Детский исследовательский проект "Что такое статическое электричество"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Власова Юлия Олеговна

Детский исследовательский проект на тему "Что такое статическое электричество", представленный на конкурс "Юные исследователи Алтая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Зелёнодубравинский детский сад «Дубравушка»

МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

Исследовательская работа

Тема: «Что такое статическое электричество»

Номинация «Естественнонаучная»

Выполнил: воспитанник

подготовительной группы

Ситников Григорий, 7 лет

Руководители:

Черных Юлия Олеговна,

Баева Елена Александровна

воспитатели первой

квалификационной категории

п. Зелёная Дубрава

2019


ВВЕДЕНИЕ

Однажды я снимал свой шерстяной свитер и услышал легкий треск, а потом мои волосы «встали дыбом» и поднялись вслед за свитером. Мне стало очень интересно, почему так происходит? Я искал в энциклопедиях, расспрашивал друзей, родителей – это оказалось статистическое электричество. Электричество?  Что это такое? Это что-то тихое, незаметное – оно присутствует повсюду и действует на нас. С таким электричеством можно даже играть и экспериментировать. Я решил узнать о нем больше и провести исследование.

Тема: «Что такое статистическое электричество?»

Цель исследования: изучить причину образования статического электричества.

Задачи:

  • узнать, что собой представляет статическое электричество;
  • выяснить причину возникновения статического электричества;
  • узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько предметов, которые мы часто используем в быту.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Посмотрев мультфильмы такие, как «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука», я узнал, что статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.

Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).

А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.

Гипотеза исследования. 

  • статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов;
  • некоторые вещества могут электризоваться;
  • в воде электроны свободно перемещаются.

Чтобы понять, как получается статическое электричество, мне было необходимо провести опыты. В этом мне помогали мои воспитатели Елена Александровна и Юлия Олеговна. Они подобрали опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.

ОПЫТ 1. Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?

Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?

Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит?

В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.

Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.

В третьем случае банка будет катиться за шариком. Как это произошло?

Протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно.

ВЫВОД: Статическое электричество возникает при трении некоторых предметов друг о друга.

ОПЫТ 2. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

ВЫВОД: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

ОПЫТ 3. Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

ВЫВОД: В воде электроны могут свободно перемещаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь я знаю, что такое статическое электричество, и как оно образуется. Я подтвердил свою гипотезу о том, что статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов и что в  воде электроны свободно перемещаются.

Полученные  знания и умения в ходе экспериментирования я теперь применяю при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебная палочка или статическое электричество"

Применение интерактивной доски SMART Notebook 14 для формирования у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....

Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк     ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"

Проводя этот эксперимент мы с детьми уточнили представления об электричестве и,  посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов, и дети самостоятельно сделали выводы о том, что ...

Проект Вовы Боровкова "Статическое электричество"

Проект разработан ребенком и родителями с целью узнать, что же такое статическое электричество. Опасно оно для человека или полезно....

Детский исследовательский проект «Такие разные подушки»

Детский исследовательский проект«Такие разные подушки»...

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе (5-6 лет) «Статическое электричество»

Цель:  формирование  представлений о статическом электричестве. Задачи:познакомить с проявлением статического электричества; познакомить с возможностью снятия статического электричества...