КОНСПЕКТ НОД по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста 6-7 лет по теме: «Животные жарких стран. Экспедиция»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема НОД «Животные жарких стран. Экспедиция»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о животных жарких стран.
Программные задачи
Образовательные:
- Расширять представления детей о внешнем виде, жизни, повадках; африканских животных; формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
- Продолжать развивать монологическую речь (составлять рассказ-описание о животных по схемам);
- Вызвать интерес к дальнейшему изучению материка;
- Развивать интерес к представителям живой природы;
- Расширять активный понятийный словарь воспитанников.
Развивающие:
-Развивать мыслительные операции, внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Продолжать учить высказывать собственные суждения;
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности:
-Игровая, предметная, речевая
Форма работы:
- Игровая ситуация, решение проблемных ситуаций, интеллектуальные игры.
Предполагаемый результат:
- Дети могут описывать особенности внешнего вида животных и устанавливать взаимосвязи живых организмов со средой обитания;
Предварительная работа:
- Беседа с детьми (выявление уровня знаний о животных жарких стран)
- чтение книги Е.Чарушина «Животные жарких и холодных стран»
- придумывание детьми загадок о животных.
- дидактические игры «Кто, где живёт», «Кто, чем питается».
- индивидуальные занятия
Необходимый материал, оборудование: раздаточный материал на столах(тесты, мнемотаблицы), фигурки и изображения животных, аудиозаписи и видеозаписи, волчки, кусочки шерсти и настольная лампа, веер.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте ребята и здравствуйте наши уважаемые гости, мы рада приветствовать вас у нас. Сегодня нас ждет удивительное событие. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?
Вот наша планета, наш родной дом – она огромна. (фото Земли,). На ней места с разными климатическими условиями. Вот у нас за окном опять снега. (карта мира) А есть ли такие места на земном шаре, где вечное лето и никогда не бывает зимы?
Самый жаркий материк живописен и велик.
Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».
Что же это за страна? Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год, Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие, Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие, Растения колючие.
Что же это за страна? Очень жаркая она.
------------- (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята вы догадались. Это Африка. (карта Африки) Действительно, мы отправимся с вами на самый жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?
А как называются дремучие леса, о которых я сказала. Верно – это джунгли. Но мы отправимся с вами не на прогулку, а как сотрудники научной экспедиции. Я буду старший научный сотрудник, а вы младшие научные сотрудники. Мы будем изучать с вами животный мир Африки. Особенности внешнего вида, приспособление к природной среде. Согласны? Мы разделимся с вами на группы. Итак джунгли нас зовут! Сейчас прозвучит волшебная песенка и мы окажемся в Африке….
------------- (ответы детей)
Воспитатель: (панорама джунглей) Ах, какая здесь жара, прямо с самого утра. Солнце яркое палит, речка синяя блестит. Нет, ни снега, нет, ни вьюги. Значит мы уже на юге. Ай да Африка! Вот так Африка!!! Тропические леса - джунгли - расположены, вдоль экватора, в местах с жарким и влажным климатом. Здесь почти каждый день выпадает дождь, поэтому травы и деревья растут в джунглях быстро, пышно и достигают огромных размеров. Летают птицы похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Тропические леса играют очень важную роль в жизни нашей планеты. Там, где исчезают джунгли, меняется климат. Давайте отгадаем какие животные обитают в джунглях?
Как вы думаете животные с какими особенностями внешнего вида, приспособления к природной среде будут здесь находиться.
------------- (ответы детей)
…….Животные, чья жизнь связана с деревьями (обезьяны, леопарды).Чья жизнь связана с водой (крокодил, черепаха, бегемот)
Игра «Отгадай загадку»
Очень вкусные бананы
На обед у (Обезьяны)
Спит зелёное бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть.
Зубы в пасти — просто страсть…(крокодил)
Панцирь крепкий, как гранит,
От врагов он защитит,
И под ним не знает страха
Медлительная... (черепаха).
У него большой живот,
В реках Африки живет.
Большой, как бабушкин комод,
Речная лошадь... ( Бегемот)
Очень странен его вид.
Он иголками покрыт.
Уколоть так может враз,
Вспомнили? ….( Дикобраз)
------------- (ответы детей)
Воспитатель: (панорама саванн) Но Африка очень большой материк. Кроме джунглей в ней есть саванны. Саванна — это африканская степь, лето в этой зоне очень длинное, жаркое и засушливое, и только зимой наступает короткий сезон дождей. Саванна представляет собой огромное пространство, покрытое высокой дикорастущей травой, среди которой попадаются островки деревьев; это место обитания множества различных животных. Давайте отгадаем какие животные обитают в саваннах?
Как вы думаете животные с какими особенностями внешнего вида, приспособления к природной среде будут здесь находиться.
------------- (ответы детей)
…..Травоядные, быстрые (зебра, жираф, слон, носорог) Хищники (львы, гепарды)
Его увидишь-сразу ясно:
Царь зверей-шутить опасно.
Грозный вид и грозный рык,
Даже гривы не подстриг. (Лев)
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это не волшебный сон!
Это африканский... (слон).
Что за коняшки-на всех тельняшки. (Зебра)
На носу большущий рог,
Носит каждый (Носорог)
Самое длинношее животное-(жираф)
Самое быстрое животное- (гепард)
И петь-не поет, и летать –не летает. За что же тогда его птицей считают?(Страус)
------------- (ответы детей)
Задание «Определение опытным путем приспособление животных к природной среде»
Воспитатель: (панорама пустыни) А теперь мы займемся с вами научными исследованиями. Будем изучать особенности приспособления животных к природной среде. Теперь мы в африканской пустыне. Как здесь жарко, Дует горячий ветер, долго не бывает дождей. Кажется, здесь не может быть животных. Но вот чудеса! Прямо на нас движется высокое животное с большими горбами на спине. Кто же это?
Это- верблюд. Его называют кораблём пустыни. Почему? Как
большой корабль он перевозит грузы и людей по пустыне на
большие расстояния. Питаются верблюды растениями. Много их в пустыне? Вода есть? Как же он преодолевает большие расстояния без воды и еды. Запас пищи находится в горбах. Скажите, верблюд хищное или травоядное животное? Посмотрите, какая у верблюда длинная и густая шерсть. Зачем ему такая шерсть? (Опыт с кусочками шерсти и настольной лампой.)
А как вы думаете сможет ли обезьяна жить в пустыне?
------------- (ответы детей)
……(нет, потому что обезьяна питается листьями, цветами, плодами, почками деревьев, а пустыне они не растут)
Что любит делать обезьяны? (лазить по лианам, прыгать, кувыркаться)
Воспитатель: (панорама саванн) Жарко в пустыне, давайте отправимся дальше, в саванну. Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она густая и зелёная, когда идут дожди и сухая и жёлтая, когда дождей нет.
А чей это грозный рык раздаётся среди саванны? (аудиозапись рычания льва).
Это царь зверей лев. Почему мы его не видим? Посмотрите, какого цвета шерсть у льва? Почему льву важно быть незаметным?
------------- (ответы детей)
Да, он хищник, выслеживает добычу, а охотятся львы на антилоп, зебр, жирафов. Львы нападают, в основном, на больных и слабых животных, уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней.
Воспитатель: В Африке водятся животные, которые очень похожи на знакомых нам домашних животных. Каких?
------------- (ответы детей)
Зебры имеют полосатую окраску. Почему? Что дает такая окраска? Как вы думаете?
Она помогает им спасаться от львов и других животных. Скажите,
зебры хищники или травоядные? (опыт с волчком). Когда бежит стадо зебр, хищник видит серое пятно.
В Африке живёт и самое высокое животное. Оно высотой с двухэтажный дом. Знаете, как оно называется? Зачем жирафу такая шея? Как вы думаете, чем питается жираф? Он хищник или травоядный?
Воспитатель: А чей это трубный голос? (аудиозапись крика слона). Почему трубный? Слон -мощное и сильное животное. Посмотрите, какие большие у слона уши. Зачем ему такие уши? (опыт с веером.) А зачем слону хобот? (пить, обливаться водой, обнимать детёнышей). Слоны едят плоды, траву, листья. Они хищники?
Динамическая пауза
«38 попугаев»
Задание «Сравни животных»
Воспитатель: Эти животные такие разные, но вместе с тем и похожи. Давайте сравним животных….
Например носорог и бегемот. Чем похожи и чем отличаются эти животные. Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый, с розоватым. У носорога есть рог, а у бегемота нет. Сходства: они травоядные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.
Бегемот – огромное и тяжелое животное. Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше. У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки)
Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.
Давайте сравним… Жираф и зебра. Чем похожи и чем отличаются эти животные. Различия: Размеры тела и шеи. Окраска. Сходства: травоядные.
Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
Давайте сравним… Гепарда и льва. Чем похожи и чем отличаются эти животные. Различия: Размеры. Окраска. Сходство: хищники.
Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.
Воспитатель: Пока мы с вам ребята выполняли задания, животные тоже решили с нами поиграть и спрятались от нас. Угадайте, чьи это лапы, уши и хвосты торчат из-за пальмы.
Задание «Уши, лапы и хвосты» Д/и «Уши, лапы и хвосты»
Пальчиковая гимнастика.
Если в жаркую страну, я случайно попаду,
(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)
То увижу там шакала,
(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)
Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.
(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)
Крокодила и слона.
(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)
Хорошо живётся им -
(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)
Не бывает снежных зим!
(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)
Задание «Опиши по мнемотаблицам животного»
Воспитатель: А теперь ребята мы займемся с вами описанием животных . Будем готовить информацию для статей энциклопедии. Опишем животного так, чтобы человек который никогда не бывал в Африке, ясно представил себе этих животных. ( Для развития ассоциативного мышления предлагаются детям мнемотаблицы для описания животных. В результате преобразования абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ребята составляют тексты – описание.)
Рефлексия
И так ребята, где мы с вами побывали? Чем занимались?
Мы с вами за время путешествия выполняли очень много заданий.
Сегодня вы были исследователями: смелыми, любознательными, целеустремленными, умными, заинтересованными, любопытными, отважными, сообразительными. Вы все получаете значок исследователя. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну Толерантности»
«Формирование культуры межличностных отношений между детьми»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативно-личностному развитию дошкольников с использованием квест-технологии Тема: «Животные жарких стран»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативно-личностному развитию дошкольников с использованием квест-технологии...
КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет по теме: «Число 5, цифра 5. Космическое путешествие»
Тема НОД «Число 5, цифра 5. Космическое путешествие»Цель: Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.Программные задачиОбразовательные:- Научить соотносить количество ...
Календарный план воспитательно-образовательной работы подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные жарких стран, повадки, детеныши"
Календарный план воспитательно-образовательной работы подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные жарких стран, повадки, детеныши"...
Работа с детьми дошкольного возраста в период самоизоляции по теме "Животные жарких стран"
Для освоения программного содержания по теме "Животные жарких стран" , детям, при поддержке родителей ,предлагались различного рода творческие задания (рисование, лепка, конструирование, апп...
Конспект занятия по ФЦКМ в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Моя семья»
Цель: формирование представления у детей о значении семьи в жизни человека.Программное содержание:Образовательные задачи: - расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях;- учить ...
Конспект занятия (ФЦКМ) в группе старшего дошкольного возраста Тема: « Зимовье зверей»
Образовательные задачи: формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.Развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память.Воспитывающие задачи: воспиты...