Конспект НООД в старшей группе «Я и моя дружная семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Березина Ольга Николаевна

Конспект НООД  по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшей группы детского сада                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_seme_v_st_gr.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №2 «Колосок»


Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию

 с детьми старшей группы

 «Я и моя дружная семья»

воспитатель Березина О. Н.

ноябрь 2018

Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными.

Задачи:

Образовательные:

-  дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;

-  закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях, о семейном («генеалогическом») древе.

Развивающие:

- упражнять детей в умении составлять творческие рассказы о своей семье, называя близких родственников,  о семейных увлечениях;

-  развивать монологическую речь;

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к истории своей семьи, вызвать желание собирать семейный альбом,

-  воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Материал: фотографии членов семьи, генеалогические древа семей, указка, клубок ниток, веник; уголёк, монетка, зерно, картинка с изображением русской избы; кружочки красного и черного цвета (по 2 шт. каждому ребёнку).

Ход занятия:

Воспитатель: Собрались все дети в круг, 

Я твой друг и ты - мой друг. 

Крепко за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся! 

Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение, а потом ответить на вопрос, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда

Это моя дружная…семья.

Воспитатель: Кто догадался, о чём мы сейчас будем говорить?

(ответы детей: о семье)

Воспитатель: Правильно, мы с вами поговорим о семье.

Что же такое семья?  
Ответы детей.  

- Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Как должны относиться люди друг к другу в семье? ( Дружить, любить, ухаживать, защищать.)  

- Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников и даже подготовили стихотворения:

1 ребенок

Семья - святое слово,

И обижать его нельзя!

В нём наши корни, наша сила,

Наши заветные слова.

2 ребенок

Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут.

3 ребёнок

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-

Вместе дружная семья!

  

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья близких родственников.

 Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?

Дети: (маму, бабушку, папу, дедушку, сестру, брата)

Воспитатель: Мы сегодня с вами посетим выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях? Воспитатель берёт в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём.

Рассказы детей по фотографиям – «Расскажи о своей семье». (Вопросы: Чья это фотография? Кто на ней изображён? Где и когда сделан этот снимок? Что вы любите делать вместе всей семьёй? И т. д.)

На ваших фотографиях мы увидели, что члены семьи вместе работают, отдыхают, посещают интересные места, ходят в гости. А на праздники вся семья собирается вместе: накрывают стол, беседуют, танцуют и поют.

Воспитатель: задает вопросы:

- Как будет называться фотография, где изображена семья? (ответы детей: семейная). А кто знает, что это за необычное дерево? (воспитатель беседует о «генеалогическом» древе, его особенностях)

Воспитатель: Ребята, оказывается, в любой семье есть свои традиции. Кто-то всей семьёй ходит в походы, кто-то вместе готовят к празднику разные блюда, в некоторых семьях принято делать зарядку. Давайте и мы немного разомнёмся – сделаем «семейную зарядку» (дети выполняют движения в соответствии с текстом):

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим, дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево.

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о некоторых традициях и обычаях, которые существовали давным – давно  на Руси?

(На мольберте - картинка русской избы.)

Дети, посмотрите, здесь я приготовила вещи, что же это? (воспитатель показывает поочередно уголек, зернышки, монетки)  Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

Когда клали уголек,  говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Когда клали зернышко, говорили: «Будь всегда сыт».

 А когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В кроватку.

(На мольберте появляется изображение колыбельки.)

Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой.  В колыбельке у дитя лежали хлеб и соль. Как вы думаете, зачем? (ответы – предположения  детей)

Воспитатель: Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Вот поэтому в колыбельку  клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился! Как долго мы тебя ждали!»

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Д/и «Назови имя» - ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)

Воспитатель: Ребята, народная мудрость заключена в пословицах и поговорках о семье (о доме). Я начну, а вы закончите (дети говорят конец пословицы, поговорки).

Игра «Народная мудрость гласит»:

- В гостях хорошо, а дома… лучше.

- Не нужен клад, когда в семье… лад.

- Семья вместе, так и душа… на месте.

- Семья в куче, не страшна… туча.

- Семья сильна, когда над ней… крыша одна.

- Дети не в тягость, а … в радость.

- Дом без хозяйки… сирота.

 

 Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу вам открыть семейный секрет. Посмотрите, у меня есть веник. Его можно сломать?

(Дети пробую; не ломается)

воспитатель: А отдельные прутики?

(Дети ломают)

Воспитатель: Когда семья вместе, то она очень крепкая и ее нельзя «сломать» (вспомнить быль Л. Толстого «Отец и сыновья»).

Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать  ваших близких.

Игра «Радость или огорчение?»: у меня два кружка: красный и черный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)?

Сейчас я вам раздам кружки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок  ваших близких:

вы съели на завтрак всю кашу;

вы подрались с другом;

разбросали по комнате все игрушки;

помогли маме мыть посуду;

нагрубили бабушке;

нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

порвали новую книжку;

хорошо вели себя в детском саду.

Воспитатель: Ребята, какие отношения должны быть в семье?  (ответы детей)

Давайте посмотрим сценку «Коль дружна твоя семья, то заботы не беда»

Итог работы:

- Что вам на занятии понравилось?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете, какое значение имеет семья для человека. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна! Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

 

Сценка «Коль дружна твоя семья, то заботы не беда»

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей, бережного отношения к своим родным и близким на основе русских народных поговорок и пословиц.

Действующие лица:
Мама (готовит завтрак)
папа (читает газету)
сын (спит, лежа на боку)
дочка (играет с игрушкой) 
собачка Ночка (лежит на коврике)
Собачка:
Жили-были не тужили
И по-русски говорили
Актеры представляют себя:
Мама: Мама
Папа: Папа
Сын: Сын 
Дочка: И дочка
Ночка: Да еще собачка Ночка.
Папа: А как утро настает
Кругом голова идет.
Сын: Сын не хочет просыпаться, (переворачивается на др.бок)
Дочка: Дочка в садик собираться (обиженно отворачивается)
Мама: Папы где-то не видать – (разводит руками)
Папа: Ушел с собачкою гулять. Ночка, за мной! (уходит с Собачкой)
Мама: Ну, а мама вся в заботах
Портфель, косички, ждет работа…
Нужно кашу помешать,
Прическу сделать, в сад бежать.
И представилась картина:

Нету папы, дочки, сына.
Нет собаки Ночки… 
Нет семьи и точка!

Кому сварила кашу?
С кем мне пойти гулять?
Кому помочь с уроками 
И книжку почитать?
Мама плачет.

Прибегает Ночка
Ночка: И загрустила мама,
Ведь лучше нет на свете,
Когда с тобою рядом
Есть добрый муж и дети!
Без них ведь нет и счастья,
Без них ведь нет семьи.
И слезы покатились
Из сердца,  из души….

Выходит папа, заботливо обнимает маму
Папа: Ты, моя родная,
Отдохни, присядь.

Сын (подходит к маме, гладит ее по голове):
А я свою контрольную
Сделаю на «Пять»!

Дочка кладет голову к маме на колени:
тебе я нарисую 
красивейший цветок!

Ночка подбегает к маме, кладет голову на другое колено
А Ночка просто подошла 
и ткнулась мордой в бок.

Папа: Вы, друзья, запомните
Народные слова:

Все хором:
Коль дружна твоя семья,
То заботы не беда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД для детей старшей группы по развитию речи "Дружная семья"

НОД для детей старшей группы по развитию речи "Дружная семья"...

Конспект НОД c использованием современной ИКТ технологии в старшей группе на тему: «Мы – дружная семья!»

Цель: формирование интереса к миру компьютерных игр у детей, развитие информационной культуры. Задачи:Образовательные:- формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главные, существенны...

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Моя дружная семья"

Дети должны иметь представление о семье, ее составе; уметь составлять небольшие рассказы о себе и членах своей семье; уметь показать, как любят и уважают старших, заботятся о них. Использовать в игров...

КОНСПЕКТ Спортивного праздника в старшей группе: «Папа, мама, я - дружная семья»

Конспект спортивного праздника с родителями в старшей группе: «Папа, мама, я - дружная семья»...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Моя дружная семья"

laquo;Конспект моя дружная семья» Программное содержание : формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; воспитывать любовь и уважение к своим ...