Проект по экспериментированию в подготовительной группе "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР «Кристаллик» детский сад № 30
г. Железногорска Курской области
Образовательный проект
«Юные исследователи»
для детей подготовительной к школе группы
Разработчик:
Белякина И.Д.
воспитатель
Железногрск 2019
1. Актуальность проекта.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е.Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
Развивать наблюдательность.
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта:
групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта:
воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
3. Содержание реализации проекта.
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- совместная деятельность воспитателя с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей;
- фронтальные занятия;
- КВН, развлечения;
- наблюдения в природе;
- рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
- беседы по теме эксперимента;
- целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования:
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
4. Подведение итогов, вывод;
5. Фиксация результатов;
6. Вопросы детей.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (организационный).
II этап - внедренческий.
III этап - итоговый (обобщающий).
| |||
1 | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Август | Воспитатель: Белякина И.Д. |
2 | Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта | Август | Воспитатель: Белякина И.Д. |
3 | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Сентябрь | Воспитатель: Белякина И.Д. |
II этап. Основной | |||
1 | Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности | Сентябрь-Май | Воспитатель: Белякина И.Д. |
2 | Привлечение родителей в экспериментальную деятельность | Сентябрь-Май | Воспитатель: Белякина И.Д. |
детей | |||
III этап. Заключительный | |||
1 | Определить эффективность проведённой работы | Май | Воспитатель: Белякина И.Д. |
2 | Провести анализ полученных результатов | Воспитатель: Белякина И.Д. |
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Диагностика | |
Октябрь | «Воздух - невидимка» | Беседа: «Невидимка-воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». Прогулка «Почему дует ветер?» Беседа «Чистый воздух». Дидактическая игра «Свойства воздуха». |
Ноябрь | «Вода-волшебница» | Беседа: «Волшебница вода» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка». |
Декабрь | «Снег - снежок» | Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы. Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу. Прогулка «Следы на снегу». Изготовление елочных украшений «Замерзание воды». Работа в экологическом дневнике. |
Январь | «Я - человек» | Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции». Беседа «Основные системы нашего организма» Рисование «Наш организм» Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка». Работа в экологическом дневнике. |
Февраль | «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» | Беседа: «Волшебные» свойства магнита. Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы». Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев). |
Март | «Чудеса растений» | Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание «Огород на окне». Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»). |
Апрель | «Земля наш общий дом» | Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?». Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус» Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»). |
Май | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом). |
Диагностика |
Продукт проекта: КВН «Мы - экспериментаторы»
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Основное оборудование и материалы:
Приборы - помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки - вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе «Мы - исследователи»
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе «Мы - исследователи»...
Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»
Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»...
Проект по экспериментированию в подготовительной группе
Краткосрочный проект по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебница-вода" для развития познавательного интереса дошкольников как к объекту неживой природы....
Проект по экспериментированию в подготовительной группе «Чудо-сода».
Проект по экспериментированию в подготовительной группе «Чудо-сода».Интеграция образовательных областей: «Иследовательское развитие», «Познавательное развитие&r...