Картотека наблюдений и опытов для воспитанников старшей группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Лазарева Лилия Константиновна

Описание проведения опытов, цели опытов и наблюдений, отражение результата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений и опытов в старшей группе

Растения и свет

Цель: показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.

Два небольших отростка растения в горшках (желательно «Ванька – мокрый», дневник для зарисовок, часы. Дети размещают в групповой комнате цветы подальше от источника света таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Пометив карандашом сторону горшка, в которую наклонилось растение, дети разворачивают его на 180 градусов и продолжают наблюдение.

ВыводОпыт показывает, что растения могут поворачиваться. Растения могут определять направление света и тянуться к нему.

Как растения пьют воду?

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. Лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива, взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка) Предложить детям использовать взрослое растение бальзамина на черенки, поставив их в воду. Педагог обрезает стебель бальзамина, и дети рассматривают срез пенька, сохранившего связь с почвой. Затем дети поливают почву, наблюдая за происходящим. Выясняют, что происходит и почему. Дети объясняют. Используя знания о функциях корней и стеблей: результат опыта зарисовывают. На срезе пенька выступают капельки воды. Эти капельки можно рассмотреть через лупу, пока они не высохли на воздухе.

Вывод: вода из почвы через корешки доходит до стеблей и идёт дальше.

Пузырьки - спасатели

Цель: выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.

Опыт: Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зёрнышки. Дети наливают минеральную воду в стаканы, бросают в неё несколько кусочков пластилина. Он опускается и поднимается снова.

Вывод: Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина на поверхность воды. Потом пузырьки выходят из воды, а тяжёлый пластилин опускается на дно. Воздух легче воды и имеет силу выталкивать некоторые предметы из воды.

Что в пакете?

Цель: выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Опыт: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды. В один пакет воспитатель наливает воду, другой- надувает и закрывает. Дети рассматривают оба пакета, взвешивают, делают выводы.

Вывод: В наших лёгких находится воздух. Он легче воды, невидим, прозрачен, не имеет запаха, цвета.

Посадка и выращивание лука на перо

Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла. Учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать с тем, что они все находятся в разных условиях

Опыт: Прозрачные баночки, лук, дневник наблюдений Налить воду в баночки и поставить в них луковицы так, чтобы корешковая часть луковицы касалась воды. Разместить в различные условия: одну там, где есть свет, тепло; другую, где есть тепло; третью, где есть свет, но холодно. Вести наблюдения и зарисовывать в дневнике наблюдений.

Вывод: первая луковица прорастёт быстрее и лучше всех, у неё более длинные корни и зелень, вторая – имеет загнутые и жёлтые листья, третья – практически не проросла. Поэтому для хорошего роста растений необходимы все условия – свет, тепло, влага

Сырой – варёный

 Познакомить детей с инерцией Два яйца – сырое, варёное Как отличить сырое яйцо от варёного. Воспитатель выкладывает яйца на тарелочки и крутит. Дети повторяют. Одно крутится быстро, другое – нет.

Вывод: сырое яйцо – вращается, варёное – нет. В сыром яйце есть жидкость, которая по инерции движется. Жидкость обладает инерцией.

Спит или не спит

Цель: Дать понятие детям, что растения, деревья в январе находятся в состоянии глубокого сна. Срезанная веточка тополя.

Опыт: Поставить веточку тополя в воду.

Ветка со временем начнёт засыхать.

Вывод: растения ещё находятся в состоянии глубокого сна.

Посадка гороха

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений. Семена гороха, влажные салфетки, земля, ёмкости для посадки.

Опыт: воспитатель укладывает влажные салфетки в коробочку и дети выкладывают на неё семена. Также в ёмкость насыпают землю и высаживают семена гороха. Наблюдения зарисовывают в дневнике наблюдений.

Вывод: быстрее семена прорастут в земле, потому что в ней очень много питательных веществ для роста растений. Растениям просто необходима почва.

Снег и лёд

Продолжать детей знакомить со свойствами снега, воды, льда. Три ёмкости, в которых: снег утрамбованный, снег рыхлый и лёд. Дети рассматривают снег и лёд. Оставляют в групповой комнате и наблюдают, что быстрее растает, анализируют, делают выводы, зарисовки.

Где вода?

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость

Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. Наполнить стаканчики песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина, а сверху вторую половину дополняют песком. Рассмотреть и рассказать, что видят дети. Затем дети закрывают глаза и по звуку определяют, что пересыпает воспитатель. Лучше сыплется песок. Рассматривание через лупу песчинок и глины. Наливают воду и смотрят, где быстрее вода впитается.

Вывод: у глины частички прилипают ближе друг к другу, поэтому плохо пропускают воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник наблюдений на прогулке с воспитанниками младшей группы ДОО

Сборник наблюдений на прогулке с воспитанниками младшей группы ДОО содержит в себе карточки планирования прогулки на каждый день, которые включают в себя цель наблюдения с детьми, ход наблюдения, труд...

Сборник наблюдений на прогулке с воспитанниками средней группы ДОО

Сборник наблюдений с воспитанниками средней группы содержит в себе карточки планирования прогулки на каждый день, которые включают в себя цель и ход наблюдения  трудовую и игровую деятельности....

Сборник наблюдений на прогулке с воспитанниками старшей группы ДОО

Сборник наблюдений с воспитанниками старшей группы ДОО содержит в себе карточки планирования прогулки на каждый день, которые включают в себя цель и ход наблюдения  трудовую и игровую деятел...

Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы

Картотека осенних наблюдений в природе для детей старшей группы...

Картотека наблюдений на прогулке весной в старшей группе в ДОУ

Картотека наблюдений на прогулке весной в старшей группе в ДОУ...

Картотека наблюдений на прогулке осенью в старшей группе в ДОУ

Картотека наблюдений на прогулке осенью в старшей группе в ДОУ...