Конспект: игра-открытие на тему «Волшебный песок» (старшая группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Цель: обеспечить получение информации о новом объекте (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект игры-открытия «Волшебный песок» в старшей группе

Конспект: игра-открытие на тему «Волшебный песок»

(старшая группа)

Цель: обеспечить получение информации о новом объекте (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная:

Обеспечить уточнение и закрепление знаний о песке, его свойствах.

Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).

Развивающая:

Обеспечить у детей развитие речевой активности, обогащая словарь названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется, логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи марсианам: исследовать песок, приемов экспериментирования (творческих заданий).

Воспитательная:

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, доброжелательность, самостоятельность.

Педагогические технологии, использованные в работе:

1. Игровые: использование игровых приемов и ситуаций.

2. Здоровье сберегающие: создание благоприятной психологической атмосферы на занятии.

3. Личностно-ориентированные: учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка.

4. Информационно-коммуникативные: использование видеофильма, музыкального сопровождения.

Оборудование: тарелки, чашка с песком, трубочки – «соломинки», стаканы с водой, ложки, лупы, клей-карандаш, ватман, трафарет звездочки, цветной песок, влажные салфетки. Мультимедийный проектор, посылка от марсиан с песком и флеш-картой.

Ход занятия

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки. (Звучит музыка)

А теперь,

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем, здравствуйте, дети!

Стук в дверь. Дверь открывается и ставится коробка – посылка.

- Ребята, как вы думаете, что это за коробка? Давайте её рассмотрим, определим, что там? (рассматривают коробку отмечают ее необычное оформление, на ощупь определяют что в посылке находится песок). А ещё здесь есть видеописьмо. (На экране)

Уважаемые дети. Наша планета Марс - покрыта песком, помогите нам провести исследования, чтобы узнать свойства песка и где его можно использовать.

- Ребята, вы хотели бы помочь марсианам?

Дети: да

- Тогда я вас приглашаю в лабораторию института «Песка». На спинках стульчика у каждого из вас висит фартук, наденьте его – это спецодежда исследователей.

- Итак, мы с вами стали научными сотрудниками института «Песка». А что же делают в лаборатории?

Дети: проводят исследования, опыты.

- Правильно, проводят опыты. А теперь, напомните мне, как нужно себя вести в лаборатории?

Дети: не шуметь, аккуратно обращаться с посудой. Сидеть спокойно, не брать песок в рот, не обсыпаться песком, не тереть глаза грязными руками, после работы вытирать руки влажной салфеткой.

- Предлагаю вам занять свои рабочие места Для того, чтоб исследовать песок понадобиться спец. оборудование. какое оборудование находится у нас на столе?

ОПЫТ № 1. (Ознакомление)

- На столе в тарелке находится песок, возьмите щепотку песка и потрите между пальцами.

- Что вы заметили? Какой песок(сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)

ОПЫТ № 2 (Рассматривание под лупой)

- Ребята, насыпьте в тарелочки ложку песка и с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрите его.

- Что вы видите?

- Из чего состоит песок(песчинки, маленькие камешки)

- Как выглядят песчинки? (разной формы, размера, цвета)

- Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу)

ОПЫТ № 3. (Барханы)

- Ребята, добавьте в тарелочки еще 3 ложки песка.

- Ребята, скажите, а где много песка?

Дети: В пустыне.

- Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

- Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

(Воспитатель берет банку с песком, вставляет шланг (грушу)

- Возьмите коктейльные трубочки. Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок (Внимание! ВЫДУВАЕМ воздух из трубочки, а не втягиваем. Песок может попасть в рот). Что с ним происходит?

Дети: Сначала появляются волны.

- Если дуть подольше? (песок из одного места переместится в другое). У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

- Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем. Но сначала возьмем влажные салфетки и вытрем ручки. Выйдем из-за столов и немного отойдем от своих стульчиков.

Физминутка

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счёту,

Раз-два-три-четыре-пять.

Это нужная работа —

Мышцы ног тренировать. (Приседания.)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

ОПЫТ № 4

- Добавьте в тарелку с песком немного воды. Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.

- Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками)

- Каким стал песок(мокрым, влажным). Попробуйте посыпать мокрый песок. Что происходит? (он не сыпется)

ВЫВОДПесок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

ОПЫТ № 5.

- Возьмите сухой песок и попробуйте из него что-нибудь слепить.

- Что происходит? (он рассыпается)

- Возьмите влажный песок и попробуйте из него слепить что-нибудь.

- Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т. д.)

- Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей)

ВЫВОД: Мокрый песок не сыпется, потому что, когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой».

- Ребята, а что можно делать с сухим песком? (рисовать)

Давайте попробуем пальчиком на сухом песке нарисовать домик, дорожки, солнышко.

- На этом наши лабораторные опыты завершились. Возьмите влажные салфетки и тщательно вытрите ручки.

Какой материал мы исследовали (песок). А где его можно встретить? Где можно применить? (Варианты ответов детей).

Я предлагаю отправиться в кинозал дружным паровозиком. Повернемся друг за другом направо,

Чу-чу-чу, далеко вас укачу,

Все друг к дружке прицепились,

и колеса покатились. (Под музыку «паровозик едет»)

Машинист затормозил,

Паровоз остановил.

На платформу выходите

Ну-ка, что здесь, посмотрите!

Занимайте свои места. Посмотрим на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок. Садитесь удобно, правильная посадка на стуле, спина прямая, ноги на полу, внимание на экран.

Презентация «Человек и песок»

1 слайд - песок встречается на берегах морей и океанах

2 слайд – на берегах рек

3 слайд – в пустынях, куда не посмотри вокруг один песок.

4 слайд – в песочницах

5 слайд - песок, дети, это природный материал, полезное ископаемое, который специальной техникой добывают со дна рек и морей

6 слайд – в песчаных карьерах

7 слайд – люди придумали применение добытому песку. Применяют его в строительстве, для изготовления цементных растворов

8 слайд – используют песок для изготовления стекла

9 слайд – песок добавляют в фильтры для очистки воды

10 слайд – посыпают зимние обледенелые дороги

11 слайд – при тушении пожаров

12 слайд – в сахаре песок

13 слайд - для создания живописных картин, скульптур из песка.

- Ребята, сегодня «наш герой» - песок. Что вы запомнили, что понравилось. Какие еще опыты с песком хотели бы провести?

- Ребята, а благодаря кому мы сегодня побывали настоящими исследователями, кто подал нам идею провести опыты с песком (ответы детей). А хотели бы вы отправить марсианам ответную посылку-подарок?

Давайте мы с вами попробуем нарисовать песком верблюда и подарим нашу картину марсианам. На столах песок, при помощи трафарета и клея вы будете работать и можете дать своё имя.

Вот какая картина у нас получилась. Она обязательно понравится марсианам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема «Волшебный поход» Старшая группа

Занятие по физкультуре в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада в соответствии с ФГТ...

Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова". Старшая группа.

Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова"...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» (старшая группа)

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.Задач...

Конспект игры по экспериментальной деятельности. «Волшебный песок» подготовительная группа.

Конспект игры по экспериментальной деятельности.«Волшебный песок» подготовительная группа....

Паспорт мини-музея "Волшебный песок" старшая группа

План мероприятий деятельности в рамках мини-музея с детьми старшей группы....