Исследовательский проект "Защитим мир животных"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем. исследователем всегт того, что его окружает. И задача взрослых - не наполнять его как сосуд множеством знаний, а вызвать в ребёнке потребность в познании, воспитать отзывчивость. любовь к природе, человеколюбие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivotnye.docx | 567.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 158 города Тюмени
Проект
«Защитим мир животных»
Воспитатель высшей квалификационной категории Мясникова Е.А.
Тюмень 2016 г.
Паспорт проекта
Тема: « Защитим мир животных»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, психолог.
Срок реализации: март – апрель2015 г.
Тип проекта: групповой, комплексный.
Актуальность проблемы:
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Задача взрослых – не наполнять ребёнка как сосуд большим количеством знаний, а вызвать у него потребность в познании, воспитать любознательность, любовь к природе, человеколюбие.
Предметом разговора с детьми на тему нравственности, может быть многое, но высказывание Я.А.Каменского: «В природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли», говорит само за себя. Воспитать благожелательного, доброго человека, способного преобразить и сохранить окружающий мир не только для себя, становиться актуальным и необходимым. И великий педагог В.Сухомлинский считал необходимым «вводить детей в окружающий мир так, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Мнение выдающегося педагога и было взято за основу в методических подходах во взаимодействии с детьми в рамках данного проекта – научить мыслить, исследовать, добывать знания самостоятельно и уметь отвечать на вопрос «почему ты так думаешь?»
Цель проекта: создание условий для развития поисковой деятельности, познавательных и творческих способностей детей, воспитание нравственных чувств и благожелательного отношения к окружающему.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей элементарные знания об охране и защите природы и причинах исчезновения животных. - Учить устанавливать элементарные зависимости состояния животного от среды обитания.
- Владеть обобщающими понятиями : исчезающий, редкий вид. - Формировать навыки исследовательской деятельности. - Учить представлять результаты своей работы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
- Воспитывать бережное отношение к живому. - Способствовать развитию творческого воображения и фантазии. - Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять взаимовыручку и сотрудничество в достижении общей цели.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта дети проявят интерес к миру животных, их особенностям, среде обитания.
Научатся устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природных сообществах, придут к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.
Проявят способности в умении оперировать знаниями в свободном общении, применять их в игре, в продуктивной художественной деятельности.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания об основных эмоциях, выражать их средствами мимики и пантомимики
Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Участие детей позволит приблизить обучение к жизни, повысит активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Первый этап (1 неделя) Основополагающий вопрос: Почему диких животных на земном шаре становится всё меньше и меньше?
Проблемные вопросы: Как жизнь дикого животного зависит от состояния природы? Кого относят к редким и исчезающим животным? Почему врагом самых отважных, сильных хищников является человек? Как можно сохранить животный мир?
Второй этап разработка план мероприятий
Третий этап реализация проекта (2-5 недели)
Четвёртый этап рефлексия (7-8 недели)
Для выявления наличия знаний и представлений у детей о животных, организовали викторину между командами. Провели наблюдения во время конструктивной и художественной деятельностей, обсуждений литературных произведений.
Организовали творческие группы, в состав которых вошли дети, родители, воспитатели и узкие специалисты:
- по подготовке презентаций о животных крайнего севера и жарких стран
- по сбору обзорного материала о животных наших лесов и определения групп животных, взаимосвязи их между собой
- по сбору информации о защите и охране животных
- по оформлению фото газет и материалов «Семейство кошачьих» и «Семейство медвежьих»
- по сбору материала для мини-музея «У весёлой доброй Панды»
- по сбору энциклопедий, художественной литературы о животных
- по организации и проведению досугов, представлений с привлечением музыкального работника и инструктора по физической культуре
- по сбору литературного материала для постановки представления
- по сбору материала для дидактических игр и упражнений о животных
Понимание того, что наше благополучие и жизнь животных зависят от состояния окружающей среды донести до дошкольников сложно и поэтому возникла необходимость давать информацию детям в сюжетно-игровой, поисковой форме. Практически каждая познавательная беседа заканчивалась либо обыгрыванием, либо творческой конструктивной деятельностью. Проблему исчезновения отдельных видов животного мира решили рассматривать с детьми, в основном, на примере семейств кошачьих и медвежьих. В результате чего объём информации получился не особо ёмким, но знания глубже, так как дети узнавали, что такое семейство, разнообразие его представителей (разновидности медведей, от дикой кошки до крупного тигра или льва). Метод сравнения способствовал более чёткому познанию детьми особенностей каждого животного.
План реализации проекта:
Тема | Цель | Формы работы | ||
Создание « Дома природы» | Дать элементарные понятия: живая и неживая природа. Учить изображать символами информацию, полученную ранее. В процессе моделирования с детьми разделить на классы: животные, растения, птицы, насекомые, рыбы. Воспитывать стремление к познанию. | Моделирование «Дома природы», изображение символами объектов живой и неживой природы. Открываем окно «в животный мир». | ||
«Открываем окно в природу» | Дать элементарные понятия: живая и неживая природа. В процессе моделирования остановиться на мире животных, проблеме их исчезновения. | Открываем окно «в животный мир». | ||
«Собираем библиотеку о животных!» | Продолжать формировать интерес к книге, обращая внимание на оформление, иллюстрации. Помогать объяснять основные различия между литературными жанрами (сказкой, рассказом, стихотворением) и энциклопедией. | презентации книг, принесённых в группу. сюжетно-ролевые игры «библиотеку», «книжный магазин» | ||
Предоставление информации в форме телепередач: «А знаете ли вы, что..?», «Это интересно». Короткие ежедневные передачи новостей: « Сегодня мы узнаем»: «Чья шуба теплее ? Зачем нужны полоски тигру? Почему медведь сосёт лапу? Почему исчез саблезубый тигр? и т. д.» | Учить детей усваивать короткую информацию о конкретном объекте, доводить до других полученные сведения своими словами. Формировать личностную позицию в рассуждениях. | Коллективный просмотр, чтение энциклопедий о животных. Предоставление информации в виде теленовостей с показом фотоальбомов рисованных комиксов, использовании театральных кукол би- ба- бо. | ||
«Семейство кошачьих на разных континентах Земли». «Медведи - соседи» | Продолжать формировать представление о хищниках, о том, что такое семейство. Чем оно отличается от слова семья. | Презентации детей, подготовленных родителями по материалам оформленных фотогазет и альбомов. | ||
Литературная гостинная: «Три медведя», «Винни-пух», «Маша и медведь», Г. Сапира «Про медведя», Е.Зыкина «Сказка про медведей». Сборник стиховГ.М.Чана «Про тигра и тигрят», Д. Биссет « Про мальчика, который рычал на тигров». | Продолжать расширять представление детей, о животных средствами литературных произведений. Учить понимать чувства героев. Вызвать эмоциональную отзывчивость к проявлению характера героев. Учить высказываться по содержанию произведения. Воспитывать читателя. | Чтение произведений, высказывание детьми своего отношения к содержанию, к поступку героев. | ||
«В музее у весёлой и доброй панды». | Расширить представление о животном Панде, её истории как символе толерантности и доброты. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и редким видам животных. | Сбор материалов и предметов, связанных с изображением панды. Создании мини-музея | ||
«Клуб защитников животных». | Дать представления о Красной книге, её назначении. Углублять знания о животных, занесённых в Красную книгу. Учить делать выводы из полученной информации, устанавливать причинно-следственные связи в природопользовании. Вызвать эмоциональный отклик, заботливое отношение к состоянию природы и её обитателей. | Просмотр видео фильмов о б исчезающих животных. Беседы по фото и видеоматериалов о красной книге. Создание плаката с правилами поведения в природе. | ||
Театральные представления: «Пластилиновый спектакль», « В театре у зверей». | Воспитание интереса к музыкально-театральной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости | Инсценировка по литературным произведениям, театральные импровизации. | ||
Дидактические игры: «Собери картинку», «Лото», «Чей хвост длиннее», «Куда ведут следы», «Расставь по росту». | Учить классифицировать животных, находить сходства и различия. Устанавливать зависимость окраса и телосложения от среды обитания. | Индивидуальные игры с детьми. | ||
Дидактический материал: «Кто как охотится?» «Кто, чем питается?» | Создать условия для самостоятельного получения знаний и умения оперировать ими в другой деятельности. Учить самостоятельно придумывать. придумывать условия игры, соблюдать предложенные правила. Воспитывать коммуникативные качества. | Подбор картинок, оформление под дидактический материал. | ||
«Творческая мастерская» | Способствовать умению у детей переносить свои представления, о животных в конструктивную и художественную деятельность. Развивать фантазию и творчество. Воспитывать аккуратность в работе. | Продуктивная деятельность: изготовление масок, атрибутов для театральных импровизаций, постановок из литературных произведений. | ||
«На выставке у художника анималиста Татьяны Капустиной». | Познакомить детей с творчеством художника, изображающего животных, учить замечать мастерство передачи характера, особенностей внешнего вида и технику изображения. | Организация выставки и Просмотра иллюстраций, репродукций картин Т.В. Капустиной | ||
«Сказочные истории про нас и про животных». | Продолжать пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями. Учить «вживаться» в содержание. Вызвать эмоциональную отзывчивость к проявлению характера героев, умение отождествлять себя с полюбившимся персонажем. | Выяснение у детей симпатии или антипатии к поведению, повадкам животных, к поступкам героев произведений. Проигрывание этюдов, пантомимических движений под музыку, под сопровождение текста. | ||
Творческие мастерские: «Эти забавные животные» | Совершенствовать навыки изображения в разных техниках. Учить использовать средства выразительности, передавать особенности и повадки животных. Развивать творческие способности. Воспитывать стремление к самостоятельному решению в создании своего образа. | Выставка детских и совместных рисунков, поделок, инсталляций. Изготовление театральных масок, шапочек. | ||
Развлечения: «Джунгли зовут» «По следам четвероногих или забавных историй» | Учить играть в подвижные игры с элементами соревнования. Развивать реакцию, быстроту в беге, меткость. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Воспитывать желание помочь сверстнику. | Физкультурный досуг: прятки с животными, весёлые эстафеты, подвижные игры. |
Немного обо всём:
С экрана картонного телевизора дети рассказывали интересные факты, новости про животных. Из видиороликов www.youtube.com дети узнали тайну саблезубого тигра», «Почему медведь сосёт лапу».
Собранная библиотека о животных собирала детей в «литературной гостиной». После чего состоялись импровизированные театральные представления.
Символом проекта стала весёлая добрая Панда. Дети узнали о том, что она, являясь знаком “Панда WWF”, принадлежит Всемирному фонду охраны природы и возглавляет десятку лидеров среди “символов тысячелетия”. Симпатичный медвежонок является символом дружелюбия, неагрессивности известен в более чем в 100 странах мира. Панда присутствовала на заседании клуба, приглашала в свой дом - мини музей. В музее были представлены разные предметы с изображением панды. Это кастрюля, подушка, сумка, калькулятор, светильник, сумка, коврик, игрушки из серии киндер сюрпризов и больших мягких.
В «Клубе защитников природы» дети рисовали правила, как вести себя в лесу, узнавали о взаимосвязи всех природных сообществ, Красной книге.
В группе было создано открытое образовательное пространство, воспитанники по личной инициативе могли обсуждать, спорить, выяснять сообща . Утром на календаре предстоящего дня по картинкам и обозначениям дети выясняли, о чём или о ком им предстоит узнать.
Во второй половине дня устраивались творческие мастерские, каждый ребёнок мог проявить творчество в любимой технике изображения.
Заключение
Реализация проекта проходила не в строгой последовательности, игры-драматизации, подвижные игры, творческие мастерские, просмотры видеороликов повторялись по инициативе детей.
Моделирование проблемных ситуаций во взаимодействии с детьми, организация игр соревновательного характера, активизируют мышление инициативу у детей.
Практическая необходимость в знаниях на данный момент: победить в викторине, распознать следы, чтобы добраться до истины узнать тайну исчезновения саблезубого тигра вызывают желание дойти до поставленной цели. Ребёнок сам становится активным в выборе своего образования. Работая в группе:
- каждый ребенок ощущает свою принадлежность к сообществу и развивает умение действовать по правилам этого сообщества
- формируется качество личности, умей принять исход игры, даже если он не в твою пользу
- обеспечиваются равные возможности для полноценного развития и воспитания, дети могут свободно выражать себя, получать и применять знания в игре.
Ценно и то, что в основу многих мероприятий был положен материальный продукт, в создании которого участвовал сам ребёнок, что, безусловно, помогало ему расширить социальный и практический опыт. Говорить перед аудиторий, высказывать свою точку зрения - всё это подготовка к следующему этапу в своей жизни к обучению.
Список используемой литературы
1.Акимушкин И.И. Мир животных. - М. - 1975. - С. 26
2.Веретенникова С.А. ознакомление дошкольников с природой. - М. - 1980. - С. 48
3.Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. - М.: Просвещение. - 1993. - С. 27
4.Николаева С.Н. Юный эколог. - М. - 2005 - С. 8
5.Николаева С.Н., Мешкова Н.Н. Методическое руководство к картинам из жизни диких животных. - М.: Просвещение. - 1990. - С. 3 6.www.youtube.com
Серия документальных видеофильмов для детей.
Оглавление
Титульный лист……………………………………………1
Паспорт проекта. Актуальность………………………….2
Цель, задачи. Предполагаемый результат……………….3
Краткая аннотация к проекту………………………… 4-5
План реализации проекта
(тема, цель, форма работы)…………………………………….5-9
Визуальный ряд к проекту…………………………….9-16
Заключение……………………………………………… 17
Список используемой литературы………………………18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)
Данный исследовательский проект представлен на VII городской НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира". По направлению: Живая природа (зоология и экол...
Познавательно-исследовательская деятельность «Домашние животные» в старшей группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Познавательное развитие: уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с временем года, их внешнем виде, повадках;Речевое развитие: расширить и активизировать ...
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Дикие животные» (с использованием ИКТ)
1. Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме. 2. Задачи:Образовательные:· За...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дикие животные»
Тема: «Дикие животные» Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой. Задачи: Организовать исследовательскую деятельность по формированию у детей представлений о разновидн...
Технологическая карта по познавательной-исследовательской деятельности «Дикие животные Прибайкалья».
Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью. Задачи: - организовать деятельность ...
Исследовательская работа «Бездомные животные нашего города»
Привлечь к проблеме бездомных животных детей и взрослых....
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).
Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...