Конспект познавательно-исследовательской деятельности " Тайны воды" (опыты).
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект разработан для детей старшей и подготовительной к школе группе. В ходе занятия на основе практических действий и опытов дети знакомятся со свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod._tayny_vody.docx | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
по теме «Тайны воды»
Автор конспекта ННОД: Солоденко Ольга Валерьевна, воспитатель МБДОУ «Сказка» г. Тулы
Задачи приоритетной образовательной области:
- Познавательное развитие:
Уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах (текучесть ,без запаха, без вкуса, не имеет формы) , роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, озёра, осадки, и т.д.) Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность. Формировать элементарные представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое.. Развивать поисково – исследовательскую деятельность через получение знаний опытным путем. Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
- Социально-комуникативное развитие:
Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей. Развивать коммуникативные навыки, умение анализировать свои действия, действия своих товарищей. Формирование основ экологической культуры. Воспитывать бережное отношение к воде, как к одному из основных источников жизни человека.
Задачи ОО в интеграции:
- Речевое развитие: Уточнить и активизировать словарь детей ( лаборатория, опыты, стихийное бедствие, наводнение), побуждение к активному употреблению в речи сложных предложений; совершенствование речи детей, обучение умению отвечать на вопросы и умению задавать их.
- Художественно-эстетическое развитие: умение слушать и воспринимать музыку; развитие творческого воображения и фантазии.
- Физическое развитие:
Развитие общей артикуляционной моторики; формирование потребности к ежедневной двигательной деятельности; умение комбинировать движения.
Планируемые результаты ННОД: любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности к экспериментированию, умеет планировать свои действия; договариваться со сверстниками в совместных действах, определяет свойства воды .
Целевые ориентиры: эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, соблюдающий элементарные общепринятые правила, имеющий первичные представления об окружающем мире, использующий самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладающий развитым воображением, которое реализуется в познавательно-исследовательской деятельности, инициативный в игровой деятельности, владеющий опытом в процессах двигательной активности, направленной на координацию движений, развитие общей моторики.
Предпосылки учебной деятельности: коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь в сотрудничестве; познавательные: умение выделять предметы и явления живой и неживой природы, систематизировать и анализировать; регулятивные: умение осуществлять действие по заданному образцу и правилу, слушать взрослого и сверстников, выполнять инструкции взрослого; личностные: умение оценивать собственную деятельность, достижения сверстников.
Оборудование для педагога: Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация с изображением картинок по теме (наводнение, водопровод, реки, озера, океаны, лаборатория, снег, лед, пар). Пластиковые стаканы, вода, емкости различных форм, кубик, шар, сахар, соломинка, пластиковая тарелка, кубики льда, термос, зеркало, краски, кисти.
Оборудование для детей: Пластиковые стаканы с водой, емкости разных форм, сахар, соль, соломинки, пластиковые ложки и тарелки, кубики льда,таблицы краски, кисти.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Образовательные Задачи | Формы работы |
Звучит «Шум водопада». Ребята, вы слышите шум? Как вы думаете, что это? Ответ детей (Это шум воды). Но если это вода, то откуда она? Ведь сейчас какое время года? Ответ детей (На улице зима). А какие изменения в природе происходят зимой? Ответ детей ( Идет снег, на крышах сосульки, водоемы замерзают). А после зимы какое наступает время года? Ответ детей (Весна).Что же происходит весной ? Ответ детей (На улице становится теплее, снег и сосульки тают). Сегодня утром я услышала неприятные новости. Президент Люминарии сообщил о стихийном бедствии, которое произошло с наступлением весны. Как вы думаете что же могло случиться? Ответ детей ( Произошло наводнение). А как вы думаете, что такое наводнение и из-за чего оно могло произойти? На экране появляется слайд с изображением наводнения. Ответ детей ( В период снеготаяния и ливней вода поднимается и происходит затопление местности). Ой.ой.ой, что же теперь будет с жителями этой страны? Ответ детей ( Жителям этой страны грозит опасность). Что же теперь делать, как помочь жителям? Как спасти их от стихийного бедствия? (Ответы детей). Я полагаю, нам нужен определенный план действий. На экране появляются схемы-модели предлагаемых ситуаций | Познавательное развитие; Речевое развитие | Умение слушать и воспринимать музыку; развитие творческого воображения и фантазии. | Слушание (музыки), ситуативный разговор, просмотр слайда. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Образовательные задачи | Формы работы |
На экране появляется слово «Лаборатория». Дети читают запись на слайде. А что такое лаборатория, что там делают? Ответ детей ( В лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов). Кто мне скажет, что такое опыты? Ответ детей (Опыты – это практические действия, с помощью которых изучают что-либо). Теперь понятно, для того, чтобы узнать, что мы можем сделать для спасения этой страны, нам нужно узнать все-все о воде и ее свойствах. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты. Давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории? ( Ответы детей).
На столе у каждого ребенка таблицы,стаканы прозрачные с водой, краски, кисти,емкости разных форм, соль, сахар, соломинки). Где мы можем встретить воду? ( Ответы детей). Что можно делать с водой в ее жидком состоянии ? Ответы детей (Она течёт, её можно налить, перелить) Опыт № 1 . «Вода – это жидкость.» Я предлагаю вам взять стакан с водой и попробовать перелить воду в другой сосуд. Мы можем лить её тоненькой струйкой. Вы видите, что вода течёт не прерываясь. Кто знает, как называется это свойство? Ответ детей (Текучесть). Итак, первое свойство – текучесть. (Первая табличка). Опыт №2 «Лед» На экране появляется слайд с изображением льда. Посмотрите, что у вас на тарелочках? Ответ детей (Кусочки льда). Как вы думаете, лед это вода? Ответ детей ( Лед – это замороженная вода). Давайте подумаем, как мы можем это доказать? Ответ детей (Растопить лед). Предлагаю вам взять кусочек льда в ладошки и понаблюдать. Что происходит? Ответ детей( Лед нагревается, тает и превращается в воду).Доказали мы, что лед – это замороженная вода? Ответ детей ( Да, доказали). Итак, в каких состояниях мы видели воду? Ответ детей ( В жидком и твердом). А может ли вода быть еще в каком-то состоянии? ( Ответы детей). Опыт №3 «Пар» На экране появляется слайд с изображением кипящего чайника. Вспомните, когда кипит чайник, что мы видим? Ответ детей ( Из чайника идет пар). А пар это вода? ( Ответы детей) Предлагаю вам узнать, что такое пар. Перед вами термос. В нем очень горячая вода. Ее еще называют «кипяток». Что мы можем наблюдать, если откроем термос? ( Воспитатель открывает термос). Ответ детей (Из термоса идет пар). Я подержу над паром небольшое зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды). Значит пар тоже состоит из воды? Ответ детей(Да, пар состоит из воды). Опыт 4. «Какой формы вода?» На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? (Ответы детей). Чтобы проверить это, возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. О чем это говорит? Ответ детей (Вода не имеет формы, но может ее изменять). Опыт № 5 «Вода бесцветная». - Ребята, а как вы думаете, есть ли цвет у воды? (Ответы детей). Может быть проверим и докажем это? Предлагаю взять кисточку и опустить в стакан с водой. Видно ли нам кисточку в стакане? Ответ детей ( Да видно). А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая? Ответ детей (Нет) .А что можем сказать о цвете воды? Ответ детей (Без цвета). Без цвета значит какая? Ответ детей (Бесцветная, прозрачная). А вода всегда прозрачная и бесцветная? (Ответы детей). Цвет воды зависит от того ,что в неё попадает. Как это можно доказать? Дети думают и предлагают сами, что надо добавить в воду краску. Что произошло? Ответ детей ( Вода окрасилась в тот цвет, который в нее добавили). Какой вывод из этого следует? ( Вода не имеет цвета. Цвет воды зависит от того, что в нее попадет). Опыт №6 «Вода не имеет вкуса». А есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Что нужно сделать, что бы узнать это? Ответ детей (Попробовать воду). Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем, предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонную кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? Ответы детей (У воды появился вкус). Вода стала сладкая, соленая, кислая. Какой вывод можем сделать, есть ли у воды свой вкус? Ответы детей ( Своего вкуса у воды нет).А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Ответы детей ( Они растворились). Значит вода имеет свойство растворять? Ответ детей ( Да, вода растворяет). Ребята, мы так много работали в лаборатории, что нам просто необходимо отдохнуть. На экране появляется слайд с видеозаписью музыкальной физкультминутки. Физкультурная пауза «Капельки» ( музыкальная). | Речевое развитие Познавательное развитие; Речевое развитие, познавательное развитие; познавательно-исследовательская деятельность. Познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Физическое развитие | Развитие слухового восприятия, внимания, формирование готовности детей к совместной деятельности. Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Расширить представление детей о состояниях воды. Развивать наблюдательность, на-вык последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Расширить представление детей о состояниях воды. Развитие у детей умения анализировать, мыслительных операций и умозаключений. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о форме воды, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе проведения опытов. Совершенствовать знания детей о свойствах воды, стимулировать познавательную активность детей. Систематизировать представления детей о свойствах воды, развивать умственные операции: сравнение, обобщение. Развивать связную речь, умение рассуждать. Формирование потребности к ежедневной двигательной активности, развитие общей моторик | Диалог, ситуативный разговор, просмотр слайда Практические действия,наблюдение , диалог. Практические действия (проведение опыта), наблюдение,ситуативный разговор. Практические действия (проведение опыта), объяснение, наблюдение. Практические действие ( проведение опыта), наблюдение, ситуативный разговор. Практические действие ( проведение опыта), наблюдение,беседа. Практические действие ( проведение опыта), наблюдение, ситуативный разговор. Физкультурная пауза |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Образовательные задачи | Формы работы |
Ребята, к сожалению, время наших исследований в лаборатории подходит к концу, а нашей помощи ждет страна Люминария и ее жители. На экране появляется слайд с схематически изображенными выводами. Итак, посмотрим в свои заполненные таблицы. Скажите, что мы узнали о воде? (Ответы детей). Вода – может быть жидкой. Когда она жидкая - она текучая. Вода может быть в состоянии люда и пара. Вода – бесцветная. Вода – безвкусная. Вода – не имеет запаха Вода - не имеет формы. Но при желании мы можем изменить цвет, вкус, запах. У нас осталось очень мало времени, чтобы придумать , как используя все свойства воды, уменьшить ее количество, чтобы в стране Люминарии воды стало меньше. Дети выдвигают идеи использования воды для спасения жителей ( сделать сладкий лимонад, приготовить леденцы и т.д.) Отлично! Спасибо, ребята. Но как же нам быстро передать результаты своих исследований , все что мы узнали о воде, а так же то, что мы придумали для спасения люминарцев? (Ответы детей). На экране появляется слайд с изображением электронного письма. А давайте отправим президенту этой страны электронное письмо, в котором все сообщим!!! Молодцы, ребята! Сегодня вы стали настоящими героями и спасли целую страну! Ребята, что же нового и интересного вы сегодня узнали в лаборатории? Что вам больше всего запомнилось и вы хотели бы поделиться этим со своими друзьями? Обратите их внимание на то, что вода необходима для жизни на Земле, об этом мы поговорим с вами еще раз посетив нашу лабораторию. | Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | Умение оценивать собственные знания и знания сверстников | Ситуативное общение, решение проблемной ситуации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".
Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Тайная жизнь в воде"
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста, проводится в рамках реализации долгосрочного педагогического проекта «Чудесная вода вокруг нас»...