«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Выступление педагога на семинаре – практикуме:

«Использование  детского экспериментирования  в  развитии интеллектуально-познавательных  способностей детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no5_seminar_.docx158.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аист»

Семинар – практикум:

«Использование  детского экспериментирования  в  развитии интеллектуально-познавательных  способностей детей дошкольного возраста»

Выступление на  тему:  

 «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

C:\Users\валентина\Desktop\СОФЬЯ и УЛЬЯНА  к  проекту\IMG_20190117_161047.jpg

Подготовила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Аист»

Леготина Валентина Викторовна

                                         

Апрель 2019

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,  развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты, экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний,  понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность. 

 Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Опыты, эксперименты  проводятся   в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, опыты можно  использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.

Элементарность опытов заключается:

  • во-первых, в характере решаемых задач - они неизвестны только детям.
  • Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
  • В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, не должен наноситься  вред и ущерб растениям и животным

     Опыты, эксперименты   используются  для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

  Опыт, эксперимент  используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.

Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они  могут проводиться с группой,  с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян) воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

 Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация  выводов на основе полученных результатов.

     Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.

Организационный  момент должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать  детей.  Мотив экспериментирования должен  быть  осознанным ребенком  (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)    

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В  процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.

Результаты  проведения опытов и экспериментов находят отражение  и в творческой деятельности детей.

Я считаю, что экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что соответствует новым Федеральным государственным образовательным стандартам.

«Что помогает птицам летать?»

Цель: Узнать, что помогает птицам летать.

Ход: Вы хотите узнать, что помогает птицам летать? (ответы детей)

Для этого вспомним:

- Чем покрыто тело птиц?

- Везде ли у птиц перья одинаковый длины, формы и цвета?  

- Какие перья на хвосте и крыльях? (рассмотреть)

- Чем различаются перья? (ответы детей).

- Какие перья на ощупь? (мягкие). А что это? (гвоздь). Какой на ощупь гвоздь? (твёрдый). Что тяжелее? Подуйте на пёрышко и на гвоздь. Что вы увидели? Как по-вашему, почему летают только пёрышки? (они  лёгкие, а гвоздь – тяжёлый, тяжёлые предметы не летают).

Вывод: птицам помогают летать легкие перья.

      

«Почему белые медведи не замерзают?»

Цель: Выяснить, почему белые медведи не замерзают.

Ход: Сегодня мы познакомимся с животным. А кто это отгадайте на ощупь (кусочек густого меха помещается в «Ящик ощущений», дети ощупывают его и делают предположения).

Воспитатель предлагает загадку-описание:

- Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь, живет на Северном полюсе. (Белый медведь)

Мы будем говорить о белых медведях, и узнаем, почему они не замерзают.

- Давайте вспомним, на кого похожи белые медведи?

- Где они живут?

- На кого они охотятся?

- Умеют ли медведи плавать?

- Что помогает им ловить рыбу?

- Что помогает жить белым медведям в суровых условиях севера? (ответы детей). 

- Почему они не замерзают?                                                                                          

      Детям предлагается с помощью опыта это выяснить. В пластиковые бутылки налить горячей воды, положить их в коробку, но одну бутылку укутать кусочком меха. Бутылки вынести на улицу. Через некоторое время бутылки внести в группу. Дети, ощупывая, сравнивают температуру воды в бутылках. Что вы  почувствовали? (ответы детей)

Вывод: У белых медведей густой мех, а мех хорошо сохраняет тепло, благодаря  воздуху, который находится между ворсинок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальная деятельность, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует развитию детской одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

«Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель    мира»                   ...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....