Конспект: игра-открытие на тему «Волшебный песок» (старшая группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: обеспечить получение информации о новом объекте (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игры-открытия «Волшебный песок» в старшей группе
Конспект: игра-открытие на тему «Волшебный песок»
(старшая группа)
Цель: обеспечить получение информации о новом объекте (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
Обеспечить уточнение и закрепление знаний о песке, его свойствах.
Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).
Развивающая:
Обеспечить у детей развитие речевой активности, обогащая словарь названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется, логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи марсианам: исследовать песок, приемов экспериментирования (творческих заданий).
Воспитательная:
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, доброжелательность, самостоятельность.
Педагогические технологии, использованные в работе:
1. Игровые: использование игровых приемов и ситуаций.
2. Здоровье сберегающие: создание благоприятной психологической атмосферы на занятии.
3. Личностно-ориентированные: учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка.
4. Информационно-коммуникативные: использование видеофильма, музыкального сопровождения.
Оборудование: тарелки, чашка с песком, трубочки – «соломинки», стаканы с водой, ложки, лупы, клей-карандаш, ватман, трафарет звездочки, цветной песок, влажные салфетки. Мультимедийный проектор, посылка от марсиан с песком и флеш-картой.
Ход занятия
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки. (Звучит музыка)
А теперь,
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Что будет потом, мы не знаем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем, здравствуйте, дети!
Стук в дверь. Дверь открывается и ставится коробка – посылка.
- Ребята, как вы думаете, что это за коробка? Давайте её рассмотрим, определим, что там? (рассматривают коробку отмечают ее необычное оформление, на ощупь определяют что в посылке находится песок). А ещё здесь есть видеописьмо. (На экране)
Уважаемые дети. Наша планета Марс - покрыта песком, помогите нам провести исследования, чтобы узнать свойства песка и где его можно использовать.
- Ребята, вы хотели бы помочь марсианам?
Дети: да
- Тогда я вас приглашаю в лабораторию института «Песка». На спинках стульчика у каждого из вас висит фартук, наденьте его – это спецодежда исследователей.
- Итак, мы с вами стали научными сотрудниками института «Песка». А что же делают в лаборатории?
Дети: проводят исследования, опыты.
- Правильно, проводят опыты. А теперь, напомните мне, как нужно себя вести в лаборатории?
Дети: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Сидеть спокойно, не брать песок в рот, не обсыпаться песком, не тереть глаза грязными руками, после работы вытирать руки влажной салфеткой.
- Предлагаю вам занять свои рабочие места Для того, чтоб исследовать песок понадобиться спец. оборудование. какое оборудование находится у нас на столе?
ОПЫТ № 1. (Ознакомление)
- На столе в тарелке находится песок, возьмите щепотку песка и потрите между пальцами.
- Что вы заметили? Какой песок? (сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)
ОПЫТ № 2 (Рассматривание под лупой)
- Ребята, насыпьте в тарелочки ложку песка и с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрите его.
- Что вы видите?
- Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки)
- Как выглядят песчинки? (разной формы, размера, цвета)
- Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу)
ОПЫТ № 3. (Барханы)
- Ребята, добавьте в тарелочки еще 3 ложки песка.
- Ребята, скажите, а где много песка?
Дети: В пустыне.
- Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).
- Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
(Воспитатель берет банку с песком, вставляет шланг (грушу)
- Возьмите коктейльные трубочки. Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок (Внимание! ВЫДУВАЕМ воздух из трубочки, а не втягиваем. Песок может попасть в рот). Что с ним происходит?
Дети: Сначала появляются волны.
- Если дуть подольше? (песок из одного места переместится в другое). У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
- Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем. Но сначала возьмем влажные салфетки и вытрем ручки. Выйдем из-за столов и немного отойдем от своих стульчиков.
Физминутка
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)
ОПЫТ № 4
- Добавьте в тарелку с песком немного воды. Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.
- Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками)
- Каким стал песок? (мокрым, влажным). Попробуйте посыпать мокрый песок. Что происходит? (он не сыпется)
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.
ОПЫТ № 5.
- Возьмите сухой песок и попробуйте из него что-нибудь слепить.
- Что происходит? (он рассыпается)
- Возьмите влажный песок и попробуйте из него слепить что-нибудь.
- Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т. д.)
- Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей)
ВЫВОД: Мокрый песок не сыпется, потому что, когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой».
- Ребята, а что можно делать с сухим песком? (рисовать)
Давайте попробуем пальчиком на сухом песке нарисовать домик, дорожки, солнышко.
- На этом наши лабораторные опыты завершились. Возьмите влажные салфетки и тщательно вытрите ручки.
Какой материал мы исследовали (песок). А где его можно встретить? Где можно применить? (Варианты ответов детей).
Я предлагаю отправиться в кинозал дружным паровозиком. Повернемся друг за другом направо,
Чу-чу-чу, далеко вас укачу,
Все друг к дружке прицепились,
и колеса покатились. (Под музыку «паровозик едет»)
Машинист затормозил,
Паровоз остановил.
На платформу выходите
Ну-ка, что здесь, посмотрите!
Занимайте свои места. Посмотрим на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок. Садитесь удобно, правильная посадка на стуле, спина прямая, ноги на полу, внимание на экран.
Презентация «Человек и песок»
1 слайд - песок встречается на берегах морей и океанах
2 слайд – на берегах рек
3 слайд – в пустынях, куда не посмотри вокруг один песок.
4 слайд – в песочницах
5 слайд - песок, дети, это природный материал, полезное ископаемое, который специальной техникой добывают со дна рек и морей
6 слайд – в песчаных карьерах
7 слайд – люди придумали применение добытому песку. Применяют его в строительстве, для изготовления цементных растворов
8 слайд – используют песок для изготовления стекла
9 слайд – песок добавляют в фильтры для очистки воды
10 слайд – посыпают зимние обледенелые дороги
11 слайд – при тушении пожаров
12 слайд – в сахаре песок
13 слайд - для создания живописных картин, скульптур из песка.
- Ребята, сегодня «наш герой» - песок. Что вы запомнили, что понравилось. Какие еще опыты с песком хотели бы провести?
- Ребята, а благодаря кому мы сегодня побывали настоящими исследователями, кто подал нам идею провести опыты с песком (ответы детей). А хотели бы вы отправить марсианам ответную посылку-подарок?
Давайте мы с вами попробуем нарисовать песком верблюда и подарим нашу картину марсианам. На столах песок, при помощи трафарета и клея вы будете работать и можете дать своё имя.
Вот какая картина у нас получилась. Она обязательно понравится марсианам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема «Волшебный поход» Старшая группа
Занятие по физкультуре в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада в соответствии с ФГТ...
Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова". Старшая группа.
Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова"...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» (старшая группа)
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.Задач...
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок" (старшая группа)
Эксперименты с песком....
Презентация к НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Волшебный песок" (старшая группа)
Волшебный песок...
Конспект игры по экспериментальной деятельности. «Волшебный песок» подготовительная группа.
Конспект игры по экспериментальной деятельности.«Волшебный песок» подготовительная группа....
Паспорт мини-музея "Волшебный песок" старшая группа
План мероприятий деятельности в рамках мини-музея с детьми старшей группы....