Сценарий семинара – практикума для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В основной части семенара - практикума родители знакомятся с этапами организации исследовательской деятельности с детьми. В практической части родители организовывают совместную познавательно - исследовательскую деятельность с детьми. Родители придумывают для своих детей проблемные ситуации, побуждали детей задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проговаривать свои действия и формулировать выводы. В ходе исследовательской деятельности родители учатся устанавливать партнерские отношения, эффективно взаимодействовать с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_seminara_-_praktikuma_dlya_roditeley.docx | 48.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимофеева Ольга Николаевна
Воспитатель 1 квалификационная категория .
МБОУ «Начальная школа № 15»
г. Нефтеюганск
Сценарий семинара – практикума для родителей «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Аннотация. Семинар – практикум способствует расширению представлений родителей об организации развивающей среды для совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми, о методах и приемах ее организации с детьми старшего дошкольного возраста в семье; развитию партнерских отношений родителей с детьми в ходе познавательно–исследовательской деятельности.
Ключевые слова. Познавательно - исследовательская деятельность, партнерские отношения, проблемная ситуация, гипотеза, умозаключение, экспериментальная деятельность.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы очень заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для организации его познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и в семье.
Просим Вас ответить на вопросы или подчеркнуть один из вариантов ответов, предложить свой вариант ответа на следующие вопросы:
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет )
2. Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
3. Как Вы поддерживаете интерес ребенка к исследовательской деятельности:
а) одобряю его интересы, задаю вопросы; предлагаю провести опыты с предметами
б) никак.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (С водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом, с магнитами, с песком и т.д.)____________
5. Выдвигает ли Ваш ребёнок гипотезы (предположения)? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
6.Делает ли Ваш ребенок выводы и умозаключения? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
7. Знаете ли Вы, как организовать исследовательскую деятельность в семье? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
8. Хотите ли Вы приобрести знания о том, как организовать познавательно - исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях? (Да, нет)
Благодарим за сотрудничество!
Приложение № 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! С целью выявления эффективности проведенного семинара – практикума прошу Вас ответить на вопросы анкеты:
1.Понравилось ли Вам мероприятие, в котором Вы приняли участие? ( да, нет, затрудняюсь ответить)
2.Вам был доступен и понятен предложенный материал? (да, нет)
3.Определите тот этап деятельности, на котором Вы испытывали затруднения:
Определение цели деятельности (создание проблемной ситуации)
Выдвижение гипотез.
В выборе необходимого оборудования.
Проведение опыта; наблюдение за результатами опыта.
Обсуждение результатов опыта, формулирование выводов.
Фиксирование в виде алгоритма своих действий при проведении опыта (эксперимента)
4.Будите ли Вы дома организовывать исследовательскую деятельность с ребенком? (да, нет, не знаю).
5.Требуется ли Вам дополнительная индивидуальная консультация по организации познавательно- исследовательской деятельности с ребенком? (да, нет)
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2
Памятка для родителей.
Этапы организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми
1 | Постановка исследовательской задачи или определение цели деятельности |
2 | Выдвижение гипотез |
3 | Выбор необходимого оборудования |
4 | Проведение опыта; наблюдения за результатами опыта: подтвердился или не подтвердился результат поиска? |
5 | Обсуждение результатов опыта, формулирование выводов |
6 | Фиксирование в виде алгоритма своих действий при проведении опыта (эксперимента) |
Советы педагога:
-Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по какому-либо обсуждаемому с Вами вопросу, даже если его мнение Вам кажется наивным.
Все имеют право на свою точку зрения, даже неправильную!
Важно найти истину вместе!
-Не надо торопиться учить ребёнка тому, что мы взрослые считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным.
Надо помнить:
Усваивается все прочно и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все самостоятельно!
Словарь терминов:
Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться.
Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и неотделим от исследовательского поведения. Который именуют метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества.
Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание
Предварительная работа:
Анкетирование родителей. Цель: выявить уровень компетентности родителей в организации познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. (Приложение №1)
Разработка памятки «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в семье»(Приложение№3) и анкет для родителей( Приложение№1,2).
Подготовка оборудования и материалов для проведения опытов.
Оборудование: презентация MicrosoftPowerPoint «Наши дети – исследователи». Памятки для родителей. Материалы и оборудование для экспериментальной деятельности для каждого ребенка с родителем.
1.Вступительное слово педагога: Уважаемые родители! Я рада встрече с Вами.
Я очень надеюсь, что она будет интересной и увлекательной. Но в начале нашей встречи, мне все- таки хочется напомнить Вам, что в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами», поэтому мне, уважаемые родители, хочется напомнить Вам, о том, что Вы обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
О том, как можно закладывать основы интеллектуального развития личности ребенка мы сегодня и поговорим, в частности, об организации совместной познавательно-исследовательской деятельности. Так как в ходе этой деятельности дети учатся выдвигать гипотезы, анализировать свою деятельность, делать выводы и умозаключения, расширяют представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности детей дошкольного возраста наряду с игровой. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
2.Информирование родителей об организации совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с воспитанниками в группе. Просмотр презентации «Наши дети–исследователи». В нашей группе уделяется много внимания организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, направленной на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Для этого создаются проблемные ситуации, которые дети должны разрешать посредством проведения опытов и экспериментов. В ходе деятельности они учатся выдвигать гипотезы анализировать свою деятельность, делать выводы и умозаключения, овладевают представлениями о том или ином свойстве или явлении. Совместно с детьми проводятся эксперименты с различными материалами и предметами. Все эксперименты, проводимые с детьми доступны для исследования, и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.
Вашему вниманию я хочу представить слайдовую презентацию «Наши дети – исследователи», (показ слайдовой презентации).
3.Анализ результатов анкетирования родителей.
Уважаемые родители! Анализ Ваших анкет показывает, что почти все наши дети задают вопросы познавательного характера и проявляют большой интерес к исследовательской деятельности. И это должно нас с Вами радовать. Но у вас, уважаемые родители, существуют затруднения в организации познавательно - исследовательской деятельности с детьми в семье - 80% родителей затрудняются определить, выдвигает ли их ребенок гипотезы; а 60% родителей затрудняются определить, умеет ли их ребенок делать умозаключения и выводы. 70% родителей хотят получить практические знания по организации познавательно–исследовательской деятельности с детьми. И я Вам сегодня предоставляю такую возможность: я Вам расскажу о том, как правильно организовать познавательно- исследовательскую деятельность с ребенком и мы вместе с Вами и детьми проведем интересные исследования с яйцом и бумажными цветами. Сегодня Вы в практической деятельности убедитесь, что организация экспериментальной деятельности с детьми не требует больших усилий, необходимо только Ваше желание, немного фантазии и некоторые научные и педагогические знания.
4. Проведение с родителями игры « Академия идей».
Педагог: Я предлагаю Вам поучаствовать в игре «Академия идей». Мы поговорим о том, какие объекты и предметы окружающего мира можно исследовать с ребенком и где можно организовать такую деятельность. Встаньте, пожалуйста, в круг. И я вместе с Вами. Сейчас мы будим передавать мяч по кругу, и тот , у кого окажется мяч в руках, будет называть объекты или предметы окружающего мира, которые можно исследовать с ребенком. (Родители называют: магниты, песок, земля, зеркало, бумага, стекло, ткань, растение, нефть, дерево и др.)
Если родители называют необычный материал, то ему предлагается рассказать о том, как они с ребенком организуют исследования с этим предметом.
Педагог: Следующий вопрос игры: Где можно организовать экспериментальную деятельность с детьми? (Родителей называют: на кухне, ванной комнате, на прогулке, на даче и т.д. )
Если родители называют необычное место, то ему предлагается рассказать о том, как они с ребенком организуют исследования в этом месте.
После завершения игры педагог хвалит родителей и предлагает занять свои места и послушать небольшое сообщение.
5. Сообщение педагога «Организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». Организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста много внимания уделял профессор, доктор психологических наук Савенков А.Н. Свои рекомендации для Вас я разработала на основе его трудов.
Организуя познавательно- исследовательскую деятельность с ребенком важно помнить, что каждому ребенку гораздо интереснее самому проводить эксперименты и добывать знания, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких «открытий». Но проблема заключается в том, что, мы взрослые торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. При правильной организации экспериментальной деятельности с ребенком необходимо помнить о том, что
1.Взрослый – не учитель, а равноправный партнер.
2.У ребенка необходимо формировать устойчивую привычку не только задавать вопросы, но и пытаться самостоятельно искать на них ответы.
3.Необходимо побуждать ребенка обсуждать свою деятельность с партнерами по исследованию (родителями, сверстниками).
Существуют шесть этапов организации экспериментальной деятельности с ребенком
( информация предлагается родителям на слайде):
1 | Постановка исследовательской задачи или определение цели деятельности |
2 | Выдвижение гипотез |
3 | Выбор необходимого оборудования |
4 | Проведение опыта; наблюдения за результатами опыта: подтвердился или не подтвердился результат поиска? |
5 | Обсуждение результатов опыта, формулирование выводов |
6 | Фиксирование в виде алгоритма своих действий при проведении опыта (эксперимента) |
1.Поговорим конкретно об организации деятельности на каждом этапе:
Для начала необходимо вызвать интерес ребенка к исследовательской задаче, используя проблемную ситуацию или вопрос. Например: Петя, а ты хочешь, поймать воздух и поиграть с ним?
2.Чтобы перейти на следующий этап необходимо побудить ребенка выдвинуть гипотезу (предположение). Можно предложить ребенку подумать: а как это можно сделать? Следует помнить, что нельзя пренебрегать мнением ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют право на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе. На начальном этапе организации исследований с ребенком можно задавать наводящие вопросы, например: Что ты знаешь о воздухе? Какой воздух? С помощью, каких предметов можно поймать воздух? Если Вы будите проявлять неподдельный интерес к предлагаемой деятельности и иметь терпение, то ребенок обязательно начнет выдвигать гипотезы, делать предположения, о том, что можно воздух можно поймать, руками, чашкой, шапкой, детской сумкой, воздушным шариком.
3.Тогда можно переходить на следующий этап и предложить ребенку отобрать необходимое оборудование, чтобы проверить свои предположения.
4. Когда будет собрано оборудование и материалы для экспериментов, то ребенок проводит опыт самостоятельно или с Вашим участием, и наблюдает за результатами: подтвердилось или не подтвердилось его предположение? В ходе деятельности обязательно следует побуждать ребенка комментировать свои действия.
5. На этом этапе проявляйте заинтересованность в результатах труда ребенка, задайте ему вопросы: Например, если ребенок выбрал шапку, чтобы поймать воздух,
то спросите: У тебя получилось поймать воздух? Как ты определил, что не поймал воздух? Помните: оценку действий ребенка следует осуществлять лишь косвенно, а именно, сопоставляя результат с целью деятельности ребенка.
Уважаемые родители, а если ребенок выбрал целлофановый мешочек, то какие вопросы вы в этом случае зададите ребенку? (Как ты определил, что поймал воздух? Какой стал мешочек? Ты можешь с ним поиграть? С помощью, какого предмета ты поймал воздух? )
Таким образом, Вы с ребенком обсуждаете результаты опыта и подводите его к самостоятельной формулировке вывода. Вывод может быть таким: Воздух невиден, но его можно поймать с помощью целлофанового мешочка и поиграть с ним.
6. На следующем этапе предложите ребенку зарисовать свои действия в виде схемы, чтобы ребенок мог самостоятельно провести эксперимент в следующий раз или продемонстрировать его в детском саду или другим родственникам.
Уважаемые родители! Для Вашего ребенка очень важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Поэтому сегодня я предлагаю организовать совместную экспериментальную деятельность. Но в то же время я предлагаю вам использовать накопленные сегодня знания и организовать ее таким образом, чтобы она способствовала развитию исследовательских умений у детей: задавать вопросы;
выдвигать гипотезы; делать умозаключения; проявлять инициативу, самостоятельность, действовать с оборудованием, инструментами.
6. Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности детей совместно с родителями
Приглашаются дети.
Дети и их родители переходят в ту часть кабинета, которая оборудована под лабораторию. Оборудование: прозрачные пластиковые стаканы, сырые яйца, соль, сахар, крахмал, чистые листы бумаги формат А 4, цветные карандаши.
Педагог: Уважаемые родители и дети! Приглашаю Вас вместе с детьми пройти в нашу лабораторию и стать исследователями. Вам предлагается провести ряд экспериментов. Первый эксперимент: Как заставить яйцо плавать?
Педагог обращает внимание детей на стакан с водой, в котором плавает яйцо.
Педагог: Ребята, посмотрите, Знайке удалось заставить яйцо плавать в воде! А вы хотите, заставить яйцо плавать? Тогда рассмотрите предлагаемое вам оборудование и материалы в нашей лаборатории. Пока дети рассматривают, педагог ведет беседу с родителями:
Педагог: Уважаемые родители, предлагаю Вам продолжить организацию познавательно-исследовательской деятельности с ребенком. Обращаю ваше внимание, что на слайде, представлены для вас подсказки о том, как организовать деятельность с ребенком на каждом этапе. Я уже заинтересовала ваших детей. Что вы будете делать на следующем этапе?
Родители. Дети должны выдвигать гипотезы
Педагог: Что вы должны сделать, чтобы ваш ребенок выдвинул гипотезу? Какой вы зададите ребенку вопрос? Помните, не следует пренебрегать мнением ребенка, если даже его мнение вам кажется наивным. На начальном этапе можно задавать наводящие вопросы. Главное - побудить его подумать и высказать предположение о том, какой предмет заставит яйцо плавать? Какой вопрос вы зададите Вашему ребенку?
Родители: Как ты думаешь, с помощь какого вещества можно заставить яйцо плавать?
Педагог: Молодцы! А что же вы будете делать дальше?
Родители: Наши дети должны подбирать необходимое оборудование для эксперимента и проводить опыт, наблюдая за результатом.
Педагог предлагает детям выбрать необходимое оборудование и разместиться за столами. Родители присоединяются к свои детям и организуют исследовательскую деятельность.
Дети добавляют в стаканы с водой то вещество, которое выбрали (соль, сахар, крахмал) размешивают его и опускают в воду яйцо и наблюдают за результатами опыта.
Педагог напоминает родителям, что обсуждая с ребенком результаты опыта, следует помнить то что они - равноправные партнеры по деятельности. И если ваш ребенок после проведения опыта сделал вывод, что яйцо не плавает, то что ему следует предложить делать дальше?
Родители: Провести опыт с другим веществом.
Педагог: А если у Вашего ребенка получилось заставить яйцо плавать, то порадуйтесь вместе с ним и похвалите его.
Родители и дети представляют свои результаты.
Педагог: Просто замечательно! Ну, вот эксперимент закончился, результат, достигнут и что же надо сделать еще?
Родители: Зафиксировать результаты опыта в виде алгоритма своих действий.
Дети фиксируют результаты деятельности, родители им помогают.
Педагог: Молодцы, когда будете уже дома, соберите всю семью и покажите, чему Вы сегодня научились.
Педагог: Уважаемые родители, теперь я предлагаю Вам самостоятельно организовать познавательно-исследовательскую деятельность с ребенком. «Как заставить цветы лотоса распуститься?
Оборудование: бумажные цветы, емкости с водой, бумага, карандаши.
Предварительная работа: Педагог заранее готовит цветы лотоса, вырезанные из цветной бумаги, у которых лепестки свернуты, то есть не распустились и предлагает их родителям.
В течение деятельности родителей с детьми, педагог осуществляет индивидуальное консультирование, оказывает помощь. Далее проводится совместное обсуждение поисково-исследовательской деятельности.
Дети уходят в группу.
7.Подведение итогов. Анкетирование родителей (Приложение 2)
Педагог: Уважаемые родители. Но вот и пришло время подвести итоги. Легко ли вам было организовать опыты с детьми? Испытывали ли вы затруднения? В чем они выражаются? Заполните, пожалуйста, анкеты.
Педагог: мы можем сделать вывод: что сегодня Вы, уважаемые родители, повысили свою компетентность в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагог: В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Только через собственные действия ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое место в нём.
Вручение родителям памяток содержащих информацию об организации познавательной деятельности с детьми, полезные советы, небольшой словарь терминов, ссылки на сайты.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
4. Кодекс профессиональной этики работников МБДОУ «Детский сад № 1», утвержденный приказом заведующего № 449 от 03.12.2013
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
7. Положение о взаимодействии с родителями (законными представителями) в МБДОУ «Детский сад № 1», утвержденное приказом заведующего от 05.09.2014 № 350
8. Савенков А. И. «Маленькие исследователи. Как научить дошкольника приобретать знания» - Я.: Академия развития, 2002.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...
Сценарий творческой гостиной «Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Программой»
Сценарий творческой гостиной "Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствиис Программой" п...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...
Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".
Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Извержение вулкана»
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские уме...
Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот за...
"Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лаборатория почемучек»"
совместная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с применением ТИКО-конструктора....