Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Как представляли землю и небо наши предки»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Как представляли землю и небо наши предки»
Цель. Расширять представления детей о Космосе. Развивать логическое мышление и воображение детей. Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями.
Космос вовсе не так уж далек. До него всего час езды,
Если только ваш автомобиль способен ехать вертикально вверх.
(Фред Хойл)
- Ребята, как называется планета, на которой мы живем?
Правильно! Земля. Если смотреть на Землю с очень большой высоты, например, из космоса, то как она выглядит? Верно! Земля — огромный шар.
- А знаете ли вы, вокруг чего вращается наша планета? (Земля вращается вокруг Солнца)
Задав такие вопросы в древности, мы получили бы совсем другие ответы.
Древние греки думали, что Земля — плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы и равнины, леса, моря, реки и озера.
Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Он твердый и напоминает колпак. Днем небесный свод голубой, и по нему плывет золотое Солнце, а ночью свод становится темным, и на нем загораются звезды и месяц.
Древние греки считали, что звезды — это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молоточком к небесному своду.
Представьте, дети, что за чудо —
Земля, похожая на блюдо!
На плоском блюде — лес и горы,
Равнины, реки и озера.
Как будто твердым потолком,
Земля прикрыта колпаком.
Днем он прозрачный, голубой,
И Солнце по нему плывет,
А ночью — звездами, Луной
Украшен темный небосвод.
В древние времена люди считали Землю центром всего мира. Они думали, что Солнце движется вокруг неподвижно покоящейся планеты. Такие представления о Земле современные ученые называют геоцентрическими.
Ведь в переводе с греческого слово «гео» означает земля. Земля — в центре всего мироздания! Если я вас спрошу, на чем лежит Земля, то вы удивитесь моему вопросу. А в прежние времена такой вопрос часто обсуждался.
Некоторые народы полагали, что наша планета лежит на трех могучих слонах-великанах.
Другие думали, что Землю держат огромные киты.
А вот древние египтяне представляли планету в виде лежащего Бога, на теле которого растут деревья, травы и цветы. Небо они называли Богиней, наклонившейся к Богу-Земле. На платье Богини сверкали большие и малые драгоценные каменья — Солнце, Луна и звезды.
Наши предки — славяне — считали, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная «космическая птица». Посредине славянской вселенной, наподобие желтка в яйце, расположена наша планета. Вокруг нее одно за другим поднимаются девять небес.
Каждое небо, по представлению древних славян, имело свое особенное предназначение. На первом небе располагались Солнце и звезды, на втором — Луна, на третьем — тучи и ветры... Седьмое небо считалось твердым и прозрачным дном небесного Океана. Именно там хранились неисчерпаемые запасы живой воды, источники ливней и дождей.
А еще наши предки думали, что на любое из небес человек может попасть, взобравшись по огромному Мировому Древу (дереву). Именно это дерево связывало Землю и все девять небес.
Что же это за Мировое Древо?
Оно виделось славянам могучим вековым дубом, на котором созревают не только желуди, но и семена всех других растений.
Попав на седьмое небо по Мировому Древу, можно увидеть волшебный остров. Там царит вечное лето.
На этот остров улетают осенью перелетные птицы, там они зимуют, а весной возвращаются в родные края. Остров Лета древние славяне называли «Ириннеем»
Землю и небо наши предки считали живыми существами! Землю они называли матерью, относились к ней с величайшим уважением и любовью, даже справляли 10 мая именины земли. В этот день ее нельзя было тревожить: ни копать, ни пахать.
Небо славяне называли отцом и думали, что с высоты отец строго следит за своими детьми — людьми. А Солнце у славянских народов получило имя Даждьбог.
- Попробуйте объяснить такое название.
Оно включает в себя слово «дать». Ведь Солнце дает всему на земле свет и тепло, оно символ жизни!
Древним казалось, что Солнце перемещается по небу в золотой колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями, а солнечный свет исходит от золотого щита, который Даждьбог возит с собой.
Как и древние греки, древние славяне считали Землю центром всего мира.
- Ребята, давайте вместе подумаем, почему же у народов древности сложились такие представления о Земле и небе?
В те далекие времена у людей еще не было прочных и быстрых кораблей, на которых можно было совершать далекие кругосветные путешествия по морям и океанам; не было самолетов, из иллюминаторов которых можно было посмотреть на Землю сверху; не было спутников, вращающихся вокруг нашей планеты, с которых можно сфотографировать нашу планету. И конечно, не было современных приборов.
- Подумайте, почему Земля казалась людям плоским блюдом?
Представьте, что вы вышли во двор, чтобы поиграть на детской площадке. Посмотрите под ноги.
- Какой вам кажется земля, по которой вы ходите?
Верно! Плоской, как пол. Правда, на ее поверхности попадаются кочки и канавы, но общее впечатление все-таки такое, что земля — плоская.
Вот и в древние времена, когда люди знали только те небольшие участки земли, где они жили, наша планета казалась им плоской, как блюдо или поднос. Чтобы убедиться в том, что Земля похожа на огромный шар, нужно увидеть ее с очень большого расстояния.
Вопросы для детей:
- Вспомните, какой вы представляли Землю, когда были маленькими.
- Расскажите, какими представляли Землю и небо древние греки.
- Что думали об устройстве земли и неба древние славяне?
- Почему древние славяне называли землю матерью?
- Как вы думаете, они были правы в этом? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа в подготовительной группе на тему : "Путешествие в прошлое и настоящее нашей Родины-России".
Конспект занятия - беседы, посвященной развитию представления детей о понятии "Родина".Беседа носит обзорный характер. В доступной и понятной форме воспитатель знакомит детей с родным краем посредство...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»
Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...
Конспект беседы в подготовительной группе на тему: « Я и мой друг»
Конспект итоговой беседы по этическому воспитанию...
Конспект беседы в подготовительной группе на тему "Будь вежлив."
Конспект беседы в подготовительной группе на тему: "Будь вежлив."...
Конспект беседы в подготовительной группе на тему: «Все работы хороши»
Данная разработка представляет собой конспект беседы по социально коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста. Целью беседы является расширение знаний детей о назначении профессий,...
конспект беседы для подготовительной группы на тему: "ВОВ"
конспект беседы для подготовительной группы на тему: "Великая Отечественная Война"...