Формирование экологической воспитанности дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Елена Николаевна

Экологичнски воспитанный ребенок гуманно относится к живой природе. У него сформированы этические понятия и нормы, бережет окружающий его мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической воспитанности дошкольников

Ребенок растет, развивается и осваивает экологические знания. Формируется представление об организации мира, о взаимности всех живых существ. Важно с ранних лет сформировать у ребенка гуманно-ценностное отношение к природе. Ребенок учится ощущать свою принадлежность к своей семье, к родному сообществу, к определенным особенностям образа жизни. С самого раннего детства жизнь человека связана с природой.  Что способствует развитию личности и духовному росту. Происходит познание всего живого и осознанию ценности каждого организма    (растения, животного, человека).

Подрастающий человек учится взаимодействовать с миром, укрепляет уверенность в себе.  При общении с природой ребенок осваивает представления о взаимосвязи всех объектов в природе и в социуме, посредством этого совершенствуются познавательные умения, способность понимать последствия своих поступков. Играя с животными , ребенок учится понимать настроение живого существа, видеть его своеобразие. При этом формируется чуткость , отзывчивость, доброта, положительные моральные качества личности, что очень важно и значимо в наше непростое время.

Мы живем в мире, где жизнь зачастую ставит человека в сложные ситуации и требует от него умения адекватно оценивать обстановку и принять правильное решение. Хороших результатов добивается только уверенный в себе человек. Многие люди испытывают трудности в общении, проявляют агрессивность. Способствует этому и ритм современной жизни, и средства массовой информации. Общаясь с природой, ухаживая за растениями и животными, ребенок учится понимать эмоциональное состояние других, управлять собственными эмоциями.

Экологически ориентированная активность дошкольника помогает ему экологически целесообразно вести себя в природе и в окружающем социуме. Ребенок учится сам создавать определенные экосистемы и формировать условия для своей собственной экосистемы (аквариум, мини-огород на окне). У ребенка формируются исследовательские способности, активность, инициативность, самостоятельность, расширяется кругозор. Об экологической воспитанности дошкольника можно говорить тогда, когда у него сформировано гуманно- ценностное отношение к природе.

Основными критериями сформированности служат- доброжелательное отношение о всему живому, готовность к эмоциональному общению и сопереживанию, стремление к позитивному взаимодействию с миром природы. Важно научить дошкольника заботиться о живых существах, помогать им создавать оптимальные условия для жизни. Экологически воспитанный ребенок понимает, как связаны и важны все экосистемы в природе, как важно и необходимо оберегать и сохранять все экологические сообщества- оберегать растения, муравейники, места обитания насекомых, птиц, животных.

Необходимо подвести ребенка к пониманию того, что если исчезнут одни обитатели экосистемы, то неминуемо исчезнут и другие, а это в свою очередь, изменит жизнь всех, в том числе и человека.

У экологически ориентированного ребенка формируется познавательный интерес, он стремится сам решать возникающие проблемные ситуации.

Природа сама по себе чудо, но ей необходима помощь человека. Ребенок осознает, что он способен оказать такую помощь. Можно помочь растениям пережить холода, закрыть листьями и окопать снегом корни кустов и деревьев. Покормить птиц зимой, беречь воду, не загрязнять природу, не рвать цветы.

Экологически воспитанный дошкольник подведен к пониманию того, что беречь природу- это значит беречь свое здоровье. Для формирования экологической активности дошкольников целесообразно использовать самостоятельную активность детей:

-Уход за растениями и животными (уголок природы, цветы, аквариум, труд на участке, мини-огород на подоконнике)

-Работа с энциклопедиями и детской литературой

-Изготовление поделок из природного материала

-Коллекционирование семян, гербарий растений своего региона.

-театрализации по экологической тематике

-опыты( посев и выращивание семян, опыты с водой , снегом, льдом, глиной, песком)

Важна и специально организованная деятельность:

-специально организованные занятия о природных циклах( круговорот воды в природе, цикл развития бабочек, лягушек и др0.

-беседы об уникальности родного региона, в котором ребенок проживает

-экскурсии в парк, в лес, к водоемам

-чтение специальной и художественной литературы

-организация праздников и досугов (совместно с родителями)

-тематические дни (день птиц, день цветов, день лекарственных трав)

Экологически воспитанный дошкольник видит многообразие природы, понимает взаимосвязь ее экосистем, признает ценность жизни и всегда готов встать на их защиту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Происходит интенсивное изменение окружаю¬щей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

в наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых....

Самообразование "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г.

Одна из задач экологического образования дошкольников - это воспитание экологической культуры. Экологические знания дети получают непосредственно в общении с природой, что способствует формированию у ...

Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г

Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".

Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....