Детский исследовательский проект "Как понимают других и общаются люди, которые не слышат"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Власова Юлия Олеговна

Детский исследовательский проект, представленный на конкурс "Юные исследователи Алтая - 2019".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Зелёнодубравинский детский сад «Дубравушка»

МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

Исследовательская работа

Тема: «Как понимают других и общаются люди, которые не слышат»

Номинация «Гуманитарная»

Выполнила: воспитанница

подготовительной группы

Ханина Елена, 7 лет

Руководитель:

Черных Юлия Олеговна,

воспитатель первой

квалификационной категории

п. Зелёная Дубрава

2019


Однажды мы гуляли с мамой по городу и увидели, как два человека шли и разговаривали друг с другом, сильно размахивая руками. Но когда мы подошли поближе, я поняла, что на самом деле они не говорят, а только шевелят губами и показывают что-то руками. Я спросила у мамы, что с ними происходит. Оказалось, что эти два человека ничего не слышат. Но ведь они как будто бы разговаривали, даже смеялись. Мама объяснила мне, что даже если человек ничего не слышит, это не значит, что он не может общаться. Вот и эти люди и вправду разговаривали, но не как мы, а при помощи своих рук.

Мне стало интересно, много ли таких людей, которые не слышат? Почему они не слышат? И как они разговаривают друг с другом?

Я решила узнать об этом подробнее и провести исследование.

Тема: «Как понимают других и общаются люди, которые не слышат».

Цель: узнать, как понимают окружающих и общаются друг с другом люди с нарушениями или отсутствием слуха.

Задачи:

  • исследовать, как человек слышит;
  • узнать, почему есть люди, которые не слышат;
  • выяснить, как общаются люди, которые не слышат;
  • научиться говорить некоторые слова на языке для неслышащих.

Гипотеза: даже если человек не слышит (слабослышащий или глухой), он всё равно может понимать окружающих и общаться с ними.

Ход исследования

Эксперимент №1

Сначала мне нужно было узнать, как мы слышим?

Я пришла в детский сад и поздоровалась с воспитательницей. Она ответила мне: «Здравствуй».  Как же я узнала, что она поздоровалась со мной? Я это услышала. И услышала я при помощи своих ушей. Значит, уши нужны человеку, чтобы слушать и слышать. Чтобы проверить, так ли это, я закрыла уши руками и подождала. Рядом со мной играли и разговаривали мои друзья. У меня что-то спрашивала воспитательница. Но я почти ничего не слышала, только слабый шум.

Вывод. Ухо нужно человеку, чтобы слышать разные звуки, которые существуют вокруг нас (поют птицы, говорят люди, играет музыка, идут мультфильмы по телевизору – Приложение 1).

Эксперимент №2

Дальше я решила узнать, что происходит с людьми, которые не слышат?

Мама купила мне специальные вкладыши, которые называются беруши. Они как наушники вставляются в уши. Только если в наушниках мы слушаем песни и смотрим мультфильм и слышим, что в нём происходит, то когда надеваешь беруши, становится очень тихо. И совсем непонятно, что говорят люди вокруг тебя. Значит, люди, у которых есть проблемы с ушами, точно также слышат всё очень тихо или совсем не слышат. Я узнала, что таких людей называют слабослышащие или глухие. При этом мне было тяжело понимать, что хотят от меня окружающие, потому что я практически ничего не слышала.

Вывод. Если у человека нарушен слух, то он слышит очень плохо или не слышит совсем. Такому человеку очень тяжело понимать окружающих и то, что происходит вокруг.

Беседа с воспитателем и просмотр энциклопедии

Ещё мне нужно было узнать, как работает наше ухо, и что может сломаться в нём так, что человек перестаёт слышать.

Я спросила воспитательницу в детском саду, почему есть такие люди, которые плохо слышат или совсем ничего не слышат. Она сказала, что принесёт хорошую книгу, и мы вместе посмотрим, как работает ухо. В следующий раз, когда я пришла в детский сад, она принесла детскую энциклопедию. Там было такое стихотворение, которое написала С. Шукшина:

Ушки звуки ловят чутко. Их отправят в сложный путь

По наружному каналу, через тоненькую плёнку,

Что зовётся перепонка, дальше вглубь.

Молоточек постучит там по наковальне,

Звук за стремечком бежит и стремится дале.

Встретит здесь его улитка не простая, скоростная,

Что различные сигналы быстро в мозг передаёт.

Мозг их быстро расшифрует и решит, что надо делать:

Может, слушать тихо сказку, подпевать весёлой песне

Или же от злой собаки быстро-быстро убегать.

Из детской энциклопедии я узнала, что наши уши состоят из трёх частей: наружное (ушная раковина, слуховой канал), среднее (молоточек, наковальная, стремечко, специальная трубка, которая соединяет среднее ухо с носоглоткой), внутреннее (улитка, три полукружных канала). Ещё есть барабанная перепонка, которая находится между наружным и средним ухом (Приложение 2).

А потом мы посмотрели мультфильм, который назывался «Строение уха» на канале Пупс ТВ. Там я ещё раз увидела, как устроено наше ухо, и как человек слышит разные звуки.

Эксперимент №3

Я попросила маму сесть рядом со мной и повернуться ко мне боком. Я стала рассматривать её ухо и сравнивать с картинками из детской энциклопедии. Я увидела овал с извилистыми линиями и ямкой внутри. Эта часть называется ушная раковина. Дальше было видно, что ямка глубокая и уходит вглубь головы. Эта часть называется слуховой канал. Больше ничего я увидеть не смогла.

Вывод. Мы видим только ту часть уха, которая состоит из ушной раковины и слухового канала. Поэтому она и называется наружное ухо. Среднее и внутренне ухо увидеть нельзя.

Эксперимент №4

Я потрогала своё ухо рукой. Мне захотелось узнать, какой глубины слуховой канал? Оказывается, палец нельзя протолкнуть далеко в ухо. Проход сужается и до его конца добраться пальцем невозможно. Я вспомнила, что в энциклопедии было написано о том, что в конце прохода есть барабанная перепонка, которая очень тонкая. Поэтому ухо так и устроено, чтобы нельзя было просто так до неё добраться и случайно повредить.

Вывод. Слуховой канал глубокий. Но достать до его конца просто так нельзя. Это нужно для того, чтобы не повредить тонкую барабанную перепонку.

Беседа с врачом

Почему люди не слышат?

Почему одни люди слышат всё, что происходит вокруг, а другие нет? Мама посоветовала мне задать этот вопрос врачу в детском саду. Когда врач утром зашла к нам в группу, чтобы узнать, не болеем ли мы, я подошла и спросила, почему так бывает? Оказывается, есть много причин. Иногда, когда малыш только рождается, он уже ничего не слышит. А иногда человек живёт и всё слышит, а потом слышать перестаёт. Так получается, когда человек сильно болеет, например, ушной инфекцией. Или когда он повреждает свою барабанную перепонку, например, каким-то острым предметом. Если взрослый человек работает в таком месте, где очень шумно, то его слух тоже может ухудшиться. Поэтому нам нужно беречь наши уши. На прогулке всегда носить шапку в холодную погоду. Не слушать громкую музыку и не смотреть мультфильмы на большой громкости. Не лазить в ухо острыми предметами. Если соблюдать такие правила, то с твоим слухом ничего не случится.

Эксперимент  №5        

А что делать людям, которые родились с нарушениями слуха или потеряли слух? Как им жить и общаться с другими людьми?

Я снова надела беруши и пошла к маме на кухню. Она как раз варила суп нам на обед. Я видела, что мама мне что-то говорит. Но что она говорит, я услышать не могла. И тогда мама стала показывать мне руками, что она хочет. Рукой она позвала меня, показала, что нужно пойти мыть руки и садиться за стол. И я её поняла, хотя ничего не услышала. Тогда я вспомнила про тех людей, которых мы с мамой встретили на улице. Они ведь тоже разговаривали руками.

Мы с мамой пошли за компьютер и нашли специальный алфавит, который есть у глухих людей. Каждую букву в нём можно показать пальцами (Приложение 3). Я попробовала и поняла, что это очень сложно. Но я постаралась и научилась говорить пальцами слово «привет» и своё имя. А если подглядывать в алфавит или запомнить все буквы в нём, то можно будет говорить пальцами любые слова. Такое общение называется язык жестов.

Вывод. Люди, которые не слышат, всё равно могут понимать окружающих и общаться с ними при помощи специального языка, который они «произносят» руками.

Просмотр мультфильма

А ещё воспитательница в детском саду показала нам мультфильм про Смешариков, который назывался «Уши для Ушарика». Оказывается, у них есть такой львёнок, которого зовут Ушарик. Ёжик и Крош нашли его на затерянном острове. Они подумали, что это их древний предок, потому что он ничего не говорил и никак не отзывался, когда с ним разговаривали. Но всё было по-другому, просто Ушарик с рождения ничего не слышал. Совунья и Лосяш рассказали, что так бывает, если нарушается работа улитки в ухе. Но Ушарику можно помочь, если сделать операцию и поставить ему в ухо специальный прибор, который называется кохлеарный имплант. Ушарика отвезли в больницу и сделали такую операцию. Часть прибора находится у него глубоко в ухе, и её не видно. А другая часть крепится за ухом и к голове – это микрофон и процессор, которые ловят звуки вокруг и отправляют их во внутреннюю часть прибора. Благодаря операции и кохлеарному импланту Ушарик научился слышать и разговаривать. Мне очень понравился Ушарик, и я решила его нарисовать (Приложение 4).

И если ребёнок рождается глухим, то ему тоже можно сделать такую операцию, чтобы и он мог слышать. Но если врач решит, что операцию делать нельзя, ему можно будет выучить специальную азбуку для глухих и понимать окружающих и общаться с ними.

Выводы исследования:

  • у каждого человека есть орган слуха – ухо;
  • ухо человека устроено непросто, мы видим только наружную часть уха, а его внутренняя часть скрыта от нас;
  • существуют люди, которые плохо слышат или не слышат совсем, их называют слабослыщащими или глухими;
  • люди с нарушениями слуха или глухие люди могут понимать окружающих и общаться, если им будет сделана операция по установке кохлеарного импланта или если они выучат специальный жестовый язык.

Заключение

Итак, я провела своё исследование. Я смотрела познавательный мультфильмы, читала детскую энциклопедию, проводила свои эксперименты, задавала вопросы взрослым. Я выяснила, что в мире есть люди, которые плохо слышат или не слышат совсем ничего. Их называют слабослышащими и глухими. Один людям можно помочь, если сделать операцию и поставить специальный прибор, который называется кохлеарный имплант. Тогда человек с таким имплантом сможет научиться слышать и разговаривать. А если такую операцию сделать нельзя, то слабослышащий или глухой человек может выучить азбуку и «говорить» с окружающими при помощи рук. И если я вдруг встречу человека с нарушением слуха, то смогу начать с ним общение при помощи специального языка жестов, который я начала учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Развивающее занятие с детьми "Понимаю других - понимаю себя".

Введение детей в сложный мир человеческих взаимоотношений, приобщение к коммуникации....

Конспект занятия с родителями «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Тренинг "Взаимодействие родителей и детей «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Шумского детского сада Миникаева Н.А

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее

Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее....

«Синестезия: когда люди с аутизмом слышат цвета и видят музыку»

   Вы можете сказать, какой вкус у вашей любимой мелодии? Или какого цвета слово «вторник»? Если вы ответили «да», то у вас может быть синестезия. Люди с синес...