Путешествие в мир насекомых
занимательные факты по окружающему миру (средняя группа)
Осторожно, насекомые!
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе — везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых — усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.). У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача взрослых — познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе.
Тема: Путешествие в мир насекомых".
Вид проекта: познавательно — исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Проблема: Многие дети боятся насекомых и губят их, потому что мало знают о приносимой насекомыми пользе.
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания , экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического
нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от врагов.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
Подготовительный этап.
I. Планирование
1 день — знакомство с насекомыми
2 день — знакомство с бабочкой
3 день — знакомство с муравьем
4 день — знакомство с комаром
5 день — знакомство с божьей коровкой
• подбор масок, эмблем
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых
• подбор художественного слова
• подбор дидактических игр
• подбор дисков со звуками насекомых
II. Практический этап
Знакомство с насекомыми.
1) Художественное слово, загадки.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями об осе.
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Хоровод насекомых
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения насекомых.
9) Рисование
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику
Знакомство с бабочкой
1) Художественное слово, загадки о бабочке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа с детьми о бабочке
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки
4) Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»)
Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон)
5) Наблюдение за бабочками на клумбе
Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
Знакомство с муравьем
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье
2)Поиск муравейника
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
3)Наблюдение за муравьями на прогулке
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
7)Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.
8) Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых
Знакомство с комаром
1)Художественное слово, загадки о комаре.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре
2)Рассказ комара о том откуда он прилетел(книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»)
Цель: знакомство с внешним видом комара
3)Рассказ воспитателя о комаре. Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых
4)Наблюдение за комарами в разных местах участка
Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность
5)Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость
Знакомство с божьей коровкой
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке
2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок
3)Беседа «Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь
4)Игра «Соедини точки и увидишь что получится»
Цель: развитие мелкой моторики
5)Аппликация «Божья коровка»
Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе
6)Наблюдение на прогулке за божьей коровкой.
7)Викторина «Что мы знаем о насекомых» (с использованием презентации)
Цель: закрепление знаний детей о насекомых
III. Результативный этап
• у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности
• дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе
• появилось желание получить больше информации о насекомых
Помощь родителей:
• оформление масок для подвижных игр
• наблюдение с детьми в разных местах и в разное время за насекомыми
• изготовление фотоальбома о насекомых.
Литература:
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Беседы.
Осторожно, насекомые!
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе — везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых — усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.). У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара — это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача взрослых — познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
Муравьи живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча — это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи — друзья: они спасают лес. Там, где, как сторожевые башни, высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную), которая сильно обжигает.
Первые шмели появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели — прекрасные опылители растений, особенно клевера.
Осы. Острое жало — их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну — скребет челюстями и потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
Пчелы — труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения: особым танцем — кружением — пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд — это лекарства от болезней.
Комары при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд. Личинки комаров живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых.
Комнатная муха распространена повсюду. Личинки мухи живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться и в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер и т. д.). Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу, комнатные мухи находят по запаху.
Правила поведения при встрече с насекомыми
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить, куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите, губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление, и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.
Наблюдение за муравьями.
Цель: вызвать интерес к окружающему миру.
Задачи: сформировать знания о жизни муравьев; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.
Ход.
Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Совершенно верно, это муравей.
Стихотворение
Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.
Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.
Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:
Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках, а население одного муравейника иногда такое, как население небольшого городка.
Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) Обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.
Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.
Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках (показ картинки). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.
(В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали?)
Беседа о комаре.
Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно их много около воды. Точно лёгкое облачко носится в воздухе – то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.
- Ах ты, негодник! Зачем только ты живёшь на свете!
Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комара. Она живёт в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. На мотыля удильщики ловят всякую рыбёшку – пескарей, карасей, плотву. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, знает, что лучшая еда для них – мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете.
Что будет, если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые питаются комарами.
Беседа о божьей коровке.
А вот по ветке сирени медленно ползёт жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обеих семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь её – жук испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не побеспокоит, жучок опомнится и снова поползёт. Он прилежно охотится за тлями и насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые тли сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда, портят их: делают дырочки в листьях и сосут сок.
Много по портили бы эти тли деревьев и овощей, если бы их не уничтожали жучки – божьи коровки
Посмотрите на божью коровку. Красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что она часто страдает из – за неумеренного любопытства детей? Послушайте, что я вам расскажу. (Пересказ содержания текста А. Плешаковой «Знать и беречь».)
«Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но, оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья.
Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползает по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба! »
Но понимаем, что хлеба коровки не могут принести. Оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожаи на полях, в садах и огородах.
Но чтобы божьих коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что они нам приносят не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье.
Дети, как мы будем теперь относиться к божьим коровкам? Почему? Не только они уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по – своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые.
Беседа о бабочках.
Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые - это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света. Раньше люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.
Внешний вид бабочек.
Давайте рассмотрим строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.
У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян.
Жизненный цикл бабочки.
Бабочки-насекомые с полным превращением. Жизненный цикл состоит из 4-х стадий. Яйцо-личинка( гусеница) - куколка и взрослая бабочка.
Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета, окраски, одни гладкие, другие с волосками. Когда фаза гусеницы заканчивается, она превращается в куколку. Куколка обычно коричневая, неподвижная. Стадия куколки длится от нескольких дней до нескольких лет. А потом куколка лопается и из нее выходит бабочка. Она вначале сидит и сушит свои крылышки. А потом начинает летать. Вот такое превращение у бабочки.
Дидактические игры
«Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)
Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»
«На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.
Ход игры
Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».
Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)
«Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.
Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)
«Собери цветок»
Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»
Ход игры
Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.
Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)
Речь с движением
«ЖУК»
Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, как- бы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).Ход игры: Дети описывают любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько), как передвигается. Водящий по описанию должен узнать насекомое.
Медведь и пчёлы
Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.
***
Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.
В ясный, солнечный денёк,
Весело порхая,
Собирает мёд
Пчёлка полевая.
У пчелы полно забот:
Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мёд,
Про дела свои жужжит –
Жу-жу-жу-жу.
Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.
ж-ж-ж,
Дружно песенку запели –
ж-ж-ж:
- Я устали не знаю – ж-ж-ж,
Среди цветков летаю – ж-ж-ж,
И мёд там собираю – ж-ж-ж.
- Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает.
Здесь медведь за ёлкой.
В улей улетайте
И свой мёд спасайте. Пчёлки улетают.
Пчёлки и ласточка
Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.
«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)
Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.
Загадки о насекомых
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза
Называем ее (стрекоза)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (жук)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка)
Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка)
Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
- Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это – (Оса)!
Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка
Плавно по листку ползет.
Все жует, жует, жует.
Не жучок, не птица.
Это ( Гусеница)
Подвижные игры
Подвижная игра «Цветочки на полянке».
Дети выбирают себе названия цветов и садятся по всему залу. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает какой-нибудь цветок и начинает его догонять. Когда убегающему цветку грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка, а сам садится на пол. Убегает названный цветок.
Правила: пойманный цветок меняет свое название. Нельзя повторяться или называть имя уже имеющегося цветка.
Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.
Дидактическое упражнение на внимание
«Найди ошибку художника»
Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.
Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,
ловкость.
Подвижная игра «Найди свой домик».
Правила: дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике» соответствующего цвета. Например, божья коровка – красный, кузнечик – зеленый, бабочка - разноцветный и т.д.
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
ФОЛЬКЛОР
Потешки:
— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал
— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.
Считалка:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок
Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Речь с движением «ЖУК»
Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, как- бы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.
Упражнение «Насекомые над лугом»
Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.
Потешки:
— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал
— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.
Считалка:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок
Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии. "Путешествие в страну насекомых".
Для педагогов ДОУ....
"Путешествие в страну Насекомых"
В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....
Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"
Содержит мультимедиа материал о насекомых....
Тематическое планирование на неделю" Путешествие в мир насекомых"
Расписан каждый день, с целями, подвижными играми...
Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"
Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...