экспериментирование « Физика для малышей»
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Здесь содержится примерное планирование по эксперементированию на год старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_fizika_dlya_malyshey.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование « Физика для малышей»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. Как доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.
Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.
Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.
Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует, почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу волшебников», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.
Определила цель:
Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.
Задачи;
1 . Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей ).
3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Программу « Физика для малышей» составила с учетом детских интересов и возможностей. В основе программы представлены методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования , , и методические разработки «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» , «Детское экспериментирование» , «Неизведанное рядом» . Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией , «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией .
Иными словами, данная программа не является искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводилась 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая апрель. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией , «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией . Что позволяет сделать выводы о том, как дети умеют наблюдать, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
В данной программе разработан цикл занятий по темам: «Из чего все сделано?» (знакомство со стеклом, пластмассой, железом, бумагой); знакомство с физическими явлениями «Свойства воды», «Магнетизм», «Электричество». Особенностью курса является выделение специального времени на занятия в кружке «Школа волшебников», направленного на развитие основных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Тематическое планирование занятий в кружке « Физика для малышей» (Старший дошкольный возраст)
Дата | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Вода | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (льется, течет, прозрачная, чистая вода не имеет вкуса и т. п.) | Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах воды. Объяснять изменение агрегатного состояния воды под воздействием температуры. Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых, выявляются свойства воды. Уметь выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Понятно для окружающих выражать свои мысли |
Октябрь | Магнетизм | Познакомить детей с понятиями «магнит», «магнетизм» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах: притягивать к себе металлические предметы, область применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. п. Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта с магнитом. Учить определять какие предметы притягиваются к магниту. Учить пользоваться полученной информацией |
Ноябрь | Электричество | Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», «статическое электричество» | Сформировать у детей представление об устройстве розетки, выключателя, вилки, структуре проводов, электрической лампочки, устройстве электроприборов; создании статического электричества. Уметь устанавливать причину возникновения статического электричества, собирать простейшую электрическую цепь. Знать меры безопасного взаимодействия с электричеством |
Декабрь | Стекло |
о признаках и свойствах стекла | Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах стекла Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых выявляются свойства стекла Понятно для окружающих выражать свои мысли. Знать меры безопасного взаимодействия со стеклом |
Январь | Метал | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о признаках и свойствах металла | Уметь рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдать Уметь выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Учить пользоваться полученной информацией |
Февраль | Пластмасса | Познакомить детей со свойствами пластмассы | Уметь делать выводы на основе полученных знаний о пластмассе Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта с пластмассой. Уметь обследовать предметы с разных сторон, выявлять зависимости. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы. |
Март | Дерево | Познакомить детей со свойствами дерева | Способствовать расширению знаний детей о свойствах дерева. Уметь делать выводы на основе ранее полученных знаний. Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи |
Апрель | Бумага | Познакомить детей со свойствами бумаги | Уметь делать выводы на основе полученных знаний о свойствах бумаги. Учить самостоятельно, делать выводы на основе практических действий с бумагой. Развивать чувство взаимовыручки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей в рамках работы клуба "Физика для малышей"
Викторина с элементами шоу «В лаборатории Всезнамуса». Провели мастер-класс руководители клуба: Болотова А.А., ШурыгинаВ.А....
Программа занятий в кружке "Физика для малышей"
В материале представлен план работы кружка на год по знакомству детей с элементарными физическими понятиями и явлениями....
Познавательно-исследовательский проект «Физика для малышей»
Познавательно-исследовательский проект «Физика для малышей»...
ФИЗИКА для малышей - конспект НОД для старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы "Физика для малышей"...
"Физика для малышей" -конспекты занятий кружка для детей подготовительной группы
"Физика для малышей" -конспекты занятий кружка для детей подготовительной группы...
Познавательный проект "Физика для малышей"
План проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Физика для малышей". Целью проекта является создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей...
Взаимодействие с детьми: "Неделя физики для малышей"
Летний период в дестком саду - это новые идеи в работе с детьми. А еще в летний период двери моего логопедического кабинета закрываются и я выхожу работать на группу. В этом году я работала с малышами...