НОД "Урожайная грядка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Развитие экологических представлений по средствам опытно-           исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30.nod_urozhaynaya_gryadka.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение

«Начальная  школа №15»

Непосредственная  образовательная  деятельность

«Урожайная  грядка»

Средний  дошкольный  возраст

                        Воспитатель:

Юдина  Елена  Дмитриевна.

г. Нефтеюганск.

Тема: «Урожайная  грядка»

Цель:  

         Развитие экологических представлений по средствам опытно-           исследовательской деятельности.

Задачи:

        Формировать экологическое  воспитание через создание условий, пробуждающих    детей  узнавать  новое  о  растительном  мире.

        Способствовать формированию познавательного интереса  у воспитанников  в процессе   экспериментальной деятельности с растениями.

        Развивать умение  описывать предмет  и  отгадывать его по описанию.

        Расширить  знания  детей  о условиях  жизни  растительного  мира и о  взаимосвязи  живой  и  неживой  природы.

        Развивать умение  применять  полученные  знания  в  практической деятельности.

       Воспитывать  у детей стремление  доводить начатое дело до конца.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организация детей и введение в проблемную ситуацию

Разминка. Игра  «Угадай - ка».

-Назовите название овоща по его описанию.

В  гости  приходит  Пугало и  говорит  детям, что пришла зима и охранять  в огороде нечего,  ему  стало  скучно. Оно  просит  разрешение  пожить  в  детском  саду.

 - Но чем  ты  будешь заниматься у нас в группе?  

- Ребята,  чем  может  заняться  Пугало  в  детском  саду,  если  оно  умеет  только  всех  пугать  и охранять  урожай ?

Из  множество  идей  выводится  идея  №3 организовать  огород  на окошке.  

Обсуждается  план  организации  «Урожайной  грядки»

 - Как  можно  организовать  огород в нашей  группе?

-   Что  для  этого  необходимо?

- Правильно дети  нужна почва для растения, оно же не может в воздухе расти.

Ребёнок  описывает  овощ, а  дети по  описанию  находят  его  и  называют. Составляют  натюрморт  из  овощей  выращенный  вместе  с  родителями.

Идея №1- будет  с  нами заниматься  и  играть;

Идея №2 - будет  охранять  цветы  в  уголке природы;

Идея №3 – будет  охранять  овощи, которые  мы  посадим.

Идея №1 Попросить родителей грядки сделать в группе;

Идея №2  Принести готовые овощи из дома;

Идея №3 Самим посадить в группе  огород и ухаживать за ним вместе с Пугалом.

Посуда куда садить, вода , земля, писок и т.д

  1. Исследовательская  

деятельность

Рассматривание   и  сравнение   земли  и  песка.

- Ребята, какая  земля?

- Ребята, какой песок? Что  вы  можете  сказать  о  песке?

Воспитатель  рассказывает  о  том, что  земля  нужна  всем  растениям, они  в  ней   укрепляются  корнями, растут. В  земле  есть  питательные  вещества, которые  необходимы  растениям. Их  нет  в  песке.

- Ребята, для  посадки  лука,  что  мы  выберем – землю или  песок?

- А  какие  овощи  мы  будем  сажать  с  вами?

  Собрав  детей  вокруг  стола,  воспитатель  загадывает  несколько  загадок  о  луке.

Предлагает  детям  рассмотреть  луковицы, сравнить  их. Обращает  внимание  детей  на  сухие  чешуйки, предлагает  рассмотреть  донце луковицы, т.е. старые  корешки, найти  верхушку  луковицы.

Почему  говорят: «Лук -  от  семи недуг»? Как это понять?

- Да, лук  помогает лечить  людей

С  помощью  наводящих  вопросов  воспитателя  дети  рассказывают  о  лекарственных  свойствах  лука.

Земля – темная (чёрная, серая, рассыпчатая, пропускает  воду  и  становится  мокрой  и  липкой.

Песок -  жёлтый, рассыпчатый, легко  и  быстро  пропускает  сквозь  себя  воду.

Предполагаемые  ответы детей

Дети  выбирают  для  своего  огорода  землю  и  решают  посадить  овощи.  

Дети  сравнивают  луковицы, отмечают, что: луковицы  одинаковы  по  величине, форме;  все  три – в  коричневых  сухих  чешуйках, твёрдые  на  ощупь.

Версия№1 –  в  нём есть  витамины  

Версия№2 – полезен  для  здоровья

Версия№3 – защита от болезни

  1. Продуктивная  деятельность

-  При  каких  условиях  лук  прорастет?

- Ребята давайте проверим всё,  что вы предложили. А Пугало наши посадки будет охранять.

Организация  посадки   лука.  

Детям  предлагается три  емкости  для  выращивания  лука. Дети    заполняют их  землёй, садят луковицы и поливают их.

Интересно, что  получится?  

 Воспитатель  предлагает  детям  в  течение нескольких  дней  наблюдать и зарисовывать  результаты  опыта с помощью моделей.

-А Пугало вам будет помогать, заполнять наш Эко-календарь?

Предполагаемые  ответы детей:

Идея №1 сам будет расти;

Идея №2 будем ухаживать за ним (поливать, поставим на окно,  чтобы  солнце на него светило).

Дети делятся на 3 группы, каждая группа производит посадку лука в почву, но условия  для роста растения выбирает каждая группа в соответствии предложенных версий.

 1 группа размещает свою посадку на окне (свет, вода, тепло);

2 группа ставит в шкаф;

3 группа ставит в холод.

Версии  детей каждой группы.

 Дети   наблюдают, сравнивают  луковицы  и зарисовываю результаты своих наблюдений  в Эко - календарь

Дети совместно с воспитателем заносят свои наблюдения  в Эко-календарь в течение двух недель. Подведение итога проводится  на итоговом занятие.  Данная деятельность  включена в систему экологического воспитания  с дошкольниками  в процессе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режиме дня.

Дети  приносят  в  группу  урожай,  собранный  в  огороде  вместе  с  родителями.

Игра  «Угадай - ка».

Ребёнок  описывает  овощ, а  дети по  описанию  находят  его  и  называют. Составляют  натюрморт  из  овощей  выращенный  вместе  с  родителями.

Ребята,  вы  собрали урожай,  а  какие  вы  знаете  блюда,  которые  мы  можем  приготовить  из  овощей.

 Проблемная  ситуация

В  гости  приходит  пугало и  говорит  детям, что  в  огородах  все  овощи  собрали, стало  очень  холодно, охранять  нечего  и  ему  стало  скучно. Пугало  просит  разрешение  пожить  в  детском  саду.  Но чем  ты  будешь заниматься в детском  саду. Ребята,  чем  может  заняться  пугало  в  детском  саду,  если  он  умеет  только  всех  пугать  и охранять  урожай (способ генерации  разнообразных  идей)

Варианты  рассуждений  детей.

Из  множество  идей  выбирается  идея  организовать  огород  на окошке и  обсуждается  план  организации  «Урожайной  грядки»

Как  можно  организовать  «урожайную  грядку»,  что  для  этого  необходимо? Какие  трудности при  этом могут  возникнуть?

Ребята решают  организовать  огород  в  группе, чтобы  пугало  небело  скучно  ждать  весны. Воспитатель  вместе  с  детьми  обсуждают  какие  условия  необходимы  для  жизни  растений.

Исследовательская  деятельность

Рассматривание   и  сравнение   земли  и  песка.

Земля – темная (чёрная. Серая, рассыпчатая, пропускает  воду  и  становится  мокрой  и  липкой.

Песок -  жёлтый, рассыпчатый, легко  и  быстро  пропускает  сквозь  себя  воду.

Воспитатель  рассказывает  о  том, что  земля  нужна  всем  растениям, они  в  ней   укрепляются  корнями, растут. В  земле  есть  питательные  вещества, которые  необходимы  растениям. Их  нет  в  песке.

 Продуктивная  деятельность

Рассматривание семян фасоли, гороха лука. Почему  они  при  хранении  не  прорастают?

При  каких  условиях  они прорастут?

Организация  опыта  по  проращиванию  семян - лука.  Наблюдение  в  течение нескольких  дней  за  результатом  опыта

Дети  выбирают  для  своего  огорода  землю  и  решают  посадить  овощи.  А  какие  овощи  мы  будем  сажать  с  вами.  Собрав  детей  вокруг  стола,  воспитатель  загадывает  несколько  загадок  о  луке. Предлагает  детям  рассмотреть  луковицы, сравнить  их. Обращает  внимание  детей  на  сухие  чешуйки, предлагает  рассмотреть  донце луковицы, т.е. старые  корешки, найти  верхушку  луковицы.

Почему  говорят: «Лук -  от  семи недуг»?

Ответы  детей.

- Да, лук  помогает лечить  людей

С  помощью  наводящих  вопросов  воспитателя  дети  рассказывают  о  лекарственных  свойствах  лука.

Воспитатель  подводит  ребят  к  выводу: луковицы  одинаковы  по  величине, форме;  все  три – в  коричневых  сухих  чешуйках, твёрдые  на  ощупь. Затем  уточняет, какие  условия  нужны  для  того, чтобы  луковицы  проросли  и  дали  зелень.

Обсуждение  с  детьми  условий  проращивания  лука.

Какие  условия  необходимы  для роста  лука? – обсуждаются  варианты  для  жизни  и  роста лука

- свет, вода, тепло

Детям  предлагается три  емкости  для  выращивания  лука. Детьми  они  заполняются  землёй,  в  итоге  для  третьей  луковицы  не  хватает  земли  для  посадки.  Как  быть?

Ответы,  варианты детей

Предлагает  проращивать  их  по – разному – у  одной  будет  все  три  необходимых   условия: свет, вода, тепло,  у  другой  будет  вода  и  тепло, но  не  будет  света (луковицу  надо  будет  поставить  в  шкаф  или  накрыть  чёрным  колпаком), у  третьей  будет  свет  и  вода, но   она  будет  стоять  в  холодном  месте.

Как вы думаете. Какие  проблемы  возникнут  у  луковицы  во  время  прорастания во  втором  варианте,  и в  третьем?

Интересно, что  получится? – говорит  воспитатель  и  даёт  детям  возможность  высказаться,  сделать  предположения.

Воспитатель  предлагает  создать  для  луковиц  разные  условия. А  чтобы  было  интересно  сравнивать  луковицы  и  наблюдать  за  ними,  предлагает  детям  зарисовать  моделями.

Постановка  опыта.

Рассказ  с  использованием  моделей,  демонстрирующих  рост  растения:  семя,  росток, растение

Физкультминутка «Огородная  - хороводная»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чудеса на грядке"

Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...

Консультация "Витамины на грядке"

Данная консультация разработана для родителей показать значимость овощей в каждодневном рационе семьи, особенно ребекнка. Овощные растения содержат много витаминов, обладают целебными и диетическ...

Методическое пособие "Урожайная грядка"

Презентация про овощи, сопровождаемая чтением стихов поможет детям запомнить название овощей, выделять их особенности, способы использования. Красочные фотографии и рисунки привлекут внимание детей к ...

Сценарий "Репка" ("Сказки с грядки")

Спектакль "Репка" ("Сказки с грядки") для детей младшей  или средней групп. Все роли исполняют дети. Ведущий - Пугало, исполняет взрослый. В сказке задействовано более 20 человек....

презентация "Загадки на грядке"

Воспитание ребенка обязательно должно включать как можно больше игр, загадок, головоломок. В процессе игры, разгадывания загадок, дети познают мир, учатся думать, развивается их память и сообразительн...

Презентация к занятию "Что на грядке растет?"

Задания в презентации направлены на систематизацию, обогащение словаря и развития грамматического строя речи....