Конспект НОД "Свойства воды" познавательное развитие старший возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мохонь Любовь Васильевна

image

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  Возрастная группа: с 5 лет  до 6 лет  Тема: «Весна»Тема НОД: «Свойства воды»

Образовательная область:  познавательное развитие Вид НОД: сюжетно-тематическое.

Образовательные технологии: • Информационно – коммуникационная; • Здоровьесберегающие технологии. • Экспериментально-поисковая.

Цель: Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.

Задачи: Обучающие: Уточнить, обобщить и расширить знания детей - о  свойствах воды, о ее  роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки). Формировать интерес к проведению и объяснению простейших опытов с водой. Формировать умение использовать графические способы фиксации результатов опытов.

Развивающие: Развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ с. Свердлово Калининского района Саратовской области»

дошкольное структурное подразделение – детский сад

Мохонь Любовь Васильевна

 

с.  Свердлово

25. 04.2018

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Возрастная группа: с 5 лет  до 6 лет

Тема: «Весна»

Тема НОД: «Свойства воды»

Образовательная область:  познавательное развитие

Вид НОД: сюжетно-тематическое.

Образовательные технологии:

• Информационно – коммуникационная;

• Здоровьесберегающие технологии.

• Экспериментально-поисковая.

Цель: Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей.

Задачи:

Обучающие:

Уточнить, обобщить и расширить знания детей - о  свойствах воды, о ее  роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки).

Формировать интерес к проведению и объяснению простейших опытов с водой.

Формировать умение использовать графические способы фиксации результатов опытов.

Развивающие:

Развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, игровая, двигательная, восприятие художественного слова,  продуктивная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: проблемная ситуация, игровой, наглядно-демонстрационный метод , практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесный, здоровьесберегающие технологии, ситуативный разговор

Оборудование:  ноутбук; глобус; аудиозаписи «Ужасно интересно»,  «Ой, бежит ручьем вода»; столы с оборудованием для проведения опытов.

Материалы к НОД: пластиковые стаканы по 4 на каждого ребёнка;  соломинки по 2 на каждого ребёнка; таблица исследования воды и фломастер на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка;  стаканы с соком и с водой; подносы. Неструктурированный материал: вода.

Ход НОД.

 Дети входят в зал. Воспитатель встречает детей словами:

Часть I. Мотивационно - ориентировочная

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Васильевна, я очень рада Вас видеть! Какие вы сегодня нарядные, красивые и улыбчивые. К нам на занятие пришли гости, пожелайте им доброго утра.

Сегодня к нам  в детский сад голубь принес письмо, а вот кто прислал, не знаю. А вы догадались,  (письмо от Весны). Давайте посмотрим, что же в нем написано: «Здравствуйте! Дорогие ребята, помогите! О моей помощнице расскажите,  отгадаете загадку и узнаете кто она: Она и туча, и туман, И ручей, и океан Она течет, она летает, а весною – на солнышке тает!

Люди забыли о пользе воды, о ее свойствах и загрязняют реки, озера, моря и океаны. Прошу Вас  выполните мои   задания, и  узнаете о пользе и свойствах воды».

- Вы хотите узнать много интересного о воде и помочь весне? (да).

-Тогда давайте сделаем волшебное превращение: ко мне все  поближе подойдите, и за мной все повторите - вокруг себя обернитесь. Друг другу улыбнитесь, закроем ладошками глазки, все изменилось как в сказке - я теперь ученым, а вы мои помощники - маленькие исследователи.  Дети садятся.

II. Основная часть

Первое задание «Сколько воды на планете земля?» Слайд № 1

Посмотрите, так видят нашу Землю из космоса. Слайд № 2

А мы  можем увидеть ее?! (да)  Слайд № 3

У меня в ладонях страны, Реки, горы, океаны.

Догадались в чем тут фокус? Я держу руками (глобус)

-Правильно, это глобус. Он маленький макет земли.

-Обратите внимание, какого цвета на глобусе больше (на глобусе больше голубого цвета)

-Что голубой цвет обозначает на глобусе? (голубой цвет обозначает на глобусе воду)

-Много воды на нашей планете? (на нашей планете воды очень много: это моря, океаны, реки, озёра)

 Второе задание  «Для чего нужна вода?» Слайд № 4,

-Ребята, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду).

-А теперь давайте посмотрим, зачем нужна вода живым объектам (растениям, животным, человеку) Слайд № 5, 6

-А вы сегодня пользовались водой? (мыли руки, чистили зубы, пили чай).

Я думаю, Весна довольна вашими ответами, молодцы.

А вот и третья волшебная капля  Беседа: «Какая бывает вода» Слайд № 7

- Ребята, как вы думаете, какая бывает вода?

(Газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная).

- А знаете ли вы, что несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна дл питья? Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин, колодцев- это в селах, деревнях. А в городах, где много живет людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек. Но сначала речную воду очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют) Слайд № 8

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Как можно беречь воду? (Ответы детей- не бросать мусор в реки, не оставлять его на берегу реки, не мыть в реке машины, грязные отходы которые сливают в реки с фабрик и заводов сначала очищать, не убивать лягушек, не рвать речные растения и т. д.) Слайд № 9

Кроме того, что ее не надо загрязнять, воду еще надо и экономить. Как можно экономить воду? (Ответы детей: не надо оставлять кран открытым, выключать воду при чистке зубов или уборке квартиры, следить за тем, чтобы кран был исправен)

 Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Помните об этом.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

звучит аудиозапись

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) Слайд № 10

-А вот пятая волшебная капелька  Ребята, Весна приглашает вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Но, перед проведением опытов вспомним с вами о правилах работы в лаборатории: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело. (Показать)

Пролил воду – не беда:

Салфетка под рукой всегда. (Показать)

Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за  столы.)

- Приступим к нашему исследованию.

Свойство 1: Вода – это жидкость. Слайд № 11

- Посмотрите, ребята, у вас на столах стоят стаканчики. Один стаканчик с водой другой - пустой. Ребята, аккуратно попробуйте перелить  воду из одного стакана в другой, а теперь обратно перелейте воду в другой стакан и еще раз попробуйте.

- Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

- Давайте, с вами еще раз повторим, что такое вода? (Вода - это жидкость).

-Посмотрите у вас на столах лежат таблички исследования воды. Давайте зафиксируем ваши результаты.

-Ребята, в левом верхнем углу нарисован стаканчик?

-Как мы зафиксируем это в таблице, что вода это жидкость? Ответы детей. (Изобразить в виде струи, как будто водичка льётся в стакан).
- Изобразили струю воды? Молодцы!

Опыт 2. Форма. Слайд 12

- Как вы думаете, имеет ли вода форму? Ответы детей.

- Мнения разделились.

 На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

- А имеет ли форму вода? Посмотрите. Для этого я возьму узкую стакан и наполню ее водой. Перельем эту воду в широкий стакан. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

В жидком состоянии вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

- Ребята, мы сказали, что вода не имеет своей собственной формы, а теперь посмотрите на таблицу,  где нарисованы геометрические фигуры и скажите, подходит нам эта картинка или нет? Значит, что мы сделаем? (Зачеркнем геометрические фигуры).

- А рядом, с геометрическими фигурами, нарисована колба,  чтобы зафиксировать данное свойство воды, т. е. способность принимать  форму любого сосуда, мы с вами  нарисуем воду в сосуде. (Показать количество воды в колбе). ( Обратить внимание на то, как дети держат фломастер).

- Ребята, даже в лаборатории бывает перерыв, вот и мы сейчас отдохнем.

Звучит аудиозапись «Веснянка» Слайд 13

Опыт 3. Имеет ли вода запах.

- Ребята, у вас стоит стакан с соком.  Как вы, думаете, есть ли у сока запах?

- Что нужно сделать, чтобы это узнать это?  (Понюхать сок). Дети нюхают сок.

 - Чем сок пахнет? (Сок имеет запах фруктов, из которых он сделан).

- У вас стоит также на столе стакан с чистой питьевой водой.

- Что мы сделаем, чтобы это узнать пахнет ли вода? Ответы детей.

 - Понюхайте воду, чем пахнет вода? (Совсем не пахнет, не имеет запаха).

- Дети, вы сказали, что сок имеет запах, а вода … (не имеет запаха).

- Давайте  отметим в таблице, данное свойство воды.

-Посмотрите, в табличке нарисован нос, как мы зафиксируем данное свойство воды. (Зачеркнем нос, так как вода не имеет запаха и мы его запаха не почувствовали). Слайд 14

Опыт 4.  Вкус воды.

- Дети, что нам нужно сделать, чтобы узнать имеет ли сок вкус? (Попробовать сок)

- Ребята, попробуйте через соломинку сок. Имеет ли сок какой-либо вкус? Ответы детей. Итак, ребята, вы убедились, что сок имеет вкус фруктов.

- А теперь попробуйте  через соломинку воду, что вы можете сказать, имеет ли вода вкус? Ответы детей.

  - Верно, вода не имеет вкуса, она  безвкусная. (Пояснить). Но когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

- Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы у воды появился вкус. Ответы детей, положить соль, сахар.

 – Да, ребята, верно можно в воду добавить соль и сахар, попробуйте провести этот опыт дома  вместе с родителями.

- Посмотрите на табличку и подумайте, как мы с вами зафиксируем проведенный нами опыт, что чистая вода не имеет вкуса? Ответы детей. 

-В таблице нарисован язык, мы зачеркиваем его, так как мы с вами не почувствовали вкуса воды. Слайд 15

Опыт 5. Прозрачность воды.

- На столе стоят два стакана, один с соком, другой с водой.

- Обратите внимание, дети, сок имеет цвет? Какого он цвета? Ответы детей.

- Обратите внимание на воду, имеет ли вода  цвет? Если есть цвет, то какой?

- Мы определили еще одно свойство воды, что вода не имеет цвета.

- Как зафиксируем это свойство, что у воды нет цвета. Посмотрите, в следующей клеточке  нашей таблицы нарисован  разноцветный спектр, мы его зачеркиваем. Слайд 16

- А сейчас, предлагаю опустить одну трубочку в стакан с соком, другую – в стакан с водой.
– Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с соком трубочки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

- Значит, что мы можем сказать ________ о данном свойстве воды (чистая вода прозрачна). Слайд 17

- Давайте  отметим  на карточках, данное свойство. У вас в таблице нарисован стакан  с водой, а вы, ребята, нарисуйте трубочку, опущенную в стакан, так как мы убедились, что чистая вода прозрачна.

- Мы, сегодня, с вами определили некоторые свойства воды,  теперь давайте вы исследователи расскажете о них  по таблице. Ребята, кто-нибудь из вас сможет рассказать о свойствах воды по таблице  (Выходит _____________), а вы, ребята, внимательно сейчас слушайте, _____________,  так как будете оценивать его ответы карточками. Карточка  синего цвета – означает правильный ответ, а карточка желтого цвета –  неточный ответ

- Молодец,  точно и правильно рассказал о свойствах воды. ( присаживается).

Часть III.

- Ребята, что показалось вам самым интересным в лаборатории? (ответы детей)

  - ________, что тебе больше всего запомнилось? - ________, а тебе?

-Как вы думаете, что можем написать весне?

1. Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой.

2. Вода – жидкость. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. 

3.  Чистая вода прозрачная жидкость.

4. Своего цвета, вкуса и запаха у воды нет.

- Ребята, вспомните, как нам прислала письмо  весна?                                                                                             - Хорошо, давайте мы тоже отправим ей письмо с нашими исследованиями и фотографиями?  А сейчас я вас сфотографирую с вашими таблицами исследования воды.

- На сегодня наша работа в лаборатории закончилась, а сейчас покружитесь снова в девочек и мальчиков превратитесь

- Ребята, большое вам  спасибо,  вы сегодня справились со всеми заданиями, старались, трудились. Молодцы! Слайд 18

- А сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями.  

                                       

Таблица исследования воды     Имя ребенка                 

                   

Таблица исследования вод    Имя ребенка                 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Конкурс любителей природы". Направление: "Познавательно-речевое развитие".Образовательная область: "Познание".

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширение и систематизация  знаний детей о природе, о правилах поведения в природе. Развитие умственных способностей детей, их логического мышления. Воспитание бережного ...

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Белый снег пушистый". Направление :"Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: "Познание".

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя наблюдения на прогулке, впечатления, полученные при рассматривании репродукций с картин, изображающих зимний...

Конспект НОД с детьми старшего возраста. Тема: "Человек – часть природы". Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей умственные способности. Учить детей рассуждать, самим  находить ответ, делать выводы. Помочь детям  увидеть красоту и разнообразие природы. Показать...

Конспект НОД с детьми старшего возраста Тема: «Зима - любимое время года». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область. «Познание».

Цель:  Закрепить знания  детей о временах года. Обобщить представления детей о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать...

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Конспект НОД для детей старшего возраста по образовательной области "Физическое развитие". Тема "Пожарные на учениях"

Занятие "Пожарные на учениях" позволяет детям старшего дошкольного возраста совершенствовать  ходьбу шеренгой,   ползание по- пластунски, развивать равновесие, выполняя бег по гимнастич...

Конспект НОД с детьми старшего возраста по ОО «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы» на тему: «Угощение Винни-Пуха».

Развивать у детей желание познавать мир природы, формировать основы экологического сознания....