НОД "Урожайная грядка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развитие экологических представлений по средствам опытно- исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30.nod_urozhaynaya_gryadka.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа №15»
Непосредственная образовательная деятельность
«Урожайная грядка»
Средний дошкольный возраст
Воспитатель:
Юдина Елена Дмитриевна.
г. Нефтеюганск.
Тема: «Урожайная грядка»
Цель:
Развитие экологических представлений по средствам опытно- исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать экологическое воспитание через создание условий, пробуждающих детей узнавать новое о растительном мире.
Способствовать формированию познавательного интереса у воспитанников в процессе экспериментальной деятельности с растениями.
Развивать умение описывать предмет и отгадывать его по описанию.
Расширить знания детей о условиях жизни растительного мира и о взаимосвязи живой и неживой природы.
Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
Разминка. Игра «Угадай - ка». -Назовите название овоща по его описанию. В гости приходит Пугало и говорит детям, что пришла зима и охранять в огороде нечего, ему стало скучно. Оно просит разрешение пожить в детском саду. - Но чем ты будешь заниматься у нас в группе? - Ребята, чем может заняться Пугало в детском саду, если оно умеет только всех пугать и охранять урожай ? Из множество идей выводится идея №3 организовать огород на окошке. Обсуждается план организации «Урожайной грядки» - Как можно организовать огород в нашей группе? - Что для этого необходимо? - Правильно дети нужна почва для растения, оно же не может в воздухе расти. | Ребёнок описывает овощ, а дети по описанию находят его и называют. Составляют натюрморт из овощей выращенный вместе с родителями. Идея №1- будет с нами заниматься и играть; Идея №2 - будет охранять цветы в уголке природы; Идея №3 – будет охранять овощи, которые мы посадим. Идея №1 Попросить родителей грядки сделать в группе; Идея №2 Принести готовые овощи из дома; Идея №3 Самим посадить в группе огород и ухаживать за ним вместе с Пугалом. Посуда куда садить, вода , земля, писок и т.д |
| деятельность |
Рассматривание и сравнение земли и песка. - Ребята, какая земля? - Ребята, какой песок? Что вы можете сказать о песке? Воспитатель рассказывает о том, что земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в песке. - Ребята, для посадки лука, что мы выберем – землю или песок? - А какие овощи мы будем сажать с вами? Собрав детей вокруг стола, воспитатель загадывает несколько загадок о луке. Предлагает детям рассмотреть луковицы, сравнить их. Обращает внимание детей на сухие чешуйки, предлагает рассмотреть донце луковицы, т.е. старые корешки, найти верхушку луковицы. Почему говорят: «Лук - от семи недуг»? Как это понять? - Да, лук помогает лечить людей С помощью наводящих вопросов воспитателя дети рассказывают о лекарственных свойствах лука. | Земля – темная (чёрная, серая, рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Песок - жёлтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Предполагаемые ответы детей Дети выбирают для своего огорода землю и решают посадить овощи. Дети сравнивают луковицы, отмечают, что: луковицы одинаковы по величине, форме; все три – в коричневых сухих чешуйках, твёрдые на ощупь. Версия№1 – в нём есть витамины Версия№2 – полезен для здоровья Версия№3 – защита от болезни |
| |
- При каких условиях лук прорастет? - Ребята давайте проверим всё, что вы предложили. А Пугало наши посадки будет охранять. Организация посадки лука. Детям предлагается три емкости для выращивания лука. Дети заполняют их землёй, садят луковицы и поливают их. Интересно, что получится? Воспитатель предлагает детям в течение нескольких дней наблюдать и зарисовывать результаты опыта с помощью моделей. -А Пугало вам будет помогать, заполнять наш Эко-календарь? | Предполагаемые ответы детей: Идея №1 сам будет расти; Идея №2 будем ухаживать за ним (поливать, поставим на окно, чтобы солнце на него светило). Дети делятся на 3 группы, каждая группа производит посадку лука в почву, но условия для роста растения выбирает каждая группа в соответствии предложенных версий. 1 группа размещает свою посадку на окне (свет, вода, тепло); 2 группа ставит в шкаф; 3 группа ставит в холод. Версии детей каждой группы. Дети наблюдают, сравнивают луковицы и зарисовываю результаты своих наблюдений в Эко - календарь |
Дети совместно с воспитателем заносят свои наблюдения в Эко-календарь в течение двух недель. Подведение итога проводится на итоговом занятие. Данная деятельность включена в систему экологического воспитания с дошкольниками в процессе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режиме дня. |
Дети приносят в группу урожай, собранный в огороде вместе с родителями.
Игра «Угадай - ка».
Ребёнок описывает овощ, а дети по описанию находят его и называют. Составляют натюрморт из овощей выращенный вместе с родителями.
Ребята, вы собрали урожай, а какие вы знаете блюда, которые мы можем приготовить из овощей.
Проблемная ситуация
В гости приходит пугало и говорит детям, что в огородах все овощи собрали, стало очень холодно, охранять нечего и ему стало скучно. Пугало просит разрешение пожить в детском саду. Но чем ты будешь заниматься в детском саду. Ребята, чем может заняться пугало в детском саду, если он умеет только всех пугать и охранять урожай (способ генерации разнообразных идей)
Варианты рассуждений детей.
Из множество идей выбирается идея организовать огород на окошке и обсуждается план организации «Урожайной грядки»
Как можно организовать «урожайную грядку», что для этого необходимо? Какие трудности при этом могут возникнуть?
Ребята решают организовать огород в группе, чтобы пугало небело скучно ждать весны. Воспитатель вместе с детьми обсуждают какие условия необходимы для жизни растений.
Исследовательская деятельность
Рассматривание и сравнение земли и песка.
Земля – темная (чёрная. Серая, рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой.
Песок - жёлтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду.
Воспитатель рассказывает о том, что земля нужна всем растениям, они в ней укрепляются корнями, растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в песке.
Продуктивная деятельность
Рассматривание семян фасоли, гороха лука. Почему они при хранении не прорастают?
При каких условиях они прорастут?
Организация опыта по проращиванию семян - лука. Наблюдение в течение нескольких дней за результатом опыта
Дети выбирают для своего огорода землю и решают посадить овощи. А какие овощи мы будем сажать с вами. Собрав детей вокруг стола, воспитатель загадывает несколько загадок о луке. Предлагает детям рассмотреть луковицы, сравнить их. Обращает внимание детей на сухие чешуйки, предлагает рассмотреть донце луковицы, т.е. старые корешки, найти верхушку луковицы.
Почему говорят: «Лук - от семи недуг»?
Ответы детей.
- Да, лук помогает лечить людей
С помощью наводящих вопросов воспитателя дети рассказывают о лекарственных свойствах лука.
Воспитатель подводит ребят к выводу: луковицы одинаковы по величине, форме; все три – в коричневых сухих чешуйках, твёрдые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень.
Обсуждение с детьми условий проращивания лука.
Какие условия необходимы для роста лука? – обсуждаются варианты для жизни и роста лука
- свет, вода, тепло
Детям предлагается три емкости для выращивания лука. Детьми они заполняются землёй, в итоге для третьей луковицы не хватает земли для посадки. Как быть?
Ответы, варианты детей
Предлагает проращивать их по – разному – у одной будет все три необходимых условия: свет, вода, тепло, у другой будет вода и тепло, но не будет света (луковицу надо будет поставить в шкаф или накрыть чёрным колпаком), у третьей будет свет и вода, но она будет стоять в холодном месте.
Как вы думаете. Какие проблемы возникнут у луковицы во время прорастания во втором варианте, и в третьем?
Интересно, что получится? – говорит воспитатель и даёт детям возможность высказаться, сделать предположения.
Воспитатель предлагает создать для луковиц разные условия. А чтобы было интересно сравнивать луковицы и наблюдать за ними, предлагает детям зарисовать моделями.
Постановка опыта.
Рассказ с использованием моделей, демонстрирующих рост растения: семя, росток, растение
Физкультминутка «Огородная - хороводная»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чудеса на грядке"
Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...
Консультация "Витамины на грядке"
Данная консультация разработана для родителей показать значимость овощей в каждодневном рационе семьи, особенно ребекнка. Овощные растения содержат много витаминов, обладают целебными и диетическ...
Методическое пособие "Урожайная грядка"
Презентация про овощи, сопровождаемая чтением стихов поможет детям запомнить название овощей, выделять их особенности, способы использования. Красочные фотографии и рисунки привлекут внимание детей к ...
Сценарий "Репка" ("Сказки с грядки")
Спектакль "Репка" ("Сказки с грядки") для детей младшей или средней групп. Все роли исполняют дети. Ведущий - Пугало, исполняет взрослый. В сказке задействовано более 20 человек....
презентация "Загадки на грядке"
Воспитание ребенка обязательно должно включать как можно больше игр, загадок, головоломок. В процессе игры, разгадывания загадок, дети познают мир, учатся думать, развивается их память и сообразительн...
Презентация к занятию "Что на грядке растет?"
Задания в презентации направлены на систематизацию, обогащение словаря и развития грамматического строя речи....
конспект НОД "Что растет на грядке"
программа "Развитие"...