Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Вода. Свойства воды" | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Вода. Свойства воды»
Подготовила воспитатель
ГБДОУ № 25 д/с «Умка»
Ломакина Анна Владимировна
2018г.
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста
«Вода. Свойства воды»
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
-закреплять знание детей о свойствах воды.
«Социально-коммуникативное развитие»
- закреплять правила безопасности при проведении опытов;
- умение работать в парах.
«Речевое развитие»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
- обогащать словарный запас детей (гейзеры);
-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов;
Материалы и оборудование:
Вода, пластиковые стаканчики, ложки, соль и сахар, песок, тарелочки пластиковые, шипучие витамины, масло подсолнечное, молоко, краски и кисти, салфетки, очки, халаты.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
Знакомство с круговоротом воды в природе.
Ход НОД:
Организационный момент.
Видео фрагмент «О воде»
Воспитатель: (Показ слайдов)
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
-Ребята, вы хотите более подробно узнать о воде и об ее свойствах?
I часть: Вводная.
Воспитатель - Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель - Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких учёных и будем проводить опыты по исследованию свойств воды.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Одевайте белые халаты, очки и занимайте свои рабочие места. (Дети становятся вокруг столов по два человека)
Воспитатель - родители, кто из вас хочет побыть настоящими лаборантами? Присоединяйтесь к нам. Одевайте халаты и очки. Будете вместе с нами проводить опыты.
Я предлагаю ваши наблюдения в виде схем оформить в папку, которая нам пригодится для дальнейшего изучения воды.
Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
Воспитатель- чтобы убедиться, мы проведем опыты с водой и докажем это.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Дети:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с материалом и оборудованием.
- Внимательно слушать воспитателя.
- Ничего не брать без команды воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт 1. «Вода бесцветная, прозрачная»
Воспитатель – возьмите прозрачный стакан. Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – Нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – Да.
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель – а теперь возьмите картинку и посмотрите на нее сквозь стакан с водой. Видно, что нарисовано на картинке? А теперь посмотрите сквозь стакан с молоком. Видно вам изображение на картинке?
Дети – видно через стакан с водой.
Воспитатель - значит, какая вода, какой делаем вывод?
Вывод: вода бесцветна, прозрачна (схема)
Опыт 2. «Вода без запаха»
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. А как вы думаете, воде можно придать запах?
Дети – да.
Воспитатель – а как мы можем это сделать?
Дети – если добавить ароматное что-то.
Воспитатель – давайте спросим у наших лаборантов. Что можно добавить в воду, чтобы придать ей запах?
Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено (схема).
Опыт 3. «Вода без вкуса»
Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус? Попробуйте её. Какая она? Сладкая, солёная?
Дети - Вода безвкусная.
Воспитатель – Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль), попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети – Сладкий, соленый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено (схема).
Опыт 4. «Вода растворитель».
Воспитатель – ребята, а где вещества- сахар, соль, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Дети – В воде сахар и соль растворились.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок? Добавляем к воде песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – Песок не растворяется, вода становится мутной.
Вывод: вода растворитель, но не все вещества растворяет (схема).
Опыт 5. «Вода меняет цвет»
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет
Воспитатель – цвет воды зависит от того, что в неё попадает. Докажем это. Возьмите стакан с водой и добавьте в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель - Какой вывод из этого следует?
Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Вывод: вода меняет цвет (схема).
Воспитатель – ребята посмотрите, это капелька. Она нам хочет загадать загадку. Послушайте:
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен?
Кто знает ответ? (Ответы детей). Ответ на загадку вы найдете в группе (дети собирают капельки из картона). Вам надо собрать капельки и из них собрать слово. Ребята, что изображено на капельках?
Дети – цифры и буквы.
Воспитатель – как вы думаете, что вам надо сделать, чтоб прочитать слово-ответ на загадку?
Дети – надо по порядку разложить капельки, перевернуть и прочитать слово (Гейзер).
Воспитатель – вы знаете, что такое гейзер? В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от чайника с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Посмотрите на экран (показ видео). Более подробно о гейзерах вы узнаете сами, подготовьте доклад и, придя в сад расскажете. Это будет ваше домашнее задание. Какими способами вы можете узнать о гейзерах?
Дети – спросить родителей, посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, сходить в библиотеку и взять книги о гейзерах.
Опыт 6: «Бурлящий гейзер»
Воспитатель – Сейчас мы с вами проведем очень красивый и интересный опыт. Мы с вами сделаем искусственный гейзер в домашних условиях. Возьмите стакан с маслом. Стакан с цветной водой. Налейте эту воду медленно и аккуратно в стакан с маслом. Что произошло с маслом?
Дети – оно поднялось выше воды.
Воспитатель – что это означает? Вода тяжелее масла, поэтому вода не смешивается с маслом. Они разные по плотности. А затем аккуратно с помощью ложки добавьте витаминку. Будьте осторожны, без взрослых витамины брать нельзя. Поэтому, если вы захотите повторить этот опыт дома, то только вместе со взрослыми. Посмотрите, что происходит. Витаминка растворяется в воде, происходит химическая реакция и выделяется углекислый газ - пузырьки воздуха. Посмотрите, какой у нас получился бурлящий гейзер. Какие мы делаем выводы?
Вывод: вода имеет плотность. Масло и воздух легче воды. Воздух, масло и вода не смешиваются (схема).
III часть. Подведение итога.
Воспитатель - Какие свойства воды мы узнали? Какие мы провели опыты? Какой вам опыт понравился больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Какое домашнее задание у вас? Спасибо ребята, вы все большие молодцы! Спасибо большое нашим лаборантам, что поучаствовали в наших опытах. Вам понравилось?
Ребята, а вот вам подарок за ваши старания и труды (раскраска гейзера).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"
Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...
Конспект студии «Веселая логоритмика» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
Тема: «В гостях у зимы» Подготовила воспитатель: Несминова Е. В.Задачи:1. Содействовать развитию двигательных, слуховых, навыков.2. Содействовать развитию ар...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»
Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «В стране Лукоморье».
Цель: создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений посредством сказки....
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»
Автором разработан план - конспект НОД по обучению детей грамоте в помощь педагогам....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...