Занятие "Путешествие уголька"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Масунова Е.Н., воспитатель МБДОУ №28 («АБВГДейка»).
Лазаренко Н.Н., учитель-логопед, педагог-психолог МБДОУ №28 («АБВГДейка»).
Кемеровская область
Конспект интегрированного занятия по теме: Путешествие уголька
Возраст: старший дошкольный.
Цель: воспитание любви к Родине, труду.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать представления об образовании и добыче угля, его полезных свойствах.
- Закрепить знания о достопримечательностях города Кемерово, посвященных шахтерскому труду.
Развивающая:
- Развивать умение слушать и отвечать на вопросы, наблюдать, делать выводы.
- Обеспечить условия для развития познавательной активности детей.
Воспитательная:
- Формировать представление о значимости шахтерского труда.
- Прививать интерес к культурным традициям г. Кемерово.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: рассматривание камней, минералов, беседа о мезозойском периоде, рассказ воспитателя об истории Кузбасса, знакомство с великими людьми России – Михаилом Ломоносовым, рассматривание фотографий современной угледобывающей техники, виртуальная экскурсия по городу Кемерово и городам Кемеровской области, чтение произведений о шахтерской славе.
Оборудование: уголек, изображение природы мезозойского периода, иллюстрации с памятными местами, машинами, используемыми при добыче и транспортировке угля, набор для фильтрации, набор растительного материала, земли, контейнер для демонстрации образования угля.
Ход занятия
Звучит Гимн шахтерам Кузбасса. Дети входят в группу и рассаживаются.
- Ребята, я сегодня шла на работу. Мимо меня проехал Белаз. Из кузова выпал черный камушек. Может быть кто-то знает, что это за камушек? (дети дают ответы, выясняется, что камушек - уголь).
- Ой, камушек ожил и что-то хочет сказать (педагог делает вид, что слушает камушек).
- Ребята, уголек предлагает нам совершить путешествие и узнать, откуда он появился. Нам нужно отправиться в те времена, когда на земле еще жили динозавры.
Задание 1. Чтобы попасть в те времена, нам нужно вспомнить обратный счет от 10 до 0.
- Вот и мы попали на много веков назад (демонстрируется картинка с мезозойской эрой с динозаврами и крупными деревьями).
- Ребята, посмотрите, какие удивительно высокие деревья с большими листьями и огромными стволами и ветками росли в те времена. Из-за наводнений деревья падали и оказывались под водой. Постепенно накапливался растительный слой, он покрывался землей пылью. Сюда поступало мало кислорода и растения превращались в уголь. И так много веков.
Задание 2. Параллельно идет демонстрация образования угля (педагог в прозрачный контейнер вместе с детьми складывают веточки, траву, потом плотно наносят слой земли, утрамбовывают).
- Уголек говорит, что еще в древности люди заметили горящие камушки и стали их использовать для тепла.
- А если уголь так глубоко в земле как его добывают? (Ответы детей о шахтах).
- Сейчас уголь добывают с помощью машин. А уголек нам расскажет, как добывали уголь давным-давно.
- Поначалу люди собрали тот каменный уголь, который оказывался на поверхности земли. А потом поняли, что чем глубже уголь спрятан под землей, тем его больше. Для этого стали делать шахты – огромные, подземные ходы. Для прорубки хода использовали кирки, лопаты, лом. Уголь вывозили на тележках-самоходках. Сначала толкали тяжелую тележку сами, а когда ход становился большим, запрягали лошадь. Ходы иногда были узкими, и людям приходилось работать даже лежа и на коленях. В шахтах не было электричества, и использовались фонари.
Физминутка
Шахту будем строить мы (шагают на месте).
Уголь в ней добудем.
Кирку в руки мы возьмем,
И долбить ей будем (рубящие движения руками).
Узкий ход прорубим мы,
А потом по шире (показывают руками).
Мы тележку подтолкнем
Раз, два, три, четыре (наклоны).
Ох, и трудная работа (вытирают лоб)
В шахте уголь добывать.
Мы потрудимся немного (наклоны в стороны).
Будем снова отдыхать.
- Великий русский ученый Михаил Ломоносов доказал, что уголь появился из растений, семян, смолы. Люди узнали, что можно применять уголь вместо дров. Место залегания каменного угля называют угольным бассейном.
- А кто догадается, почему называется угольным бассейном? (Ответы детей). Угольный бассейн – это место, где много залежей каменного угля.
Но не везде на Земле есть уголь. Есть места, где его много. И наш Кузбасский край славится углем.
Задание 3. Ребята, расскажите угольку, в каких городах Кемеровской области добывают уголь? (Междуреченск, Кисилевск, Белово, Прокопьевск, Кемерово и др.). Черный цвет на гербах Кемеровской области и города Кемерово символизирует угольную промышленность.
Задание 4. Угольку очень хочется узнать, кто же нашел уголь в Кузбассе? (Ответы детей: Михайло Волков). А может кто-то знает, как называется то место, где был найден уголь? (Ответы детей: Горелая гора, Красная горка). Находится она в нашем городе Кемерово (демонстрация иллюстраций).
Задание 5. Уголек говорит, что он не только может подарить тепло, но и быть полезным в другом. Подумайте, про что говорит уголек.
Педагог подводит итог детских ответов: уголь используется для лечения, для рисования, изготовления красок, строительных материалов, выплавки железа и многого другого.
Задание 6. Уголек покажет вам одно из своих полезных качеств.
Демонстрация фильтрации воды с помощью угольных таблеток.
Задание 7. Уголь очень полезный и нужный и поэтому в нашем городе есть много памятных мест, посвящённых шахтёрам и углю. Вспомните эти места и назовите.
Воспитатель включает музыку гимна Кемеровской области. Дети выбирают фотографии: монумент «Память шахтерам Кузбасса», памятник Михайло Волкову, памятник коногону на Красной горке, сквер с фонтаном «Сила шахтерских традиций», в п. Кедровка памятник «Сын шахтера», Дворец культуры шахтеров, скульптурная композиция святой Великомученицы Варвары - покровительницы горняцкого труда, памятник Шахтеру на Красной горке, скульптура «Шахтер».
- В нашей стране ежегодно отмечается День Шахтера. А в этом году двойной праздник – 70 лет празднования Дня Шахтера.
- Уголек очень рад, что заглянул к нам. Что вы так много знаете о нем, о своем родном городе и шахтерской славе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий для старшей группы " Сказки о чудесном угольке"
Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольного образования в проведении занятий по экологии, окружающему миру, углубляя знания детей о пр...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по ОБЖ в средней группе. «Приключение Уголька в лесу»
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по ОБЖ в средней группе. «Приключение Уголька в лесу»...
Презентация "Путешествие с угольком"
Ознакомление дошкольников с профессией - шахтер....
Детская научная конференция "По следам Лампочки, Уголька и Ягодки" ссылка на презентацию к конференции в описании
Конференция проводилась в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года Чукотки 2020" в котором я заняла 2 место....