Сюжетно-ролевая игра " Жизнь в деревне"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Марина Алексеевна

 

 

Цель: Формировать представление детей о жизни в деревне. Привить интерес детей к Родному краю, воспитывать уважение детей к работникам сельского хозяйства и бережному отношению к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель ГБОУ школы 1056 Смирнова Марина Алексеевна.

Сюжетно-ролевая игра для подготовительной группы

«Жизнь в деревне».

Цель: Формировать представление детей о жизни в деревне. Привить интерес детей к Родному краю, воспитывать уважение детей к работникам сельского хозяйства и бережному отношению к природе.

Игровой материал: Большой напольный конструктор, конструктор «Ферма», эскизы деревьев, леса, кустов, пруда (или пруд в виде мини бассейна), вырезанные из пенопласта макеты деревенских домов из бревен, скотных дворов, заборов, колодца. Фигуры домашних животных: коров, овец, свиней, телят, коз, козлят, лошадей, кур, цыплят, гусей, уток, индюков, собак, кошек. Деревянные корзины, самодельный кнут и свисток для пастуха, оцинкованные ведра, игрушечная посуда, тяпки игрушечные, грабли, вилочки, переворачивать просушенное сено, контейнеры для земли, лейки, семена, игрушечные трактора, комбайны, грузовые машины, синие детские халаты, косынки.

Игровые роли: Жители деревни: доярки, пастух, скотники, телятницы, свинарки, птичницы, овощеводы, хлеборобы, комбайнеры, трактористы, ветеринар.

Подготовка к игре: Рассматривание иллюстраций деревенской жизни, сельскохозяйственных работ, фотографий деревенских пейзажей, чтение художественных прозведений и сказок, просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», «Зима в Простоквашино». Прослушивание звуков скотного двора из серии «Звуки природы» Н.В.Нищевой. В рамках детско- родительской встречи изготовить макеты для игры, эскизы, изготовить или приобрести в достаточном количестве фигурки домашних животных. Оформить выставку фотографий и рисунков деревенской жизни.

Оформление интерьера групповой комнаты: В день проведения игры воспитатель оформляет группу в виде деревни: ставит несколько макетов деревенских домов в два ряда напротив друг друга. У каждого дома есть скотный двор, огород, усадьба для выращивания овощей, свой покос, сарай, собачья конура.

С одного конца деревни пруд, где водятся караси, плотва, щуки. Дно у пруда илистое, там водятся пиявки. С берега вглубь пруда ведет деревянный настил, чтобы подойти прополоскать постиранное белье. В жаркий летний денек  деревенские жители в свободное время бегут к пруду искупаться.

В центре деревни стоит колодец, откуда набирают для питья воду в два оцинкованных ведра. Их цепляют на коромысло и на плечах несут домой. С другого конца деревни ставятся макеты фермы, птичника, свинарника. За ними теплицы, для выращивания овощей, сады с фруктовыми деревьями и кустарниками. Вдалеке ставится эскиз леса. Расставляются фигурки домашних животных. Распределяются роли между детьми. И подготовка закончена. Можно играть!

Ход игры: Утро. Слабеет свет луны. Встает солнце. Пропадает ночной холод. Солнечной теплотой согревается земля. Просыпается деревня.

Пастух, ударяя кнутом о землю, дает знак жителям: «Пора спускать со двора коров и овец». Обходя каждый деревенский дом, он собирает свое стадо и с верным псом Шариком гонит их на луга, где есть сочная трава и много клевера. На лугу коровы и овцы пасутся, а пастух и его верный пес охраняют стадо, чтобы ни одна из коров не убежала в лес или чтобы на стадо не напали волки. Вернется в деревню стадо к полудню, чтобы  отдохнуть в тени и переждать самое пекло. Ближе к шестнадцати часам пастух вновь соберет стадо и погонит уже поближе к деревне, чтобы вернуться к вечеру. Хозяйки с кусочками черного хлеба встретят своих коров и овец и приведут на свой скотный двор ночевать. Коров доят и парное молоко, процеженное через несколько слоев марли, пьют. Парное молоко полезно пить всем, оно не содержит бактерий.

(Пастухом станет один из мальчиков, а собака, коровы, овцы фигурки, их можно пастуху собрать в корзинку и отнести поближе к лесу. Там он расставит их на травке, рядом собака, а сам пока сядет в тени деревьев на пенек и будет наблюдать за ходом игры.)

Когда местные жители спустят свою скотину со двора, они уходят на работу. В деревне рабочий день начинается с шести часов утра.

         Птичницы идут на птичник. Они кормят там кур, собирают яйца в корзинки. Кормят маленьких цыпляток мелко порубленными вареными яйцами. Только- что вылупившиеся цыплята не умеют клевать зерно, как курочки. Этому их научит немного погодя мама наседка, которая неотступно гуляет с ними и охраняет от нападения хищных птиц. Цыплята в любой момент спрячутся под ее широко расправленными крыльями. Ночуют маленькие цыплята тоже рядом с курочкой. Только когда они подрастут,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            станут самостоятельными, будут клевать зерно и собирать червяков.

(Птичницы девочки, им можно одеть синие халаты и косынки на голову. Цыплятки, курочки, яйца игрушечные. Дети их расставляют, в ходе игры меняют их положение, собирают яйца в корзинку. Могут сами покрошить вареные яйца. Насыпают зерно в кормушки для птиц, меняют воду в питьевых емкостях, чистят птичник.)

Телятницы идут на работу в телятник. Они кормят телят хлебом и молоком. Варят им овощной суп. Убирают грязь, меняют настил из соломы в стойлах у телят. Выводят их гулять на загороженный двор, где телята бегают и резвятся как дети. Затем их вновь загоняют в стойло, чтобы телята могли отдохнуть и поесть.

(Телятницы девочки, телята фигурки животных, солому можно запасти из сухой травы.)

Косари отправляются на работу в четыре часа утра, пока не взошло солнце и трава не высохла. Косят сырую от росы траву. Косари занимаются очень важным, для деревни делом. Зимой скотину со скотного двора на улицу не выпускают и трава на полях под снегом. Скотину кормят зимой соломой, которую запасают летом. Заготовка сена это длительный процесс: скошенную утром траву вечером сгребают в небольшие стога, накрывают клеенкой от дождя и росы, на клеенку натягивают веревку и привязывают по краям камни, чтобы ее не унес ветер. Утром, когда сойдет роса, траву разбрасывают, днем вновь переворачивают, а вечером вновь сгребают. Так много дней подряд, если трава плохо просохнет, она сгниет и кормить скотину зимой будет нечем.

(Косари мальчики, у них есть игрушечные косы, грабли, вилочки. Вилочки можно сделать самим из веток в форме рогатки.)

Свинарки рано утром идут на свинарник. Они выгоняют свиней погулять в загон, а сами в это время убирают свинарник, перестилают настил у животных в стойлах, варят суп, чтобы покормить свиней. Суп варят из травы, крупы, добавляют молока и похлебка готова. Меняют воду в емкостях для питья и загоняют свиней отдыхать в свинарнике.

(Свинарки девочки, свиньи фигурки животных, нужна также игрушечная посуда и плита)

Овощеводы работают в теплице. Они выращивают овощи. Весной вскапывают землю, сажают семена, поливают всходы, пропалывают грядки несколько раз за лето, подвязывают плети к деревянной опоре, снимают урожай.

(Овощеводами могут быть девочки и мальчики. Для работы им нужны лопаты, тяпки, деревянные опоры, нитки, ножницы, лейки, ведра).

Хлеборобы выращивают хлеб. Весной вспахивают землю плугом, сажают зерно в землю, всходы обрабатывают от вредителей, поливают, пропалывают. Проверяют созрела ли рожь и пшеница, затем обмолачивают комбайном, а пшеничные и ржаные зерна отвозят на мукомольный завод для получения пшеничной и ржаной муки. Мука нужна чтобы выпекать разные сорта хлеба, делать блины, торты и другие кондитерские изделия.

(Хлеборобы мальчики. Для игры им нужны игрушечные трактора, комбайны, грузовые машины)

Ветеринар лечит заболевших животных. Для работы ему нужны: термометр, шприц, стетоскоп, вата, бинт, микстура, капли, мазь.

(ветеринаром может быть мальчик или девочка).

Все жители деревни работают в хозяйстве. А в свободное от работы время занимаются личным хозяйством. У каждого есть свой огород, во дворе есть корова, коза, овцы, от которых получают шерсть, куры, цыплята, утки, гуси, индюки. Во дворе стоит собачья будка, собаки есть у всех. Кошки живут в доме, ловят мышей и крыс. Деревенские жители привыкли работать на земле и очень любят свою малую Родину.

В деревне раздолье для ребятишек. Их можно увидеть везде: на пруду, ферме, птичнике, в поле, теплице. В период летних каникул дети с удовольствием помогают взрослым в их нелегком труде.

В хозяйстве есть доска почета. Там можно увидеть фотографии знатных хлеборобов, овощеводов, доярок,  телятниц, свинарок, птичниц.

(Можно сделать свою доску почета и повесить фотографии тех детей, которые, отлично справляются со своими ролями. Сделать медали: лучший овощевод, ударная доярка, знатный хлебороб и т.д.)

В своей подготовительной группе я провела эксперимент. Мы с ребятами играли в игру, но не полностью, пока не все эскизы и макеты сделаны. Это достаточно затратная игра, и я привлекла родителей. Они согласились помочь сделать эскизы, макеты. В феврале  в рамках детско- родительской встречи сделаем фигурки животных. Успех этой игры во многом зависит именно от наглядности.

Дети в восторге от игры, даже от ее части. Все они городские жители и с трудом представляют себе жизнь в деревне. В ходе игры с удовольствием и очень ответственно исполняют свои роли. Овощеводы сами посадили зелень и лук в настоящие контейнеры. Поливают, рыхлят землю, не разрешают другим, не «овощеводам» даже дотрагиваться до их посадок. Поиграли мы и в ферму (есть все атрибуты для игры). Дети стали иметь представление о том, как пасутся коровы, кто их выгуливает, зачем пастуху собака и другие вопросы. Когда все макеты , эскизы и фигурки будут доделаны и мы сможем провести эту игру полностью, у детей сформируется полное представление о труде работников сельского хозяйства. А когда они поиграют несколько раз, научатся уважать этот нелегкий и такой необходимый нам всем труд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника.

Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человеч...

"Роль сюжетно-ролевых игр в жизни детей"

Консультация для родителей....

Влияние сюжетно ролевых игр в жизни ребенка.

Значительное место в жизни ребенка занимают сюжетно - ролевые игры, как способ освоения ребенком социальных ролей, средство развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческихспособнос...

"Роль сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника"

Данный материал поможет раскрыть всю сущность сюжетно-ролевых игр. каким образом игра влияет на ребёнка и для чего нужна....

Роль сюжетно - ролевых игр в жизни детей

Этапы формирования игровых навыков у детей...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...