"Использование проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками"
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_proektnaya_deyatelnost_v_st.doshk_.vozraste.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками»
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Позволяет сделать образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.
Воспитание у детей любви к своей Родине – это многогранный, долговременный, длительный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, к родной природе.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки для формирования патриотических чувств у детей, формируются представления о родном крае и родной природе, мире, где живет человек. Основы патриотического воспитания закладываются с самого раннего детства, прежде всего в семье.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В.А.Сухомлинский отмечает: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». [2, с.38] Мы стремимся к тому, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному поселку и к людям, живущим в нем.
ПРИМЕР
Цветкова Елена Петровна, воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №10 "Щелкунчик", пгт Черёмушки, г.Саяногорск.
В этом дошкольном образовательном учреждении совместно с детьми и родителями был разработан проект под названием «Любимый край – Черемушки мои». Целью проекта стало воспитание любви к родному поселку Черемушки у детей старшего дошкольного возраста. Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему поселку;
- формирование бережного отношения к родной природе;
- воспитание уважения к людям, живущим в поселке;
- расширение знаний и представлений о своем поселке;
- воспитание чувства гордости за значимость родного поселка для всей страны;
Данные задачи реализуются в педагогическом процессе и решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, экскурсиях, в играх, в труде, в быту, в общении со взрослыми и сверстниками.
Новизна проекта в том, что он включал в себя региональные особенности и реализовывался в процессе поисково-исследовательской деятельность детей совместно с родителями, которые стали активными участниками данного проекта. В процессе реализации проекта педагоги активно привлекали социальных партнеров: родителей, муниципальное учреждение культуры «Русь», муниципальное учреждение Дом культуры «Энергетик», клуб пожилых людей «Мудрость», библиотеку, музыкальную школу, станцию детского юношеского туризма «Борус», что позволило наиболее всесторонне и интересно познакомить детей с родным поселком, с людьми, проживающими в нем.
В процессе реализации проекта мы использовали разнообразные формы работы: экскурсии в библиотеку; выставки рисунков в нашем дошкольном образовательном учреждении и в муниципальном учреждении культуры «Русь»; принимали участие в выставке детских работ в «Пасхальном фестивале»; проводили встречи с интересными людьми – поэтами литературного объединения «Стрежень»; тесно сотрудничали с музыкальной школой; участвовали в конкурсе «Юные музыканты и художники нашего поселка»; сами создали книгу стихов и рассказов о Черемушках, написанных детьми и родителями; устраивали выставки фотографий с участием родителей «Природа моего края», посещали вместе с родителями места отдыха нашего поселка; совершили экскурсию на СШ ГЭС; ходили вместе с туристическим клубом «Борус» в поход в лес, участвовали совместно с родителями в проведении операции «Сделаем поселок чище»; организовали и провели субботник на территории детского сада; участвовали совместно с родителями в акции «Посади свое дерево».
Таким образом, в результате реализации проекта у детей существенно расширились знания и представления о родном поселке; появилось чувство гордости за свой поселок и людей, которые в нем проживают; дети стали с уважением относиться к труду взрослых; полюбили природу родного края и стали бережно относиться к ней.
Проектный метод побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Литература:
1. Новийкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
2. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. – М., 1978
3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.: ил.
4. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.
Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями "
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями"...
Консультация: «Использование проектной деятельности в работе с семьей»
«От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний мал...
«Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ».
Основная задача педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им. В детском саду...
«Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ».
В данном материале раскрывается работа нед проектом «Классическая музыка в детском саду»...
Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы".
Актуальность :Одной из задач определённых федеральным государственным образовательным стандартомдошкольного образования (ФГОС ДО) в работе с родителями является:... объединения обучения и воспит...
Из опыта работы "Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития"
В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образ...