НОД "Птицы Саратовской области"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Гебель Ольга Александровна

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

 

Задачи:

 

1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме и зимующих птицах Саратовской области. Познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, снегирь, сорока, дятел.

 

2. Продолжить развивать речь и навыки общения; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки.

 

3. Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, потребности и необходимость заботливого отношения к живым существам, любовь к птицам, желание помогать им.

 

Оборудование: Мультимедийная установка. Презентация «Зимующие птицы Саратовской области».

 

Предварительная работа:

Наблюдение за зимними явлениями в природе.

Наблюдение за зимующими птицами на участке детского сада.

Рассматривание репродукций и фотографий с изображением птиц.

Чтение природоведческой литературы.

Беседа о зимующих птицах.

Разучивание стихов и загадок о птицах.

Изготовление, с помощью родителей, кормушек и корма для птиц.

 

Подготовка воспитателя :Подбор стихов, загадок, игр , картинок к презентации «Зимующие птицы нашей области» , создание презентации ,  подбор и распечатка красочных картинок с изображением зимующих птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptitsy_saratovskoy_oblastiodt.odt32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме и зимующих птицах Саратовской области. Познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, снегирь, сорока, дятел.

2. Продолжить развивать речь и навыки общения; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, потребности и необходимость заботливого отношения к живым существам, любовь к птицам, желание помогать им.

Оборудование: Мультимедийная установка. Презентация «Зимующие птицы Саратовской области». 

Предварительная работа:

Наблюдение за зимними явлениями в природе.

Наблюдение за зимующими птицами на участке детского сада.

Рассматривание репродукций и фотографий с изображением птиц.

Чтение природоведческой литературы.

Беседа о зимующих птицах.

Разучивание стихов и загадок о птицах.

Изготовление, с помощью родителей, кормушек и корма для птиц.

Подготовка воспитателя :Подбор стихов, загадок, игр , картинок к презентации «Зимующие птицы нашей области» , создание презентации ,  подбор и распечатка красочных картинок с изображением зимующих птиц.

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель.Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель.Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель.А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель.Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель.Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет у нас речь? (Ответы детей) 

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. 

Картинка с изображением разных птиц появляется на слайде.

«Красивые птицы на дереве».

Кто же такие птицы? (Высказывания детей.). Птицы - такие животные, тело которых покрыто перьями. Птицы – наши верные пернатые друзья. Они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению. Они приносят огромную пользу человеку: истребляют вредных насекомых, уничтожают червей, жуков. У птиц есть крылья, и они умеют летать.

Воспитатель: Ребята, вспомните, а что делают лесные птицы поздней осенью? (Ответы детей).Воспитатель: Правильно, улетают в тёплые края.Но есть такие птицы, которых мы с вами видим каждый день, они живут рядом с нами, в нашем городе. Эти птицы не улетают на юг, зимуют с нами.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно. Они нуждаются в помощи человека 

Воспитатель: Давайте рассмотрим их внимательно.

«Зимующие птицы»

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но зимний день короткий и птицы едва успевают прокормиться и утолить голод. Очень трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. А во время гололедицы ветки деревьев покрываются ледяной коркой, что также затрудняет добывание корма. Птицам бывает невозможно вытащить насекомых из щелей коры или склевать оледеневшие ягоды и почки. При постоянном недоедании в зимнюю стужу, многие птицы голодные, ослабевшие погибают. Поэтому птички в зимнее время приближаются к жилищам людей. И если мы будем подкармливать птиц, то поможем пережить зиму пернатым друзьям.

Воспитатель: Теперь с вами будем отгадывать загадки. Если отгадаете загадки правильно, то на экране появятся картинки с птицами-отгадками.

Наша первая гостья: 

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: Синица.

 «Синичка». 

Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо. Шустрая, на месте не сидит, легко прыгает по веткам, цепляется за ствол и ползает вверх-вниз, ищет насекомых, которые спрятались под корой дерева

Следующий гость:
Красногрудый, чернокрылый, 
Любит зёрнышки клевать.
 С первым снегом на рябине 
Он появится опять.

 « Снегирь».

 Это снегирь. У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях. Спинка у снегиря голубовато-серая, клюв чёрный. Зиму проводят в странствиях, перебираясь поближе к человеческому жилью. Снегирь по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Они питаются ягодами рябины, облепихи, барбариса; клёна, липы; почками. Снегири мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм! ». Полезны тем, что в летний период поедают вредных насекомых.

Следующий гость:Я по дереву стучу,
Червячка
 добыть хочу,
Хоть
 и скрылся под корой - 
Все равно он будет мой!Дети:(Дятел)

«Дятел».

 Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

Следующая гостья: Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?
Такая
 с ней морока,
Когда
 трещит ……
Дети: Сорока.

 «Сорока».

Это сорока.Сорока – крупная птица. У неё голова и крылья – чёрные, хвост тоже чёрный, с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Сорока – белобока, потому что пёрышки у неё по бокам белые. Зимой птицы перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины.  Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходят небольшими шажками.Она всеядна, питается ягодами семенами растений, грызунами, насекомыми …. Сорока громко стрекочет: «Ча - ча - ча! » Сороки - истребляют вредных насекомых и грызунов, переносят семена растений, строят несколько гнёзд, в которых селятся другие птицы. (Сороки любят блестящие предметы.)

Следующий гость:
Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

По ночам кочует,

Коноплю ворует.

Дети: Воробей.

 «Воробей»

Это воробей. Воробей маленькая, очень подвижная птичка. Грудка у него серая, а крылья, спинка и хвостик коричневого цвета. клюв тонкий. Зимуют воробьи и в городе, и в деревне рядом с человеком.  щелях стен, под крышами домов, балконов, на свалках, в заброшенных гнёздах … .)Воробей по земле прыгает. Он питается зерном, семенами, семечками, крошками. Воробьи чирикают.В летний период воробей уничтожает вредных насекомых.

Следующие гости:
 Стайкою летают,
Кругом всё подмечают,
Только
 кинь пшено иль крошки,
 Всё сметут с твоей дорожки!

Дети: Голуби.

«Голубь».

Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало). 

Следующая гостья.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех сильней.

Прячется в высоких кронах,

А зовут её …

Дети: Ворона.

«Ворона»

Это ворона. Птица крупная. У вороны чёрные голова, горло, крылья, и хвост, остальное оперение серое. С наступлением холодов промышляет в городах и других населённых пунктах, ночуют на деревьях в парках и скверах. Ворона по земле шагает. Она всеядна. В её рационе насекомые, грызуны, яйца и птенцы других птиц, лягушки, ящерицы, зёрна злаков, семена растений …. Вороны каркают, умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека. Ворона – санитар, истребитель грызунов, отбросов, которые возникают возле человеческого жилья. Про ворону известно много забавных поговорок.

Про рассеянного человека говорят, что он считает ворон.

Про невнимательного человека, что он проворонил что-нибудь.


Физкультминутка:

Зарумянились кустарникиНе от утренней зари(Пощипывают щечки) Это красные фонарики Засветили снегири. (Руки поднять – вращение кистями)Чистят перышки пунцовые (Взмахи руками) Воду пьют из родника.(Руки за спину , выполнять наклоны вперёд) Переливы бубенцовые (Хлопают в ладоши).Нам слышны издалека!

«Чем питаются птицы?».

Эти птицы на всю зиму остаются в городе вместе снами, самое страшное для этих птичек зимой — голод. Вспомните, чем питаются птицы.
Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. 

 «Помощь птицам».

Зимой корма очень мало, и если на помочь птицам, они могут умереть. Подумайте, как им можно помочь? (Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов
К
 вам слетятся, как домой,
Стайки
 на крыльцо.
Не
 богаты их корма.
Горсть
 зерна нужна,
Горсть
 одна —
И не страшна
Будет
 им зима.
Сколько
 гибнет их — не счесть,
Видеть
 тяжело.
А
 ведь в нашем сердце есть
И
 для птиц тепло.
Разве
 можно забывать:
Улететь
 могли,
А
 остались зимовать
Заодно
 с людьми.
Приучите
 птиц в мороз
К
 своему окну,
Чтоб
 без песен не пришлось
Нам
 встречать весну.
 А.Яшин.

 «Птичья столовая».

Воспитатель: Да, ребята, люди могут и должны помогать зимующим птицам. Для этого необходимо заранее сделать для птиц кормушки.(Разновидности кормушек). Можно делать их из деревянных досок, картонных коробочек,(например, из-под сока или молока), пластиковых бутылок и т.д. Главное в кормушке — место, где будет насыпан корм, и веревочки, за которые кормушка вешается на дерево.

 « Рассказ-описание с опорой на план (по картинке).

-Как называется птица?
-Внешний
 вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, голова и т.д.) 
-Чем питается?
-Где проводит зиму?
-Какие
 трудности испытывают?
  какой помощи нуждаются?

Итог занятия
Воспитатель: Ребята, вспомните, про каких птиц мы с вами сегодня говорили? 
Почему их называют зимующими? Как к ним надо относиться?

Заключение.

Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду.

Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, вороны, дятлы, голуби, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.

Чтобы помочь зимующим птицам нашего села, необходимо  знать, чем они кормятся? При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!   В нашем городе зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях  птицы.

 Сытой птице мороз не страшен.

 Главное правило: Не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. 

 Всех этих птиц можно спасти, подкармливая их. Привыкнув к вашему участку зимой, они останутся весной на гнездование.

Список используемой литературы:

1 Книга « Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П. Г.Саморуковой.

2.Книга « Птицы России». Составитель Л. Л . Семаго.М. Советская Россия, 1992.

3. Рахманов А. И. « Птицы – наши друзья» , М. Росагропромиздат, 1989 .

4. Голованова Э. Н. «Птицы над полями». Ленинград. Гидрометеоиздат, 1987.

5 Пукинский Ю.Б. « Птицы» из серии « Природа Ленинградской области», Лениздат, 1988.

6. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1995, с 28 -30.

7.О.Ф.Горбатенко. Система экологического образования в ДОУ.-Волгоград: Учитель, 2007.-286с. 8. Н.Г.Зеленова., Л.Е.Осипова. Мы живем в России. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. -104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Красная книга Саратовской области"; Конспект НОД по образовательной области "Социализация", Перспективный план по ОБЖ в средней группе

Экологический проект " Красная книга Саратовской области"Конспект НОД по образовательной области "Социализация" Перспективный план по ОБЖ  в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ  в...

МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы Саратовского района Саратовской области" Воспитатель: Шевченко И.А.Совместный досуг детей и родителей "Русские посиделки"

МДОУ "Детский сад "Малышок" ст.Тарханы Саратовского района Саратовской области" Воспитатель: Шевченко И.А.  Совместный досуг детей и родителей  "Русские посиделки"  Цели ...

г. Красноармейск, Саратовская область МБДОУ «Детский сад № 14» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» «Учимся играя»

Цель: прививать навыки здорового образа  жизни через игровую деятельностьЗадачи:Образовательные: Учить детей различать близкие цветовые тона, соотносить предметы по цвету.Развивающие: Развивать м...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности старших дошкольников «Космонавты на Саратовской земле» посвященный 80-летию образования Саратовской области.

Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: 1. Закрепить знания детей о первых космонавтах Земли (Ю.А. Гага...