Воспитание экологической культуры дошкольников через реализацию экспериментально-исследовательского проекта "Охрана природы".
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

СЛЕПНЕВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА

  На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

    Проект содержит множество экспериментов и опытов, в том числе авторских, логически связанных между собой и направленных на понимание необходимости бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr_ns_portal_pasport_proekta_po_ekologii.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 61 комбинированного вида

 Колпинского района Санкт-Петербурга

Паспорт проекта по экологическому воспитанию дошкольников

 «Охрана природы»

Воспитатель:

Слепнева Ольга Игоревна

Санкт-Петербург

 2019

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«ОХРАНА ПРИРОДЫ»

Проблема. Природа дает нам все, что необходимо для жизни. Мы любуемся её красотой, дышим её воздухом, утоляем жажду её водой. Мы нуждаемся в ней.

Бесконечно интересный мир природы вызывает множество вопросов  у детей. Возможно ли существование растений и животных без воды?  Откуда берется еда на наших столах, материал для изготовления одежды и жилья? Но не возникает вопросов о том, бесконечны ли запасы природы и, как их сохранить и преумножить?  Это и послужило поводом для углубленного изучения темы «Как охранять природу?»

Цель проекта: Развитие познавательной активности и бережного отношения ребенка к природе через экспериментирование.

Задачи проекта:

  • Закреплять представления детей о значении природы в жизни человека;
  • Сформировать представление детей о воздействии человека на природу в ходе хозяйственной деятельности;
  • Развивать умение выделять пагубное и благотворное влияние человека на природу;
  • Побуждать делать выводы и предположения о том, какие меры должны предпринимать люди, чтобы сохранить  и восстановить природные ресурсы;
  • Воспитывать чувства сострадания и ответственности по отношению к объектам живой и неживой природы;

Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации проекта: декабрь - февраль

Прогнозируемые результаты проектной деятельности: понимание детьми ценности и невосполнимости природных ресурсов, развитие реальных представлений о различных сторонах взаимоотношений природы и человека, возникновение бережного отношения к окружающей природе, желания охранять её.

Продукт проектной деятельности: дневники наблюдений, картотека опытов и экспериментов, создание совместно с родителями альбома разрешающих и запрещающих  знаков поведения на природе.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.

Изучение литературы, интернет ресурсов, осмысление установления целесообразной последовательности выполнения экспериментов, бесед, конструктивной, художественной, театрализованной, игровой и других видов деятельности. Включение родителей в проектную деятельность через совместный с ребенком просмотр мультфильмов, изучение энциклопедий, журналов по охране природы.

  1. Этап активной деятельности.

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

  1. Определение  уровня понимания детьми роли природы в жизни человека:
  • Как долго мы можем обходиться без воздуха (необходимость воздуха для жизни человека): проведение эксперимента на задержку дыхания  с использованием секундомера.
  • «Выходит без воды и не туды и не сюды» (необходимость воды в жизни живых организмов на примере растений): проведение эксперимента с луковицами, одна из которых поставлена в стакан с водой, а другая – в стакан без воды.
  • Нужен ли нам свет? (необходимость дневного света в жизни человека, растений, животных): проведение эксперимента на ориентацию в пространстве с завязанными глазами, на узнавание детей из группы на ощупь с завязанными глазами; проведение опыта-наблюдения за пророщенной луковицей, помещенной в шкаф, где нет доступа света.

  1. Эстетическое восприятие окружающего мира:
  • Сравнение картинок, изображающих чистый горный воздух и воздух, насыщенный дымом заводских труб (дать словесное описание изображениям и вызвать эмоциональный отклик на увиденное).
  • Сравнение полноводных лесных рек и рек, загрязненных химическими выбросами (дать словесное описание изображений и вызвать чувство сострадания к обитателям рек).
  • Просмотр презентаций – сравнений (сравнение красот первозданной природы и последствий грубого вмешательства человека).

  1. Охрана вод:
  • Можно ли пить такую воду (опыт по загрязнению воды органическими и неорганическими бытовыми отходами).
  • Как очистить воду (опыт по использованию различных фильтров для очистки воды, направленный на исправление загрязнений, проведенных в предыдущем опыте).
  • Нравятся ли растениям средства для мытья полов (эксперимент, направленный  на выявление отрицательного воздействия химических бытовых средств на растения).
  • Спасение растения (посадка и уход за растениями, участвовавшими в предыдущем эксперименте).
  • «Автомобили, автомобили буквально всё заполонили»: проведение опыта со снегом, взятым с проезжей части автомобильной дороги, поиск путей исправления негативного воздействия человека на окружающую среду.

  1. Охрана воздуха:
  • Почему свеча погасла? ( Выяснение, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становится меньше).
  • Что горит напрасно, а что горит опасно?! (На примере горения дерева и пластика сравнение цвета пламени и дыма, запаха от горения).

  1. Охрана почв:
  • Разрушительное воздействие ветра (эксперимент-сравнение  по исследованию воздействия направленной струи воздуха на почву, защищенную корнями растений и незащищенную корнями растений).
  • Разрушительное воздействие воды  (эксперимент-сравнение  по исследованию воздействия направленной струи воды на почву, защищенную корнями растений и незащищенную корнями растений).

  1. Охрана лесов:
  • Огонь опасен для лесов? (Опыт с бумажным макетом леса, показывающий, как опасно разводить огонь в лесу).
  • Турист-любитель – природы губитель. Эксперимент-сравнение, в котором в два горшка в одинаковых условиях посеяна календула. Затем в один из горшков была положена и слегка придавлена крышка от консервной банки, имитирующая мусор, оставленный на земле. В течение нескольких дней ребята наблюдали за появлением всходов и выяснили, как мешает растениям оставленный на земле мусор.
  • Восстановим вместе лес (конструирование и аппликация деревьев, создание макета леса).
  • Заселим лес животными (лепка из пластилина животных наших лесов).

Все результаты наблюдений, опытов и экспериментов зарисовывали  в «Дневнике наблюдений».

  1.  «Знаки по охране природы». Презентация каждым ребенком экологических знаков, выполненных совместно с родителями.

Оформление совместно с родителями выставки и альбома разрешающих и запрещающих  знаков поведения на природе.

  1. Презентация проекта.

Проект представлен аудитории в виде компьютерной презентации.


Источники

  1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников./О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с.
  2. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие./Г.П.Тогушева, А.Е. Чистякова. – СПб.: детство-пресс, 2011. – 128с.
  3. Охрана природы.1976г. 18 мин. Леннаучфильм. https://www.youtube.com/watch?v=_zLP9snUqe0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Воспитание экологической культуры дошкольников через воздействие русского народного творчества.

Правильное взаимодействие с природой и традиции жизни русского человека - основа формирования экологической культуры каждого из участников образовательного процесса в ДОУ....

Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»

Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...