Конспект занятия «В гостях у зимующих птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Решонова Марина Сергеевна

Цель: формирование представлений о зимующих птицах родного края.

Задачи:

Обучающие: дать представление о зимующих птицах, почему они так называются, уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивающие: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, умение ориентироваться в пространстве, исключать лишнее. Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к пернатым друзьям, бережное, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: мультимедийная презентация, снежинки, изображение дерева, разрезные картинки с изображением зимующих птиц; сигнальные карточки с изображением солнышка и снежинки,  «кормушки» для птиц и корм для птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mo.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 11 «Голубок»

«В гостях у зимующих птиц»

 Подготовила и провела:

Воспитатель Решонова М.С.

                                                                           2019 год

Цель: формирование представлений о зимующих птицах родного края.

Задачи:

Обучающие: дать представление о зимующих птицах, почему они так называются, уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивающие: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, умение ориентироваться в пространстве, исключать лишнее. Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к пернатым друзьям, бережное, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: мультимедийная презентация, снежинки, изображение дерева, разрезные картинки с изображением зимующих птиц; сигнальные карточки с изображением солнышка и снежинки,  «кормушки» для птиц и корм для птиц.

Ход занятия:

Организационный момент.

Слайд 2.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех в нашем уютном зале. Сегодня у нас с вами необычное занятие, и прежде, чем мы начнем, я предлагаю, чтобы мы все поприветствовали друг друга.

- Раннее утро, солнышко встало,

Доброго дня всем оно пожелало.

Доброе утро звери и птицы!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Мы друг к другу повернемся и конечно улыбнемся!

- А сейчас я предлагаю вам присесть на стульчики. На столах у вас лежат снежинки веселые и грустные. Покажите мне ту снежинку, которая соответствует вашему настроению.

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела на дереве небольшую стайку птиц. А каких я птиц встретила, вы узнаете, отгадав загадки и голоса птиц.

Слайд 3. Игра «Отгадайка»

Слайд 4.

Сначала нажать на микрофон (будет звук), далее читаю загадку

  1. Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей), (щелкаем  - появляется картинка отгадка).

Слайд 5.

Сначала нажать на микрофон (будет звук), далее читаю загадку

  1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица). (щелкаем  - появляется картинка отгадка).

Слайд 6.

Сначала нажать на микрофон (будет звук), далее читаю загадку

  1. Чернокрылый, красногрудый.

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь) (щелкаем  - появляется картинка отгадка).

Слайд 7.

Сначала нажать на микрофон (будет звук), далее читаю загадку

  1. Окраска сероватая

Повадка вороватая

Известная персона

Кто это? (ворона) (щелкаем  - появляется картинка отгадка).

Слайд 8.

Педагог. Ребята, может быть кто-то знает, как называются эти птицы одним словом? это птицы  - зимующие!

Дети все вместе. Зимующие.

Педагог. Почему их называют зимующими?

Дети. Потому что они не улетают в тёплые края, остаются зимовать.

Педагог. Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зиму. В родных местах остаются те, которые могут себе находить пропитание. Такие птицы называются зимующими.

Слайд 9.

ПедагогМолодцы, ребята!  Птицы рассказали мне, что в лесу случилась беда:

 (Звучит аудиозапись с шумом ветра). Налетел северный ветер, унёс снежинки и теперь деревья замерзают без снега. Как вы думаете, почему деревьям холодно?

Дети. Снег служит деревьям покрывалом. Он сохраняет тепло.

Экран на мультимедийке закрывается.

Педагог. А кому ещё холодно зимой в лесу? (Птицам).

Наша стайка просит помочь деревьям и птицам. Поможем?

Педагог. Итак, ребята, нам с вами предстоит отправиться в зимний лес. Вставайте со своих мест и подходите ко мне.

Закрывайте глаза и слушайте волшебные слова: раз, два три, кручу верчу, очутитесь ребятки в зимнем лесу…

 Представьте, как холодно деревьям, птицам и мы тоже замёрзли.

(дети напрягают мышцы всего тела).

Приятно вам чувствовать холод?

Дети. Нет.

Педагог. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы согреться?

Дети. Нужно двигаться.

Педагог. Покажите правую руку. Теперь левую. (Дети показывают то правую, то левую руки).

Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга. (Дети трут ладони). Разогретыми руками быстро потрите щёки. Сожмите правую руку и быстро и энергично погладьте ею внешнюю и внутреннюю стороны левого предплечья. Наоборот. (Дети выполняют задание). Ещё нам нужно хорошее настроение. Давайте улыбнёмся. Ведь улыбка согревает как солнышко.  

Слайд 10. Психогимнастика «Давай согреемся».

 (Дети выполняют движения под песенку «Мы согреемся немножко»).

Чувствуете, как  нам стало хорошо, тепло и уютно?

Педагог. Мы согрелись, а теперь необходимо помочь зимнему лесу и птицам. Но как нам помочь?

Дети. Надо вернуть снежинки в зимний лес.

Слайд 11.

Педагог  (читает послание от снежинки).

ЭКРАН МУЛЬТИМЕДИЙКИ ЗАКРЫВАЕТСЯ

«Для того, чтобы снежинки прилетели обратно, нужно выполнить задания». За каждый правильный ответ будем возвращать снежинки на деревья. Нужно быть очень внимательными и сообразительными, но чтобы вернуть снежинки в зимний лес, надо сначала их найти.

ЗАДАНИЕ 1. Посмотрите внимательно вокруг. Ветер принёс снежинки к нам в группу. Где они лежат? (дети поднимают снежинки, говорят, где они лежали и отдают их педагогу)

Дети. Снежинка лежала под столом, в корзинке, на стуле.

- Ребята, нам нужно выполнить все задания и вернуть эти снежинки в лес.

ЗАДАНИЕ 2.

Педагог. А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете зимующих птиц.

Дети возвращаются за столы.

Слайд 12. Игра «Зимующая – перелётная»

У вас на столах по две сигнальные карточки с изображением снежинки и солнышка. Я буду показывать картинку (слайд 13, птицы появляются по очереди по щелчку), а вывспоминаете как называется эта птица, определяете, зимующая это птица или перелётная и поднимаете соответствующую сигнальную карточку. Внимание, ребята!!! Посмотрите внизу на слайде значок смайлика, который обозначает, что все ребята выполняют задание молча!!!

Слайд 14. 

Педагог. Ребята, а теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Молодцы, все справились.

(педагог раздает снежинки, дети прикрепляют их на дерево). 

ЭКРАН МУЛЬТИМЕДИЙКИ ЗАКРЫВАЕТСЯ

ЗАДАНИЕ 3. Игра «Кто, где спрятался?»

Педагог. Ребята, как вы думаете, всех ли зимующих птиц вы назвали?

А теперь послушайте следующее задание. У вас на столах конверты с разрезными картинками. Нужно собрать картинку и назвать зимующую птицу (голубь, сорока, дятел). (Работа в группах.)

 После того как дети собрали пазлы, (педагог раздает снежинки, дети прикрепляют их на дерево). 

ЗАДАНИЕ 4. Игра «Кто где находится» (употребление предлогов).

Педагог. Нужно определить, где находятся  зимующие птицы.

Вспомните и назовите маленькие слова, которые помогают определить, где находится предмет. (На доске – картинки с изображением голубя, сороки, дятла и изображение дерева с дуплом). Педагог рассаживает птиц на ветку, под дерево, в дупло.

Педагог. Составьте, пожалуйста, предложения, описав, какая птица, где находится. (Дети составляют предложения).

Дети.

Дятел спрятался в дупло.

- Голубь сидит на ветке.

- Сорока сидит под деревом на снегу.

(педагог за правильный ответ дает снежинки, а дети прикрепляют их к дереву).

-Молодцы, хорошо, теперь можно отдохнуть.

Динамическая пауза.

Педагог. 

Наши глазки закрываются

Детки в птичек превращаются.

А сейчас, ребята, вы превратитесь в зимующих птиц и мы поиграем.

Физкультминутка (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.

Птицы летали, крыльями махали,

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок, завертелась как волчок.

Вот под елочкой зеленой ходят важные вороны,

Кар-кар-кар, (хлопки над головой в ладоши),

Крылья пестрые мелькают (мельница),

Это голуби летают.

Присел голубь на минутку,

почесал он клювом грудку (наклоны головы влево-вправо)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали (дети возвращаются за столы).

А наши глазки тоже устали и хотят отдохнуть.

Слайды 15-16. Физминутка для глаз «Птицы».

ЭКРАН МУЛЬТИМЕДИЙКИ ЗАКРЫВАЕТСЯ

Слайд 17, 18, 19.

ЗАДАНИЕ 5. Игра «Угадай, кто улетел?»

Педагог. Ребята, а сейчас вы внимательно посмотрите на слайд, запомните всех птичек. Теперь закройте глаза (в это время слайд меняется). Угадайте, какой птички не стало? (педагог раздает снежинки, дети прикрепляют их на дерево). 

Слайд 20, 22, 23.

ЗАДАНИЕ 6. Игра «Назови отличия по признаку»

Педагог. Ребята, а сейчас вы внимательно посмотрите на слайд:

- по какому признаку мы будем сравнивать синицу и снегиря? (по цвету);

- по какому признаку мы будем сравнивать ворону и воробья (по размеру);

- по какому признаку мы будем сравнивать ворону и воробья (как передвигаются:ворона шагает, а воробей прыгает).

 (педагог раздает снежинки, дети прикрепляют их на дерево). 

ЭКРАН МУЛЬТИМЕДИЙКИ ЗАКРЫВАЕТСЯ 

Педагог. Дети скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).

Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).

И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Слайд 24.

Педагог: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках). Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

Слайд 25. Чем вы подкармливаете птиц? Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи.  Так как же мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).

ЭКРАН МУЛЬТИМЕДИЙКИ ЗАКРЫВАЕТСЯ 

ЗАДАНИЕ 7. Игра «Любимое лакомство» 

ПедагогПоследнее задание. Нам нужно покормить птиц, а для этого нам предстоит разобрать семечки (тыквенные и подсолнечника) и разложить их в кормушки. А когда вы пойдете на прогулку, то повесите наши кормушки с угощением для птиц на деревья.

(Дети получают снежинки за выполненное задание и украшают ими дерево).

Итог занятия.

Слайд 26.

Педагог. Ребята, посмотрите. Все деревья укутаны снегом. Теперь им не страшен мороз. А птицы  благодарят вас за вкусное угощение. Они сейчас полетят в лес и расскажут другим птицам, как вы им помогли.

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

Они поют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

ЭКРАН МУЛЬТИМЕДИЙКИ ЗАКРЫВАЕТСЯ 

- Ребята, наше путешествие в гости к зимующим птицам подошло к концу. Вспомните, какие задания мы выполняли. Что вам понравилось, а что вызвало затруднения? Покажите мне ту снежинку, которая соответствует вашему настроению сейчас, после прогулки.

Ну что ж, пришла пора возвращаться в детский сад.

Собрались все дети вкруг

Я  - твой друг, и ты – мой друг!

Крепко за руки возьмемся

В детский садик мы вернемся!!!

Слайд 27. Педагог. 

Ребята вы молодцы! Спасибо за работу. А в память о нашем путешествии я хочу подарить вам медали «Друзья птиц!». До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...

Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...

Конспект занятия : «В гостях у зимующих птиц» для детей старшей группы

Программное содержание:  закрепить и расширить представление детей о зимующих птицах , их приспособленности к питанию в разные сезоны. Учить распознавать птиц  по внешнему облику ( окраске ,...

Конспект занятия : «В гостях у зимующих птиц» для детей старшей группы

Программное содержание:  закрепить и расширить представление детей о зимующих птицах , их приспособленности к питанию в разные сезоны. Учить распознавать птиц  по внешнему облику ( окраске ,...

Конспект занятия : "В гостях у зимующих птиц» для детей старшей группы"

Конспект занятия : "В гостях у зимующих птиц» для детей старшей  группы"...