"Свойства песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 2
______________________________________________________________________
155048 Ивановская область, г. Тейково, ул. 8 Марта, д. 7 тел.(8)49343 4-16-73
e-mail-mdou2teikovo@rambler.ru ИНН 3704003620 КПП 370401001
Конспект занятия
по опытно – экспериментальной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Свойства песка»
Подготовил и провел
воспитатель МДОУ № 2
Трубина В.М.
г.Тейково, 2017 г.
Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.
Развивающие:
- развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;
- активизировать словарь детей, умение делать выводы;
- развивать мышление: учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, и делать умозаключение;
- развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность;
- воспитывать у детей любознательность, дружеские отношения со сверстниками.
Планируемые результаты:
– дети проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности; задают вопросы взрослым и сверстникам; интересуются причинно – следственными связями; пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонны наблюдать, экспериментировать.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Речевое развитие», Художественно – эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методы: практический, словесный, наглядный, игровой.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, решение проблемных ситуаций путем экспериментирования, использование художественного слова, вопросы к детям, пояснение.
Предварительная работа:
заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок»; чтение сказки «Песок и солнечный свет»; игры с сухим песком; просмотр фильма «Рисование песком. Сказка»; рисование на тему: «Где живет песок»; беседы о том, что песок - неживая природа, о мерах осторожности во время игр с песком.
Оборудование:
- песок, одноразовые стаканчики – прозрачные и красные;
- ложечки, деревянные палочки, тарелочки;
- лупы, бутылочки, баночки с воронками;
- иллюстрации с изображением песка;
- фартуки, подносы по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель:-
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
В.: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?( Буратино).
В: - А что это нам принёс Буратино? «Чудесный мешочек» .Давайте посмотрим что это. Определите на ощупь, что там находится (сахар, песок, соль).
Посмотрев во внутрь мешочка воспитатель определяет, что там песок.
В.: - Буратино хочет, чтобы мы ему рассказали про песок. Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, проходите на свои места.
В.: - С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в глаза.
Опыт «Песчаный конус»
В.: - Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
В.: - Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: свойство песка- сыпучесть.
В.: -А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа). Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.
В.: - Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки). Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
Опыт «Мокрый песок»
.В.: - Теперь возьмите два стаканчика с песком. В один стаканчик налейте воды из маленького стаканчика. Какой стал песок? (мокрый) Возьмем палочку и воткните её по очереди в стаканчики с песком . Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? В мокрый песок, палочку воткнуть трудно. А вот в сухой песок палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Вывод: песок — рыхлый.
В.: - Вытащите палочку из стаканчика, и положите на поднос. Возьмите стаканчики на руки. Какой стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой? Давайте проверим. – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
Опыт «Песок пропускает воду».
В.: -Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду? Давайте это проверим. Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок из прозрачного стаканчика, А теперь налейте из бутылочки воду в песок. Что происходит с водой (она проходит через песок).
Вывод: песок пропускае воду.
В.: - Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:
Песок состоит из песчинок;
Сухой песок сыпучий;
Мокрый песок тяжелее сухого;
Песок пропускает воду.
В.: - Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.
В.: - -Песок используется для детских игр.
В.: -А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, скорее растопил наш снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...
Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »
Цель: формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...
Изучение свойств песка и строительство из песка
В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...
Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Обучающие задачи:Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Актуализировать интерес к работе с песком.Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и д...
Экспериментальная деятельность. тема "Песок.Свойства песка" Изготовление куличиков из песка.
тема "Песок. Свойства песка" Изготовление куличиков из песка....
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...