Экспериментальная деятельность в детском саду
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
26,03,2019 Выступление на педагогическом совете МБДОУ детский сад №14 "Солнышко"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekserimenty.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 « Солнышко»
Лот 2 « Опыты о свойствах предметов» Жукова О.В.
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе: цели, задачи, методика организации
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление.
Организуя занятия по опытно-экспериментальной деятельности, воспитатель учитывает возрастные особенности средних дошкольников, уровень психического развития и мышления:
- Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
- Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
- Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
- Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).
Цели и задачи экспериментирования в средней группе
Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования. Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:
Образовательные задачи:
- формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
- развитие исследовательского типа мышления;
- обучение грамотному построению плана исследования.
2. Развивающие задачи:
- совершенствование мелкой моторики рук;
- развитие долгосрочной памяти;
- развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
- развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
- совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
3. Воспитательные задачи:
- закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
- воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
- создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
- привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
- развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.
Практические исследования объектов окружающего мира вызывает у детей неподдельный интерес. Выводы, сделанные после самостоятельно проведённого опыта, запоминаются надолго. В тёплое время года дети изучают свойства растений, воды, воздуха, зимой исследуют снег и лёд. Воспитатель проводит инструктаж по технике безопасности, если запланированы опыты с магнитами и магнитной крошками, мелкими деталями, химическими веществами (зелёнка, марганцовка, красители). Дети 4–5 лет обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше средние дошкольники воспринимают инструкции и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности и в начальной школе. Продуктивной также оказывается работа, основанная на элементах игры — тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно экспериментирования, результаты в решении поставленной проблемы и степень мотивации к практическим исследованиям в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.
Опыт 1 «Тучка»
Нам нужно:
- Банка с водой;
- Пена для бритья;
- Пищевой краситель или гуашь (любого цвета, можно несколько цветов).
- Пипетка, а лучше шприц без иголки
Делаем тучку из пены. Осталось только распределить краситель по тучке. Пошел дождь. Можно поиграть смеша 2 цвета к примеру желтый и синий – получим зеленый цвет. Если краска гуашь можно спрятать игрушку, т.к. вода становится мутной.
Цель: формировать у детей знания о свойствах воды, что она не имеет формы, цвета и запаха.
Задачи:
Учить детей приемам элементарного эксперементирования. Знакомить детей с некоторыми свойствами воды (не имеет формы, цвета и запаха, в воде растворяется краска, принимает форму того объема который заполняет, текучая)
Развивать исследовательские способности детей, любознательность, мышление и речь (активизировать слова бесцветная, прозрачная, жидкость).
Воспитывать у детей любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий
Опыт 2 « Запуск бумажных ракет»
Нам понадобятся
- Чайные пакетики, лучше из под чая «Гринфильд» ( т.к. там тонкий фильтр)
- Спички
Пакеты с чаем освобождаем от чая, отрезав верхушку. Расправляем и устанавливаем ракетный цилиндр Поджигаем. Теплый воздух поднимает пакет.
Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и состояниях.
Задачи:
Формировать у детей познавательный интерес к воздуху, его свойствам и значении.
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
Расширять и активизировать словарь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.
Кружок "Хочу всё знать". Презентация....
Консультация для воспитателей "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду".
Задачи,оборудование для опытно-экспериментальной деятельности....
«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потреб...
Экспериментальная деятельность в детском саду "Опыты с водой и льдом"
Экспериментальная деятельность в детском саду "Опыты с водой и льдом"...
памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"
Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...
Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»
"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...
Экспериментальная деятельность в детском саду по экологии
по теме "Ветер"...