Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование.
С самого детства, сколько мы себя помним, мы занимаемся коллекционированием. Так вот это увлечение мы используем в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
( слайд 1)
Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.
Воспитатели: Бобровская С. И.
Абузярова О. Г.
(слайд 2)
В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
(слайд 3) Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.
(слайд 4) Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование.
(слайд 5-6) С самого детства, сколько мы себя помним, мы занимаемся коллекционированием. Конечно, этот термин, мы узнаём позже. Многие же считают это детским увлечением, несерьезным делом. Так вот это увлечение мы используем в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.
(слайд 7) Коллекциони́рование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели автомобилей ) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы).
(слайд 8) Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
(слайд 9) Задачи:
- развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
- закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- развивать творческий потенциал воспитанников;
- пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
- расширять кругозор воспитанников;
- прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
- формировать бережное отношение к хранению коллекций;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- организовать детско-взрослое сообщество по интересу;
- активизировать участие родителей в образовательном процессе.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
(слайд 10) Коллекционирование - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.
(слайд 11) Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес.
(слайд 12) С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
(слайд 13-17) Коллекции в нашей группе самые разные: ракушки, камешки, листья, семена, фантики, марки, магнитики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, самолетики, машинки, матрёшки, коллекция картинок на палочках для театрализованных представлений, игрушечные музыкальные инструменты, коллекция рисунков детей по любимым мультфильмам и многое другое.
Для работы с детьми нами был разработан перспективный план сбора и продуктивного использования коллекций в соответствии с комплексно-тематическим планированием, соблюдением интересов ребёнка, системностью, непрерывностью, который носит рекомендательный характер.
(слайд 18) Этапы работы с коллекцией
Организация нашей педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:
(слайд 19) 1 этап – подготовительный:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей;
- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
Мы ненавязчиво рассказываем детям о какой-либо коллекции, собственной или увиденной, предлагаем детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнения детей.
Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживаем интерес детей к собирательству. Надо быть внимательным к интересам детей, иногда интерес одного ребенка может «заразить» группу детей. Если педагог чуток и внимателен, то можно вызвать интерес к созданию собственной коллекции.
Что же лучше всего коллекционировать в группе? Главное, чтобы союзниками в выборе были дети.
Младшие дети любят собирать фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов; более старшие – фигурки динозавров, значки, марки, модели автомобилей.
(слайд 20) 2 этап – основной:
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.
В процессе коллекционирования мы применяем методы и приемы, которые направляют детей замечать новое, неизвестное, постоянно задавать вопросы. Почему? Когда? Зачем?
(слайд 21) Некоторые из коллекций подходят для изучения свойств предметов, явлений окружающей среды, определения формы и величины.
(слайд 22-23) Персонажи коллекции мы стараемся включать в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность; можно разыгрывать игры – драматизации (сказки, цирк); в старших группах использовать для развития речи (например, построение творческих рассказов).
(слайд 24-25) Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, ИЗО, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Задача этого вида деятельности не в том, чтобы, собирая, например, коллекцию камней, сделаться геологом – любителем, а собирая репродукции картин – стать художником. Задача в том, чтобы найти, уточнить, узнать – осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметам коллекции, своему особенному образу коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая тех, кто подарил, при каких обстоятельствах были приобретены те или иные экземпляры, оживляются связи с людьми, с прошлым.
( слайд 26-28) Воспитатель может использовать коллекционирование с целью терапии. Детей необходимо учить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций (игрушки, фантики, камешки), которые смягчают, просветляют душу.
(слайд 29-36) После того, как дети начали приносить в детский сад ракушки из своих путешествий вместе с родителями за моря и океаны, возникла идея создать коллекцию ракушек и морских камней. Так как мы живём далеко от моря, и ракушки для детей являются необычным природным материалом, то в коллекцию решили выбрать самые красивые и необычные ракушки. Остальные ракушки оставили для изготовления поделок из природного материала. Камни мы сравнивали по цвету, структуре (при помощи лупы), по происхождению, выкладывали из камней узоры, выясняли, где в жизни используются камни (раствор, дорожки, заборы, стены замка и башни).
Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми. Необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.
(слайд 37-39) 3 этап – заключительный:
- организация выставок коллекций, творческих продуктов детей;
- презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом.
(слайд 40) Родители могут по-разному относиться к коллекционированию детей.
Задача педагога - помочь родителям осознать, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но, в то же время, серьезное, кропотливое и сложное.
(слайд 41-42) Для привлечения родителей к коллекционированию мы начали выяснять их позиции и провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари , стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, мы предлагаем им консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
(слайд 43-45) После этого родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция колокольчиков; коллекция предметов старины.
Создание коллекций в детском саду даёт детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, развивает внимание, память. Вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них, тем самым в процессе общения развивается речь детей. Появляется интерес побольше узнать о собранных экспонатах.
Таким образом, можно сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.
Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.
(слайд 46) Спасибо за внимание!
Использованная литература:
- Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
- Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
- Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, 2003.
- Ресурсы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»
Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.
Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование. С...
Коллекционирование- форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.
1 слайдКоллекционирование-форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.2 слайд Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной дв...
Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...
«Коллекционирование – одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности»
Статья раскрывает актуальность коллекционирования, виды и этапы работы с детскими коллекциями. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует ра...