«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Выступление педагога на семинаре – практикуме:
«Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no5_seminar_.docx | 158.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аист»
Семинар – практикум:
«Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Выступление на тему:
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Аист»
Леготина Валентина Викторовна
Апрель 2019
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты, экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.
Элементарность опытов заключается:
- во-первых, в характере решаемых задач - они неизвестны только детям.
- Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
- В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, не должен наноситься вред и ущерб растениям и животным
Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.
Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.
Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян) воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.
Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.
Результаты проведения опытов и экспериментов находят отражение и в творческой деятельности детей.
Я считаю, что экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что соответствует новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
«Что помогает птицам летать?»
Цель: Узнать, что помогает птицам летать.
Ход: Вы хотите узнать, что помогает птицам летать? (ответы детей)
Для этого вспомним:
- Чем покрыто тело птиц?
- Везде ли у птиц перья одинаковый длины, формы и цвета?
- Какие перья на хвосте и крыльях? (рассмотреть)
- Чем различаются перья? (ответы детей).
- Какие перья на ощупь? (мягкие). А что это? (гвоздь). Какой на ощупь гвоздь? (твёрдый). Что тяжелее? Подуйте на пёрышко и на гвоздь. Что вы увидели? Как по-вашему, почему летают только пёрышки? (они лёгкие, а гвоздь – тяжёлый, тяжёлые предметы не летают).
Вывод: птицам помогают летать легкие перья.
«Почему белые медведи не замерзают?»
Цель: Выяснить, почему белые медведи не замерзают.
Ход: Сегодня мы познакомимся с животным. А кто это отгадайте на ощупь (кусочек густого меха помещается в «Ящик ощущений», дети ощупывают его и делают предположения).
Воспитатель предлагает загадку-описание:
- Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь, живет на Северном полюсе. (Белый медведь)
Мы будем говорить о белых медведях, и узнаем, почему они не замерзают.
- Давайте вспомним, на кого похожи белые медведи?
- Где они живут?
- На кого они охотятся?
- Умеют ли медведи плавать?
- Что помогает им ловить рыбу?
- Что помогает жить белым медведям в суровых условиях севера? (ответы детей).
- Почему они не замерзают?
Детям предлагается с помощью опыта это выяснить. В пластиковые бутылки налить горячей воды, положить их в коробку, но одну бутылку укутать кусочком меха. Бутылки вынести на улицу. Через некоторое время бутылки внести в группу. Дети, ощупывая, сравнивают температуру воды в бутылках. Что вы почувствовали? (ответы детей)
Вывод: У белых медведей густой мех, а мех хорошо сохраняет тепло, благодаря воздуху, который находится между ворсинок.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальная деятельность, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует развитию детской одаренности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.»
Детство-радостная пора открытий....
Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
«Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира» ...
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»
Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....