Конспект НОД в старшей группе "Удивительные камни"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД будет полезен воспитателям старшей группы детского сада при подготовке к занятию по исследовательской деятельности и экспериментированию по теме "Камни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_udivitelnye_kamni.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Удивительные камни».
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные: Формировать умения классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов.. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Интегрированные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Материалы: чудесный мешочек, наборы камней, деревянные бруски, кора дерева, лупы, стаканы с водой, ложки, подносы, гуашь, кисти для рисования.
Словарная работа: шершавый, гладкий, твердый, лупа, коллекция.
Хронометраж: 25 минут.
Вид организации: подгрупповая
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях
2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, у меня на столе чудесный мешочек. Сейчас мы с вами на ощупь будем определять, что же в нем находится.
Дети: В мешочке находятся камни.
Воспитатель: Верно, это — камни. Ребята, сегодня мы с вами будем исследовать камни, рассматривать их и определять, какими же свойствами они обладают. Представим, что мы с вами ученые, мы будем работать в лаборатории. Посмотрите, что я приготовила. (открываю стол, на котором находится оборудование). Нам нужно надеть специальную одежду. (Дети надевают фартуки, косынки). Проходите на свои места.
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Рассматривание через лупу.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.
Воспитатель: Ребята, покажите мне самый большой ваш камень. А теперь выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
Все ли камни одинакового размера?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.(отмечаем в таблице)
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень. А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)
Ответы детей.
Воспитатель: Почему у него нет острых углов, как вы думаете? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Дети отвечают.
Воспитатель: Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми. (отмечаем в таблице)
Опыт № 3. Определение твёрдости.
Воспитатель: В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему? А с камнем что произошло?
Дети отвечают.
Воспитатель: Почему? Ребята, как вы думаете, камень тверже дерева?
Дети отвечают
Воспитатель сейчас вы можете на ваших брусочках что-нибудь нацарапать. Получилось? А на камешке?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Вывод: Камень твёрдый, прочный. (отмечаем в таблице)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что по камушкам можно ходить? (Физминутка. Дети разуваются и проходят по гальке несколько раз).
Опыт № 4. Определение температуры.
Воспитатель: Наша кожа может быстро определять температуру. Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность. Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный. Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Дети отвечают.
Воспитатель: Вывод: камни могут иметь разную температуру. Как можно согреть холодный камень?
Дети отвечают.
Воспитатель: Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика
Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Воспитатель: Вывод: камни могут нагреваться. (отмечаем в таблице)
Опыт № 5. Плавучесть.
Воспитатель: Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
Дети отвечают.
Воспитатель: Как это можно проверить? Давайте мы с вами положим наши камешки в стакан с водой и понаблюдаем за ним. Что с ним произойдёт?
(Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Воспитатель: Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые. Камень изменил цвет, стал более ярким.(отмечаем в таблице)
Опыт № 6. Камни издают звуки.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
Дети отвечают.
Воспитатель: Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
Воспитатель: Вывод: камни могут издавать звуки. (отмечаем в таблице)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в нашу таблицу и сделаем выводы, какие же камни на самом деле? (Дети отвечают)
Продуктивная деятельность Ребята, сейчас я вам предлагаю раскрасить наши камушки. Пусть у нас будут веселые камушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом"
Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию " Знакомство с камнем и мелом"...
КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «Эти удивительные камни»
Программное содержание:· Расширять знания детей о профессии геолога.· Формировать представление о камнях, ...
Конспект занятия в старшей группе «Свойства морских камней»
Конспект занятия по исследовательской деятельности используя морские камешки...
Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"
Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему " Природный материал - камни, песок и глина".
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая приро...
Конспект «Познание» для старшего дошкольного возраста. Тема: « Мир камней ».
Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, опис...
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Камни. Изделия из камней»
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Камни. Изделия из камней»...