ПРОЕКТ на тему "Самый светлый праздник - ПАСХА" старший дошкольный возраст
проект по окружающему миру (старшая группа)
Пасха считается большим семейным праздником, к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Так давайте подготовимся к нему как следует! Поэтому, готовиться к Пасхе нужно заранее. Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют, чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 189.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 г. Томска
Проект: «Праздник светлой Пасхи»
Старшая группа № 15 «Жемчужинка»
Воспитатель: Литвинова Ирина Сергеевна
Томск – 2019
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: познавательный.
- По содержанию: обучающий.
- По числу участников проекта: групповой
- По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
- По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Сроки реализации:
22.04 – 26.04
Актуальность:
Жизнь человека течет в годовом круге календаря. «Праздники памятны, а будни забывчивы», -гласит русская пословица. Чтобы понять, прочувствовать величие и радость православного праздника, необходимо знать содержание и смысл великих событий, лежащих в его основе. В современном обществе в связи с утратой многих традиций заниматься духовно –нравственным воспитанием нелегко, но необходимо. Опыт работы с детьми убеждает нас в том, что приобщение к традиционным ценностям православной культуры необходимо. Возродить традиции православной культуры -одна из приоритетных задач дошкольного образования.
Цель:
Познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресенье», его историей и традициями.
Задачи:
- Познакомить детей с историей православного праздника Пасхи, рассказывая о том, как встречают православные праздники в России.
- Раскрыть основной смысл и содержание праздника.
- Способствовать формированию уклада жизни в соответствии с православными традициями.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.
- Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
- Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».
Ожидаемый результат:
- У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
- Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
- Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
- Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
- Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
Итоговое мероприятие: Викторина «Пасха Светлая».
Выполнение проекта: Осуществление различных видов деятельности по основным ведущие линиям развития ребенка: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, физическое.
Формы и методы реализации проекта:
- с детьми: познавательные занятия, беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций картин к празднику, творческая художественно –продуктивная деятельность, литературно–художественная драматизация, чтение художественной литературы.
- родителями: консультации, творческие выставки.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта: |
|
2 этап. Выполнение проекта |
|
3 этап. Результаты |
|
План реализации проекта
Дата | Мероприятие | Содержание | Участники |
22.04 понедельник | консультация «Светлая Пасха» | оформление папки-передвижки с информацией о празднике (история, даты, традиции…) | Педагог, родители |
беседа «Что такое Пасха?» | история возникновения праздника; рассматривание иллюстраций Рассматривание картин: И. Левитан «Весна», П. Александров «Катание на деревянных качелях. Пасха» | Педагог, дети | |
рисование «Пасхальные яйца и куличи»; | рассматривание иллюстраций; рисование акварельными красками; | Педагог, дети | |
ЧХЛ | К. Бальмонт «Вербы» С. Есенин «Пасхальный Благовест» | Педагог, дети | |
23.04 Вторник | беседа «Пасхальные приметы и обычаи»; | знакомство с народными пасхальными приметами, обычаями; | Педагог, дети |
выпуск буклета | рекомендации и советы «Несколько способов окрашивания и раскрашивания пасхальных яиц» | Педагог, родители | |
ЧХЛ | Я. Ролонский «Пасхальные вести» | Педагог, дети | |
24.04 Среда | лепка «Пасхальное яичко» | рассматривание иллюстраций; лепка в технике «пластилинография»; | Педагог, дети |
пасхальные поговорки и пословицы | чтение и заучивание | Педагог, дети | |
ЧХЛ | Ф.Тютчев «Весенние воды» | Педагог, дети | |
25.05 Четверг | Составление рассказов | «Как мы дома празднуем Пасху?» | Педагог, дети |
Беседа | «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?» | Педагог, дети | |
Пасхальные игры | «Катание яиц», «За двумя зайцами», «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами». | Педагог дети | |
26.06 Пятница | Оформление выставки | Мини – музей «Светлый праздник Пасхи» | Педагог, родители, дети |
Викторина | «праздник Пасха» | Педагог, дети |
Приложение
- Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу Бабушка яички красит, Я ей тоже помогу. На скорлупке хрупкой, тонкой Для людей, для красоты Крашу кисточкой тихонько: | Крестик, солнышко, цветы. В светлый праздник Воскресенья Подарю своим друзьям По яичку, с поздравленьем И скажу: «Раскрасил сам» |
28 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах, и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
2. Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?
И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Итог:
На Пасху на завалинке посиживаю, на народ поглядываю, все всегда запоминаю, да в копилку собираю, вот моя корзинка- копилка. А в ней рецепт записан какими – то загадками, а вы мне поможете отгадать?
Крепкий круглый пузырек Цветом бел, внутри желток. Курочки его несут, Расскажите, как зовут. (яйцо) | Я живу в морской воде, Нет меня и быть беде, Каждый повар уважает И по вкусу добавляет. (соль) |
Любят пить котята Да малые ребята. (молоко) | Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. В торты, пироги и плюшки Положить меня должны. (мука) |
Виноградину сушили, На солнцепеке положили, Она от зноя истомилась, А во что же превратилась? (изюм) | так что же из этих продуктов можно приготовить? |
Без кулича, да без крашеных яиц и Пасхи не бывает. На празднике Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги.
«Крашенки» - так называются окрашенные в один цвет яйца.
«Писанки» - яйца окрашенные узорами.
«Крапанки» - яйца расписанные пятнами.
Цвета тоже имели свою символику:
Красный цвет – цвет радости жизни,
Желтый цвет – посвящается солнцу.
Зеленый цвет – символизирует весну.
Коричневый цвет – плодородие земли.
Яйцо символ солнца, жизни, любви и надежды!
Еще одна традиция Пасхи – прежде чем съесть крашенные яйца, с ними устраивали разные игры.
Пасху красную встречаем,
С яйцами играть не забываем.
Наше задание очень несложное
Для любого вполне возможное,
Берешь яйцо, кладешь в ложку
И пробежишь с ним немножко.
Бег с яйцами (киндер).
Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!
Выходите поиграть, яйца красные катать
Игра сбей мячом яйца.
Игра «Отведи сестренку в храм» (мальчикам предлагается повязать девочкам платочки и отвести в нужное место)
Несёт вам солнце яйца расписные –
Непростые, золотые!
Кто быстрее возьмет яйцо,
Тому достанется оно!
Игра «Кто быстрее» (Дети ходят вокруг блюда с яйцами под музыку, с окончанием музыки берут по одному яйцу, кому не досталось, тот выходит из игры)
В традиции русского народа были музыкальные игры пляски – веселые и задорные, под гармошку.
Игра – пляска «Платочек» (передавать платочек по кругу, когда остановится музыка, у кого останется платочек, тому нужно будет выйти в центр круга и сплясать).
Сценка «Золотое яичко»
Ведущий.
Жили - были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, золотое!
Баба. Эй, старик, проснись скорей!
Дед. Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба. Да смотри, что я нашла!
Наша курочка - пеструха
Под кустом яйцо снесла!
Дед. А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба. Да яйцо то непростое,
А гляди-ка, золотое!
Дед. Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!
Баба. Ох, горит, слепит глаза!
Дед. Чудеса!
Баба. Чудеса!
Дед. Ты в сундук его запри!
Слышен стук в дверь.
Баба. Нету дома никого!
Дед. Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов!
Баба (воротившись)
В среду в город я поеду
Там базар бывает в среду,
Богатеев много там!
Им яичко я продам!
Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук
Шаль в цветочках голубую, до краев набью сундук!
Дед. Что ты мелишь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица,
Наряжаться в разный хлам,
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты,
И беседки по углам!
Баба. Наказанье с глупым мужем,
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед. Я хозяин или нет?!
(яйцо падает и разбивается)
Баба (плача) Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось!
Дед. Успокойся, хватит баба,
Нанесет яиц нам Ряба,
Мы раскрасим яйца эти
И вручим на пасху детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-448250-1425912000.jpg)
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968973-1509885059.jpg)
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/25/picture-987753-1514218455.jpg)
Проект: «День победы светлый праздник»
Современное поколение недостаточно знают и интересуются о событиях Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о героях Великой Отечественной во...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.
Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....
Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»
Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-598173-1461069877.jpg)
Проект "Мамин праздник". Старший дошкольный возраст.
Проект "Мамин праздник". Старший дошкольный возраст....