НОД "Осенними тропинками"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Трофимова Ольга Николаевна

 Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл осенние изменения в природе30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения прогулки в старшей - подготовительной группе на тему: «Осенними тропинками»

Цель: расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи: 

- закреплять  знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

-   способствовать закреплению знаний о деревьях, учиться определять деревья по их признакам;

 -   развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность;

 -   формировать уважительное отношение к труду,  желание сохранять природу;

 -   активизировать самостоятельную деятельность детей;

 -   обеспечивать двигательную активность детей на воздух;

Методические приемы: Игровой прием, беседа-диалог.

Предполагаемый результат:

расширение знаний и представлений детей об осени, её признаках  и изменениях происходящих в осенний период.

1. Вступительная часть:

Воспитатель: Ребята, пора идти на прогулку. Чтобы на прогулке нам не было слишком жарко или холодно, нам нужно одеться по погоде. Тем более, что погода сейчас переменчивая.

На улице загадываю детям загадку:

Листья с веток облетают,                                                                                                    Птицы к югу улетают.                                                                                                            «Что за время года?» — спросим.                                                                                                   Нам ответят: «Это...» (осень)

- Правильно, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбах, много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень – называют золотой.                                                                                                                      - Ребята, а какое осеннее солнце? (солнце греет слабо, солнечных лучей стало мало)                                                                                                                                   - Какое небо осенью? (хмурое, пасмурное, серое, дождливое)                                             - Что происходит с деревьями осенью? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)                                                                                                     - Ребята,  какой сейчас месяц? (октябрь)                                                                                 - Сколько существуют осенних месяцев? Как они называются?                                    (Три: сентябрь, октябрь (грязник) и ноябрь)                                                                                     - Какие осенние приметы вы знаете? (наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый,  начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно; начался новый учебный год, дети стали ходить в школу).                                                                                                           - Кто любит осень?                                                                                                                  - Это здорово, что многие из вас рады осени и любят её. Я предлагаю прогуляться вам по нашему участку.                                                                                        (дети встают в пары и идём на место наблюдения)

2. Основная часть:

Читаю стихотворение:
Листопад
Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду.
В октябре и стар и млад,
Наблюдает листопад.
Луканова Л.

Воспитатель:

- Ребята посмотрите вокруг.                                                                                                                  - Как изменяются деревья и кустарники с наступлением осени?                                                                     - Все ли они изменились?                                                                                                           - Как называется явление: «опадение осенних листьев»?                                                          - Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?                                                                       - Каких цветов бывают осенние листья?  Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву? Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к сосне).                                                                                                                    Посмотрите, действительно, сосна стоит красивая и зелёная. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди.                                                                                                   Какие деревья и кустарники растут на нашем участке? (черёмуха, яблоня, сосна, тополь, смородина и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются  от хвойных?                                     Исследовательская деятельность. Рассмотреть хвоинки  хвойных деревьев и листья лиственных деревьев: сравнить их между собой, (расположены на ветке, цвет, длинна). Воспитатель подключается к разговору детей и рассказывает о том, что поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. «Этот защитный слой, — говорит воспитатель – сохраняется на хвоинке в течение всей жизни. Но для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высыхает, так она сразу же погибает».                                                                                                                 - Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) С помощью лупы рассматриваем ствол сосны и ствол черёмухи. Называем отличия. Какие условия необходимы для роста деревьев?                                                                                                                          - Какое из деревьев сбросило листву первым. Почему это происходит с деревьями именно осенью.                                                                                        Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обращает внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Воспитатель:

- Сейчас мы узнаем, кто из вас знает деревья и кустарники на нашем участке лучше всех.                                                                                                                          Подвижная игра: «Узнай дерево» .                                                                                                       Воспитатель называет дерево, а дети двигаются в нужном направлении.  На его слова: «Раз, два, три, к березе (сосне, черёмухе, рябине) беги!» - они бегут и останавливаются у……..                                                                                    - Молодцы ребята.                                                                                                                      - Взгляните сюда, я держу листочки, но от каких деревьев они неизвестно.      - Давайте разберёмся.

Дидактическая игра «Умный словесник» - упражнять в подборе имен прилагательных.(В кругу с мячом)                                                                                                                С черёмухи-…черёмуховый                                                                                                 С яблони –… яблоневый,                                                                                                            С липы - … липовый,                                                                                                               С рябины - … рябиновый,                                                                                                        С осины - … осиновый,                                                                                                            С клена - … кленовый,                                                                                                               С березы - … березовый,

При этом раздаю детям листочки. Обращаю внимание на тех детей, которые менее активны. Хвалю детей за правильные ответы.

Воспитатель:

 - Ребята, а что происходит у птиц осенью? (улетают в теплые края).

- А, каких птиц вы можете назвать?

-Давайте превратимся в птиц и поиграем в  игру «Гуси-лебеди?»

 Подвижная игра «Гуси - лебеди»

Молодцы, ребята, мы сегодня с вами беседовали о погоде, птицах, деревьях. Поиграли в замечательные игры.

- У нас остался один очень важный момент.

-Сегодня утром наш дворник сказал, что он не успевает убирать опавшие листья, а скоро морозы. Он просит нашей помощи. Поможем ему?

3. Труд «Уборка листьев на групповом участке».                                        Засыпание цветника  листьями.                                                                                                   С группой детей идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли,  ведра.

Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:

- «Труд украшает человека»,

- «Игра игрою, а дело делом».

- Потрудились мы на славу. Вы друг другу помогали. А зачем мы так старались? Какая польза от нашей работы? ( Воспитатель объясняет для чего это нужно. Запас питательных веществ, который постепенно будет разлагаться почвенными бактериями и поступать в готовом виде растениям).  По ходу работы организую и поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В конце работы хвалю детей за проявленное старание и прошу собрать оборудование.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

Созываю детей, спрашиваю:

- Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?

- В какие игры играли?

Что интересного вы запомнили?                                                                          Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю детей парами и веду их на веранду, передаю помощнику воспитателя. (Дети начинают самостоятельную деятельность).

1. Вступительная часть:

Воспитатель: Ребята, пора идти на прогулку. Чтобы на прогулке нам не было слишком жарко или холодно, нам нужно одеться по погоде. Тем более, что погода сейчас переменчивая.

На улице загадываю детям загадку:

Листья с веток облетают,                                                                                                    Птицы к югу улетают.                                                                                                            «Что за время года?» — спросим.                                                                                                   Нам ответят: «Это...» (осень)

- Правильно, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбах, много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень – называют золотой.                                                                                                                      - Ребята, а какое осеннее солнце? (солнце греет слабо, солнечных лучей стало мало)                                                                                                                                   - Какое небо осенью? (хмурое, пасмурное, серое, дождливое)                                             - Что происходит с деревьями осенью? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)                                                                                                     - Ребята,  какой сейчас месяц? (октябрь)                                                                                 - Сколько существуют осенних месяцев? Как они называются?                                    (Три: сентябрь, октябрь (грязник) и ноябрь)                                                                                     - Какие осенние приметы вы знаете? (наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый,  начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно; начался новый учебный год, дети стали ходить в школу).                                                                                                           - Кто любит осень?                                                                                                                  - Это здорово, что многие из вас рады осени и любят её.                            Я предлагаю прогуляться вам по нашему участку.                                                                                        (дети встают в пары и идём на место наблюдения)

2. Основная часть:

Читаю стихотворение:
Листопад
Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду.
В октябре и стар и млад,
Наблюдает листопад.
Луканова Л.

Воспитатель:

- Ребята посмотрите вокруг.                                                                                                                  - Как изменяются деревья и кустарники с наступлением осени?                                                                     - Все ли они изменились?                                                                                                           - Как называется явление: «опадение осенних листьев»?                                                          - Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?                                                                       - Каких цветов бывают осенние листья?  Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву? Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к сосне).                                                                                                                    Посмотрите, действительно, сосна стоит красивая и зелёная. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди.                                                                                                   Какие деревья и кустарники растут на нашем участке? (черёмуха, яблоня, сосна, тополь, смородина и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются  от хвойных?                                                                                        Исследовательская деятельность. Рассмотреть хвоинки  хвойных деревьев и листья лиственных деревьев: сравнить их между собой, (расположены на ветке, цвет, длинна). Воспитатель подключается к разговору детей и рассказывает о том, что поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. «Этот защитный слой, — говорит воспитатель – сохраняется на хвоинке в течение всей жизни. Но для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высыхает, так она сразу же погибает».                                                                                                                 - Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) С помощью лупы рассматриваем ствол сосны и ствол черёмухи. Называем отличия. Какие условия необходимы для роста деревьев?                                                                                                                          - Какое из деревьев сбросило листву первым. Почему это происходит с деревьями именно осенью.                                                                                        Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обращает внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Воспитатель:

- Сейчас мы узнаем, кто из вас знает деревья и кустарники на нашем участке лучше всех.                                                                                                                          Подвижная игра: «Узнай дерево» .                                                                                                       Воспитатель называет дерево, а дети двигаются в нужном направлении.  На его слова: «Раз, два, три, к березе (сосне, черёмухе, рябине) беги!» - они бегут и останавливаются у……..                                                                                    - Молодцы ребята.                                                                                                                      - Взгляните сюда, я держу листочки, но от каких деревьев они неизвестно.      - Давайте разберёмся.

Дидактическая игра «Умный словесник» - упражнять в подборе имен прилагательных.(В кругу с мячом)                                                                                                                С черёмухи-…черёмуховый                                                                                                 С яблони –… яблоневый,                                                                                                            С липы - … липовый,                                                                                                               С рябины - … рябиновый,                                                                                                        С осины - … осиновый,                                                                                                            С клена - … кленовый,                                                                                                               С березы - … березовый,

При этом раздаю детям листочки. Обращаю внимание на тех детей, которые менее активны. Хвалю детей за правильные ответы.

Воспитатель:

 - Ребята, а что происходит у птиц осенью? (улетают в теплые края).

- А, каких птиц вы можете назвать?

-Давайте превратимся в птиц и поиграем в  игру «Гуси-лебеди?»

 Подвижная игра «Гуси - лебеди»

Молодцы, ребята, мы сегодня с вами беседовали о погоде, птицах, деревьях. Поиграли в замечательные игры.

- У нас остался один очень важный момент.

-Сегодня утром наш дворник сказал, что он не успевает убирать опавшие листья, а скоро морозы. Он просит нашей помощи. Поможем ему?

3. Труд «Уборка листьев на групповом участке».                                        Засыпание цветника  листьями.                                                                                                   С группой детей идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли,  ведра.

Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:

- «Труд украшает человека»,

- «Игра игрою, а дело делом».

- Потрудились мы на славу. Вы друг другу помогали. А зачем мы так старались? Какая польза от нашей работы? ( Воспитатель объясняет для чего это нужно. Запас питательных веществ, который постепенно будет разлагаться почвенными бактериями и поступать в готовом виде растениям).  По ходу работы организую и поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В конце работы хвалю детей за проявленное старание и прошу собрать оборудование.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

Созываю детей, спрашиваю:

- Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?

- В какие игры играли?

Что интересного вы запомнили?                                                                          Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю детей парами и веду их на веранду, передаю помощнику воспитателя. (Дети начинают самостоятельную деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....