"Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_i_ego_svoystva.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Улыбка»
с. Дмитряшевка, Хлевенского муниципального района Липецкой области.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
детей старшей группы
Тема: «Воздух и его свойства»
Подготовила и провела
Воспитатель первой квалификационной категории
Коротких Татьяна Николаевна
Тема: «Воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
• Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
• Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
• Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
• Расширять и активизировать словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Приоритетная образовательная область
(познавательное развитие)
Планируемые результаты
По окончанию ОД дети должны будут иметь достаточное представление о воздухе, его свойствах; на опытах смогут доказать свойства воздуха; понимать взаимосвязь свойств воздуха с его значением для всего живого на планете; научатся бережно относиться к источнику жизни.
Участники: дети, воспитатель
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Оборудование и материалы: посылка, воздушные шары, мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, трубочки по количеству детей, тазики с водой, веер, предметы для игры «Тонет- не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, апельсин, чеснок, кофе.
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты-посылка, медали);
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов, презентация);
- практические (опытно– экспериментальная деятельность).
Ход занятия
Воспитатель: Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу, чтобы весь день было хорошее настроение.
Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад я встретила почтальона и он мне передал вот эту коробочку. Может кто-то из вас знает, что это за коробочка?
Дети: посылка
Воспитатель: правильно это посылка хотите узнать от кого и что в ней находиться? Идите ко мне поближе.
Посылку нам прислала Фея природы (Флора). А что же в ней? Здесь ничего вроде бы нет на первый взгляд. А, вот записочка….
Дорогие ребята, вот и наступила долгожданная весна. Я всех поздравляю и дарю вам самое дорогое и необходимое для жизни. Берегите его.
Фея природы, Флора.
Как вы думаете, о чем идет речь? Я кажется догадалась. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы сразу поймете.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
-Что же это?
Конечно- это воздух.
Воспитатель: сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими учеными и познакомитесь со свойствами воздуха и его значении.
А для этого мы с вами отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые). А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)
Представьте наша группа- это научная лаборатория.
Воспитатель:
В лаборатории, надо соблюдать определенные правила:
- соблюдать тишину,
- не перебивать друг друга.
- не мешать друг другу,
- работать тихо, аккуратно, дружно и очень внимательно,
- брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
- без разрешения не трогать оборудование и приборы,
- ничего не пробовать на вкус.
Вам всё понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем халатики. В лаборатории нужно быть одетыми соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к первому столу.
Опыт №1 (воздух повсюду нас окружает)
Воспитатель: скажите пожалуйста вы видите воздух? Как мы можем доказать, что вокруг нас есть воздух? Воздух можно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сложим. Посмотрите он легко сворачивается, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Давайте проколим палочкой пакет, чуствуете как он выходит оттуда?
Где можно использовать это свойство воздуха? (шарики)
Вывод: Воздух нас окружает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы, видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Переходим ко второму столу.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Воспитатель:
- Дети, что в стакане? (пустой)
-Давайте проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в таз с водой.
-Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, а что же не пускает воду в стакан, что в нем есть?
-А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками)
Это воздух выходит из стакана наверх- он же очень легкий, а его место занимает вода.
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал опустить стакан в воду, значит, воздух занимает место.
Переходим к третьему столу.
Опыт № 3(воздух не имеет запаха)
Воспитатель: как вы думаете, имеет ли воздух запах и вкус? (Ответы детей) Вдохните ртом? Что почувствовали?
Теперь закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать носиками и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Лиза ничего не почувствовала. Как вы думаете, почему? Правильно, Лиза ничего не почувствовала, потому что я ей ничего не дала почувствовать. Она вдохнула просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет вкуса и запаха, пахнут предметы.
Переходим к следующему столу.
Опыт №4 (воздух легче чем вода)
Воспитатель: что у нас повсюду висит? Шарики. А что в них? Воздух. Давайте попробуем его опустить в воду. Почему не получается опустить? Какой вывод можем сделать?
Вывод: воздух легче воды.
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
А теперь, ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Опыт №5 (воздух может двигаться)
Воспитатель: как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер) А что такое ветер? Это движение воздуха
Вывод: значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали?( теплый ветер )
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Переходим к следующему столу.
Опыт №6 (некоторые предметы содержат в себе воздух).
Воспитатель: Один апельсин положить в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: В кожуре апельсина есть воздух.
Давайте поиграем в игру «Тонет не тонет» возьмите мяч, ложку, камни
Переходим к следующему столу.
Опыт №7 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек долго не выдержит.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить. А как вы думаете кому ещё воздух необходим?
А где по вашему мнению еще нужен воздух? Где он работает?
Пылесос, самолет, парусник, парашют, фен.
А как вы думаете воздух всегда бывает чистым?
Что его загрязняет?
К чему это приводит?
Давайте беречь воздух чистым. Как сказала Фея природы: «Воздух-это самое дорогое и необходимое для жизни».
Что необходимо делать чтобы воздух был чище?
Дорогие ребята! Наше занятие подошло к концу. Подведем итог наших опытов.
Итак, какими свойства обладает воздух:
воздух - невидимка.
воздух прозрачен
воздух легче воды.
воздух не имеет запаха.
воздух занимает место
воздух движется
воздух содержится в наших легких
Ребята вам понравилось занятие? Что вам понравилось? А что было сложно для вас? Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью). И ещё я подарю вам по воздушному шарику.
А чуть позже мы поиграем в игру «Парашют».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...
Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.
Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....
Воздух и его свойства. Охрана воздуха
При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ....
Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»
Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...