждают у детей потребность, желание и интерес получить как можно больше информации о родном городе.
Содержание работы должно быть выстроено по принципам от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Можно организовать развивающую среду, начиная со старшей дошкольной группы, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровнем активности, посредством которой дети знакомились бы с родным городом. Создать условия для развития познавательной активности, а это значит, что необходимо на протяжении всего времени поддерживать у дошкольника интерес.
Интерес возникает у ребенка тогда, когда присутствует в среде новизна. В этой связи она в течение года должна была мобильной, неоднократно меняться.
Работу можно выстроить по блокам:
- Семья и детский сад.
Цель: создание условий для благоприятного климата взаимодействия детей,
педагогов и родителей; вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
При этом можно использовать на практике следующие формы:
- в процессе непосредственно-образовательной деятельности;
- продуктивные формы организации деятельности;
- творческие и исследовательские проекты;
- организация совместной работы родителей и детей:
изготовление поделок к выставкам по итогам тематических недель; привлечение родителей к организации совместных праздников, семейных праздников, дней открытых дверей в дошкольном учреждении, участие в выездных конкурсах, экскурсиях, в планировании и проведению маршрутов выходного дня.
- Детский сад.
Цель: воспитание уважения к людям, работающим в детском саду, их профессиям, формирование умения ориентироваться в здании, выявить степень комфортности в детском саду.
Детский сад должен быть местом, где дети должны чувствовать себя комфортно, уверенно, чтобы каждый имел возможность заниматься свои любимым делом.
С дошкольного возраста важно формировать привычку вежливого отношения друг к другу и к сотрудникам детского сада. Бережно относиться к игрушкам, к книгам, поддерживать порядок в группе.
Можно реализовать на практике следующие формы:
- экскурсии;
- организованная игровая деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения;
- художественно-творческая деятельность;
- оформление выставок;
- создание традиций группы;
- ведение папок «Наше творчество», фотоальбом «Наша дружная семья», «Наша жизнь в детском саду», фото - видео отчётов о прошедших мероприятиях.
- Малая Родина (мой двор, история возникновения улиц города, района, в котором мы живем.
Цель: ознакомление дошкольников с близлежащими улицами, их названиями, микрорайоном, с основными районами города.
Реализуя работу по данному блоку, можно использовать следующие формы:
- целевые прогулки по близлежащим улицам;
- беседы на темы «Дом, в котором я живу», «Любимый мой двор», «Улицы− города», «Наш район»;
- детям можно предложить расспросить своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия микрорайона, улицы на которой они живут;
- оформление иллюстрированных альбомов «История родного города», фотогазеты с изображениями улиц района в прошлом и настоящим, историей названия этих улиц;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы об улицах, о самом городе;
-рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города.
Закрепить знания важно на занятиях продуктивного характера по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.
- История родного города.
Цель: ознакомление с историей возникновения города, его историческим прошлым и настоящим, достопримечательностями, символикой, воспитание уважения к далёким предкам, бережного отношения к истории родного края.
На практике можно провести следующую работу:
- проведение непосредственно-образовательной деятельности;
-пополнение уголка краеведения новым материалом;
-оформление с детьми иллюстрированных альбомов;
-выездные и пешие экскурсии по городу по направлениям: ознакомление с историей возникновения города ; ознакомление с водоёмами, парками города; ознакомление с достопримечательностями города;
-беседы, просмотр мультимедийных презентаций.
Конкурсы и викторины- одна из увлекательных и интересных форм для закрепления у детей представлений о родном городе. («Наша Родина - Россия», «Я знаю историю своего города»).
На следующем этапе необходимо продолжить работу по формированию патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей родного края, с акцентом на проектную деятельность («Мой родной двор», «Такие интересные символы (символика города и области)», «Санкт-Петербург – родина героев» и т.д.).
Результатом работы по данной теме является то, что дети становятся духовно богаче. Они много узнают о своём городе, изменяется их отношение к нему, они видят его красоту и богатство своим глазами, с уважением относятся к основателям, защитникам и людям, прославившим город, бережнее относятся к окружающему. Так же у ребят меняется взаимоотношения друг с другом, появляется чувство коллективизма, сопереживания к людям, доброжелательное отношение к окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к родному краю
Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к истории родного края, обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастаю...
Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В. А...
Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"
Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...
Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников
Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краюкак основа патриотического воспитания дошкольников"...
ТЕМА: «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у старших дошкольников на основе наглядности в процессе обучения»
Вашему вниманию предоставляется опытно- экспериментальная работа. На сегодняшний день методика организации развития познавательных интересов в решении умственных задач разработана неполно.Это обус...
Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.
Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю....
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»...