Познавательное занятие по экологии в средней группе «Что мы знаем о воздухе?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Жаринова Эмилия Юрьевна

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_vozduhe.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

познавательное занятие по экологии в средней группе

«Что мы знаем о воздухе?»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, лёгкий и т.д.)

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.

3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

4. Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, не имеет запаха, не видим.

5. Индивидуальная работа.

Предварительная работа: наблюдение за воздухом на прогулке, отгадывание загадок.

Оборудование:  листы бумаги ,воздушные шары (на каждого ребёнка), 1 надутый шар, пластиковые стаканы, трубочки, тазики с водой, предметные картинки (по 1- на ребёнка),

 игрушка – клоун.

Ход занятия:

Восп-ль: Ребята, а что находится вокруг нас? (предп. отв:  столы, окна, стулья…).

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас!  (воздух)

Возьмите лист бумаги, помашем им перед собой. Что вы почувствовали? (ветерок). Как возникает ветерок? (это движение воздуха). Ребята, так что же находится вокруг нас? (воздух).

Восп-ль: Ребята сегодня к нам в гости пришёл клоун Яша и принёс вам подарки. Вот они. (2 шарика: один надутый, другой сдутый).     Яша, а что случилось? У тебя один шарик-весёлый, толстый, а второй худой и грустный. Не расстраивайся, Яша. Садись рядом с ребятами, и ты узнаешь много интересного. Сегодня мы будем говорить о воздухе. Ребята, как вы думаете, почему второй шарик такой худой и грустный? (в нём нет воздуха, он сдулся.) А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым? (надуть его.) Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (воздух.) Откуда же берётся воздух? ( мы его выдыхаем.) Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. (Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот.) Теперь подставьте ладошки ко рту, вдохнём и выдохнем. Что вы почувствовали? (движение воздуха.)  Давайте надуем шарик, чтобы он были круглым и упругими. ( надуваю  шар, зажимаю его пальцами.)

Опыт №1: ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем много интересного и нового о воздухе. Посмотрите, опускаю шарик отверстием вниз в тазик с водой и разжимаю пальцы, а другой рукой поддерживаю шарик. Вот так. Что появляется в воде? (пузыри) Откуда взялись пузыри? ( из шарика выходит воздух) Откуда воздух появился в шарике? (мы его вдохнули) А теперь вы, ребята, сделайте тоже самое. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух. Для чего он нужен человеку? (чтобы дышать.) Ребята, клоун Яша спрашивает: «зачем нужен воздух, я легко могу обойтись без него.»

Восп-ль: Давайте проверим: может быть Яша прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать) А теперь ты, Яша, сделай тоже самое, а мы с ребятами посчитаем, сколько сможешь не дышать. (восп-ль зажимает клоуну нос пальцами)

Восп-ль: Ребята, Яша говорит: «Ой,ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно!». Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него? (люди, животные, растения.). А мы видим воздух? (нет, не видим) Значит, какой воздух? (невидимый) А как вы думаете, воздух есть внутри нас? Давайте проверим.

Опыт №2: Посмотрите, беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит? (пузырьки появились) А теперь ребята, вы попробуйте, подуйте в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками) Ребята, что внутри нас?(воздух). Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). А вот клоун Яша говорит, что это не так, и он всегда чувствует, когда его бабушка печет сладкие булочки. Знаешь, Яша, дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А вот прав ли ты, сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином) Как вы думаете, это воздух пахнет или апельсиновая корка издает такой аромат? (запах идёт от апельсиновой корочки) Ребята, запах передаётся по воздуху. Клоун Яша был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах булочек. Ребята, воздух имеет запах? (нет) Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом, и мы их чувствуем) Ребята, а хотите я вам фокус покажу? (восп-ль показывает пустой стакан) А как вы думаете, в стакане есть что-нибудь? (ничего нет, он пустой)

Опыт №3: Смотрите, ребята, опускаю медленно стакан в банку с водой. Вода попадает в стакан? (нет) Почему? Что мешает воде, что её не пускает? (в стакане находится воздух, он не пускает туда воду). А теперь, опускаю стакан в банку с водой, немного его наклонив. Что появляется в воде? (видны пузырьки) Откуда они появились? (воздух выходит из стакана).

Клоун: Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нём, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.

Восп-ль: Ребята, давайте вспомним, кому же нужен воздух? (проводится Д\и «Кому нужен воздух»: Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух.). Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе. (если дети затрудняются, помочь им) Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет запаха- только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Клоун: А мне нужен воздух ещё и для того, чтобы летать под куполом цирка. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Я вас хочу подарить шарики, а сам скорее полечу к своим друзьям в цирк и расскажу им обо всём! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали»

способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у детей интерес к жизни леса, умению вести себя в лесу, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу. З...

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе. Тема занятия: «Как мы лесу помогали».

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе.Тема занятия: «Как мы лесу помогали».Задачи: способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе, воспитывать у д...

Конспект НОД по познавательно –исследовательской деятельности (экология) в средней группе

Конспект по экологии с детьми средней группы по Воронкевич О.А. "Добро пожальвать в экологию"...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

Познавательное занятие по экологии в средней группе «Природа наш друг».

Цель:  Воспитывать бережное отношение к природе.Задачи:-     Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,о птицах, о деревьях.-     Ак...

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему: «Юный эколог» (экологический квест)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...