"Свойства песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Трубина Валерия Михайловна

Закрепление свойств песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_peska.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

______________________________________________________________________

155048 Ивановская область, г. Тейково, ул. 8 Марта, д. 7   тел.(8)49343 4-16-73

e-mail-mdou2teikovo@rambler.ru     ИНН 3704003620   КПП 370401001

Конспект занятия

по опытно – экспериментальной деятельности

для детей среднего  дошкольного возраста

Тема: «Свойства песка»

Подготовил и провел

воспитатель МДОУ № 2

Трубина В.М.

г.Тейково, 2017 г.

Цель: развивать познавательно-исследовательские способности детей.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить.

Развивающие:

  • развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • активизировать словарь детей, умение делать выводы;
  • развивать мышление: учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, и делать умозаключение;
  • развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, наблюдательность, аккуратность;
  • воспитывать у детей любознательность, дружеские отношения со сверстниками.

Планируемые результаты:

– дети  проявляют любознательность, интерес  к исследовательской деятельности; задают вопросы взрослым и сверстникам; интересуются причинно – следственными связями; пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонны наблюдать, экспериментировать.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта:  интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Речевое развитие», Художественно – эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы: практический, словесный, наглядный, игровой.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, решение проблемных ситуаций путем экспериментирования, использование художественного слова, вопросы к детям, пояснение.

Предварительная работа:

заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок»; чтение сказки «Песок и солнечный свет»; игры с сухим песком; просмотр фильма «Рисование песком. Сказка»; рисование на тему: «Где живет песок»; беседы о том, что песок - неживая природа, о мерах осторожности во время игр с песком.

Оборудование:

  • песок, одноразовые стаканчики – прозрачные и красные;
  • ложечки, деревянные палочки, тарелочки;
  • лупы, бутылочки, баночки с воронками;
  • иллюстрации с изображением песка;
  • фартуки, подносы по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель:-

  Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

В.: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?( Буратино).

В: - А что это нам принёс Буратино? «Чудесный мешочек» .Давайте посмотрим что это. Определите на ощупь, что там находится (сахар, песок, соль).

 Посмотрев во внутрь мешочка воспитатель определяет, что там песок.

 В.: - Буратино хочет, чтобы мы ему рассказали про песок. Мы сегодня будем с вами проводить опыты с песком, проходите на свои места.

В.: - С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот, ни в глаза.

Опыт «Песчаный конус»

В.: - Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

В.: - Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок то в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: свойство песка- сыпучесть.

В.: -А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа). Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.

В.: - Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки). Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.

Опыт «Мокрый песок»

.В.: - Теперь возьмите два стаканчика с песком. В один стаканчик налейте воды из маленького стаканчика. Какой стал песок? (мокрый) Возьмем палочку и воткните её по очереди в стаканчики с песком . Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? В мокрый песок, палочку воткнуть трудно. А вот в сухой песок палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче.  Вывод: песок — рыхлый.

В.: - Вытащите палочку из стаканчика, и положите на поднос. Возьмите стаканчики на руки. Какой стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой? Давайте проверим. – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

Опыт «Песок пропускает воду».

В.: -Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду? Давайте это проверим. Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок из прозрачного стаканчика, А теперь налейте из бутылочки воду в песок. Что происходит с водой (она проходит через песок).

Вывод: песок пропускае воду.

В.: - Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

В.: - Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко.

В.: - -Песок используется для детских игр.

В.: -А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, скорее растопил наш  снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...

Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Обучающие задачи:Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Актуализировать интерес к работе с песком.Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и д...

Экспериментальная деятельность. тема "Песок.Свойства песка" Изготовление куличиков из песка.

тема "Песок. Свойства песка" Изготовление куличиков из песка....

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...