Конспект НООД в старшей группе «Я и моя дружная семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НООД по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшей группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_o_seme_v_st_gr.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №2 «Колосок»
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию
с детьми старшей группы
«Я и моя дружная семья»
воспитатель Березина О. Н.
ноябрь 2018
Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека;
- закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях, о семейном («генеалогическом») древе.
Развивающие:
- упражнять детей в умении составлять творческие рассказы о своей семье, называя близких родственников, о семейных увлечениях;
- развивать монологическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории своей семьи, вызвать желание собирать семейный альбом,
- воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Материал: фотографии членов семьи, генеалогические древа семей, указка, клубок ниток, веник; уголёк, монетка, зерно, картинка с изображением русской избы; кружочки красного и черного цвета (по 2 шт. каждому ребёнку).
Ход занятия:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение, а потом ответить на вопрос, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная…семья.
Воспитатель: Кто догадался, о чём мы сейчас будем говорить?
(ответы детей: о семье)
Воспитатель: Правильно, мы с вами поговорим о семье.
Что же такое семья?
Ответы детей.
- Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Как должны относиться люди друг к другу в семье? ( Дружить, любить, ухаживать, защищать.)
- Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников и даже подготовили стихотворения:
1 ребенок
Семья - святое слово,
И обижать его нельзя!
В нём наши корни, наша сила,
Наши заветные слова.
2 ребенок
Семья – это радость, тепло и уют
Семья - это дом, где тебя всегда ждут.
3 ребёнок
Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете-
Мама, папа, ты, и я-
Вместе дружная семья!
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья близких родственников.
Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?
Дети: (маму, бабушку, папу, дедушку, сестру, брата)
Воспитатель: Мы сегодня с вами посетим выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях? Воспитатель берёт в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Рассказы детей по фотографиям – «Расскажи о своей семье». (Вопросы: Чья это фотография? Кто на ней изображён? Где и когда сделан этот снимок? Что вы любите делать вместе всей семьёй? И т. д.)
На ваших фотографиях мы увидели, что члены семьи вместе работают, отдыхают, посещают интересные места, ходят в гости. А на праздники вся семья собирается вместе: накрывают стол, беседуют, танцуют и поют.
Воспитатель: задает вопросы:
- Как будет называться фотография, где изображена семья? (ответы детей: семейная). А кто знает, что это за необычное дерево? (воспитатель беседует о «генеалогическом» древе, его особенностях)
Воспитатель: Ребята, оказывается, в любой семье есть свои традиции. Кто-то всей семьёй ходит в походы, кто-то вместе готовят к празднику разные блюда, в некоторых семьях принято делать зарядку. Давайте и мы немного разомнёмся – сделаем «семейную зарядку» (дети выполняют движения в соответствии с текстом):
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим, дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево.
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о некоторых традициях и обычаях, которые существовали давным – давно на Руси?
(На мольберте - картинка русской избы.)
Дети, посмотрите, здесь я приготовила вещи, что же это? (воспитатель показывает поочередно уголек, зернышки, монетки) Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.
Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Когда клали зернышко, говорили: «Будь всегда сыт».
А когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В кроватку.
(На мольберте появляется изображение колыбельки.)
Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. В колыбельке у дитя лежали хлеб и соль. Как вы думаете, зачем? (ответы – предположения детей)
Воспитатель: Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Вот поэтому в колыбельку клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился! Как долго мы тебя ждали!»
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Д/и «Назови имя» - ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Воспитатель: Ребята, народная мудрость заключена в пословицах и поговорках о семье (о доме). Я начну, а вы закончите (дети говорят конец пословицы, поговорки).
Игра «Народная мудрость гласит»:
- В гостях хорошо, а дома… лучше.
- Не нужен клад, когда в семье… лад.
- Семья вместе, так и душа… на месте.
- Семья в куче, не страшна… туча.
- Семья сильна, когда над ней… крыша одна.
- Дети не в тягость, а … в радость.
- Дом без хозяйки… сирота.
Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу вам открыть семейный секрет. Посмотрите, у меня есть веник. Его можно сломать?
(Дети пробую; не ломается)
воспитатель: А отдельные прутики?
(Дети ломают)
Воспитатель: Когда семья вместе, то она очень крепкая и ее нельзя «сломать» (вспомнить быль Л. Толстого «Отец и сыновья»).
Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Игра «Радость или огорчение?»: у меня два кружка: красный и черный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)?
Сейчас я вам раздам кружки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких:
вы съели на завтрак всю кашу;
вы подрались с другом;
разбросали по комнате все игрушки;
помогли маме мыть посуду;
нагрубили бабушке;
нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
порвали новую книжку;
хорошо вели себя в детском саду.
Воспитатель: Ребята, какие отношения должны быть в семье? (ответы детей)
Давайте посмотрим сценку «Коль дружна твоя семья, то заботы не беда»
Итог работы:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете, какое значение имеет семья для человека. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна! Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Сценка «Коль дружна твоя семья, то заботы не беда»
Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей, бережного отношения к своим родным и близким на основе русских народных поговорок и пословиц.
Действующие лица:
Мама (готовит завтрак)
папа (читает газету)
сын (спит, лежа на боку)
дочка (играет с игрушкой)
собачка Ночка (лежит на коврике)
Собачка:
Жили-были не тужили
И по-русски говорили
Актеры представляют себя:
Мама: Мама
Папа: Папа
Сын: Сын
Дочка: И дочка
Ночка: Да еще собачка Ночка.
Папа: А как утро настает
Кругом голова идет.
Сын: Сын не хочет просыпаться, (переворачивается на др.бок)
Дочка: Дочка в садик собираться (обиженно отворачивается)
Мама: Папы где-то не видать – (разводит руками)
Папа: Ушел с собачкою гулять. Ночка, за мной! (уходит с Собачкой)
Мама: Ну, а мама вся в заботах
Портфель, косички, ждет работа…
Нужно кашу помешать,
Прическу сделать, в сад бежать.
И представилась картина:
Нету папы, дочки, сына.
Нет собаки Ночки…
Нет семьи и точка!
Кому сварила кашу?
С кем мне пойти гулять?
Кому помочь с уроками
И книжку почитать?
Мама плачет.
Прибегает Ночка
Ночка: И загрустила мама,
Ведь лучше нет на свете,
Когда с тобою рядом
Есть добрый муж и дети!
Без них ведь нет и счастья,
Без них ведь нет семьи.
И слезы покатились
Из сердца, из души….
Выходит папа, заботливо обнимает маму
Папа: Ты, моя родная,
Отдохни, присядь.
Сын (подходит к маме, гладит ее по голове):
А я свою контрольную
Сделаю на «Пять»!
Дочка кладет голову к маме на колени:
тебе я нарисую
красивейший цветок!
Ночка подбегает к маме, кладет голову на другое колено
А Ночка просто подошла
и ткнулась мордой в бок.
Папа: Вы, друзья, запомните
Народные слова:
Все хором:
Коль дружна твоя семья,
То заботы не беда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное развлечение для детей старшей группы "Папа, мама, я – дружная семья"
Спортивное развлечение для детей старшей группы...
НОД для детей старшей группы по развитию речи "Дружная семья"
НОД для детей старшей группы по развитию речи "Дружная семья"...
Конспект НОД c использованием современной ИКТ технологии в старшей группе на тему: «Мы – дружная семья!»
Цель: формирование интереса к миру компьютерных игр у детей, развитие информационной культуры. Задачи:Образовательные:- формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главные, существенны...
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Моя дружная семья"
Дети должны иметь представление о семье, ее составе; уметь составлять небольшие рассказы о себе и членах своей семье; уметь показать, как любят и уважают старших, заботятся о них. Использовать в игров...
КОНСПЕКТ Спортивного праздника в старшей группе: «Папа, мама, я - дружная семья»
Конспект спортивного праздника с родителями в старшей группе: «Папа, мама, я - дружная семья»...
Конспект занятия в старшей группе на тему "Моя дружная семья"
laquo;Конспект моя дружная семья» Программное содержание : формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; воспитывать любовь и уважение к своим ...