Обобщение опыта работы «Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в свете ФГОС».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Опыт работы по трудовому воспитанию и ранней профориентации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 24.69 КБ |
esse.docx | 17.25 КБ |
trudovoe_vospitanie.pptx | 2.14 МБ |
konspekt_nod_po_formirovaniyu_finansovoy_gramotnosti_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 1.81 МБ |
ekskursiya_v_sberbank.docx | 957.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы:
«Трудовое воспитание и ранняя профориентация
дошкольников в свете ФГОС».
Воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» пгт Клетня
Гусенкова Алла Валериевна
Клетня 2019
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Актуальность и перспективность.
Трудовое воспитание ребёнка надо начинать как можно раньше, когда ребёнок впервые произносит: «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребёнка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего развития. Обученные труду с детства более самостоятельны, усидчивы, бережливы, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет ребёнку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне, а также даст почву для дальнейшего успешного обучения в школе.
Новизна опыта работы.
- Использование информационных технологий
- Разработка и использование операционных схем для трудовых действий
- Активное участие детей в работе кружка «Юные волонтёры».
Задачи.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей
- Развитие творческой инициативы, способности себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- Систематичность и последовательность
- Ориентация на возраст и индивидуальные особенности
- Интеграция
- Взаимодействие с семьёй
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Условия организации труда детей.
1.Создание мотивации и положительной обстановки.
2. Подбор оборудования для труда и систематическое включение в труд.
3.Демонстрация заинтересованности педагога.
4. Учёт нагрузки, состояния здоровья, интересов и способностей.
5. Поощрение в процессе и по результатам труда.
Виды труда в ДОУ
- Самообслуживание -это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические
процедуры и т.д.)
- Хозяйственно-бытовой труд-направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
- Труд в природе-уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
- Ручной труд-направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей
Формы организации труда.
1.Поручения.
2.Дежурства.
3.Коллективный труд.
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:
- психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- дизайн современной среды дошкольного учреждения;
- особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Формы и методы работы с родителями:
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
- Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
- Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду дала следующие результаты:
• повысился интерес дошкольников к труду;
• сформировались навыки совместной деятельности;
• сложился коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширилось представление детей об окружающем;
• создана благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• Ярче раскрылись склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• Возрасла значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Труд стал для детей потребностью.
Перечень литературы:
1. ФГОС ДО.
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.
9. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 (с.6-8), №12 (с.5-25) - 2013г.; №8 – 2014г.
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя профессия-воспитатель»
«Дeтство-это цветущий луг, залитый солнцем, по кoторому бeжишь без oглядки к далёкому гoризoнту. И как важно, чтoбы рядoм с тобой был любящий и опытный поводырь». А.И.Баркан.
В oдной вoсточной мудрoсти говoрится о том, что труд вoспитателя мoжно сравнить с трудoм садoвника, котoрый выращиваeт рaзличные рaстения: «Однo растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. oдно рaстение любит берег ручья, другoе – высoхшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подхoдящий уход, иначе oно не достигнет совeршенства в своём рaзвитии». Нeлегко найти подход каждому ребенку, но я очень стaраюсь и стремлюсь к тoму, чтобы мы пoнимали друг друга и чтобы детям со мной не было скучно. И всегда пoмню о том, что каждый ребенок – это сoсуд, который нужно напoлнить любoвью!
А каким же должен быть современный воспитатель, какова его функция в современном мире?
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя, когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего – то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Для меня профессия воспитателя - это постоянный поиск, здесь нет застоя, работа воспитателя не знает повторения. Каждый день, проведенный с детьми, разный, интересный.
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как необходимы не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно работать с детьми, с родителями и над собой, находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.
Для меня моя работа-это возможность находиться в искреннем, все понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. Шагая по жизни за руку с детьми, невозможно забыть такие понятия: как смех и улыбка, доброта и невинность.
В заключение хотелось бы сказать что, важное место занимает нравственное воспитание и социализация ребёнка: в детском саду он учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получает навыки жизни в обществе. Воспитатель – руководитель всех этих процессов, и очень многое зависит от его личности и умений. Воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.
Работая воспитателем двадцать лет, я могу сказать – лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможностью быть маленьким ребёнком!
Ну а что же главное? А главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца, и любить их как собственных, без компромиссов и условий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщение опыта работы: « Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в свете ФГОС ».
Использование информационных технологий Разработка и использование операционных схем для трудовых действий Активное участие детей в данной работе НОВИЗНА ОПЫТА РАБОТЫ
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей Развитие творческой инициативы, способности себя реализовывать в различных видах труда и творчества . ЗАДАЧИ
Систематичность и последовательность Ориентация на возраст и индивидуальные особенности Интеграция Взаимодействие с семьёй Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Основные принципы работы
Условия организации труда детей Создание мотивации и положительной обстановки Демонстрация заинтересо-ванности педагога Поощрение в процессе и по результатам труда Подбор оборудования для труда и систематическое включение в труд Учёт нагрузки, состояния здоровья, интересов и способностей
С А М О О Б С Л У Ж И В А Н И Е ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ Едим сами В шкафчике всегда порядок Быстро одеваюсь Сам застилаю кровать
ТРУД В ПРИРОДЕ Поко-рмите птиц зимой Полив цветов Помощь цветам Уход за комнатными растениями
РУЧНОЙ ТРУД Папа будет рад Очень красивая поделка Веселые мышки из картона Подснежники для мамочек Книжка как новая
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД Потрудились на славу Веранда будет чистая Распредели обязанности Аккуратные салфетницы Много снега-негде бегать
Форма организации труда Поручения Дежурства Коллективный труд
Опорные схемы
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Учимся играя
Н А Б Л Ю Д Е Н И Я Вкусные котлетки будут на обед Работа дворника может быть опасной Нам измеряют рост и вес
Э к с к у р с и и Пожарный очень ответственная профессия.
Интересный рассказ экскурсовода Вкусно готовят наши повара
Теперь мы знаем, откуда хлеб пришёл
Средства, методы и приёмы трудового воспитания:
Бытовые приборы, облегчающие труд человека Эта сказка учит труду
У нас в гостях слесарь газового хозяйства
Проект «Профессия моей мамы» Профессия моей мамы- воспитатель.
Профессия моей мамы- парикмахер
Моя мама доктор
Работа с родителями Родительские собрания Совместные чаепития Игра «Помоги маме собрать сестрёнку в школу
Совместные поделки в детский сад
Наши достижения
Фотовыставка
Выбор будущей профессии
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволяет достичь высоких результатов . В ы в о д
Практическая значимость - разработано перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей всех возрастных групп; подготовлены методические материалы по теме (конспекты, сценарии развлечений, досугов, доклады, консультации для родителей и др.) -осуществлено взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу трудового воспитания детей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Экскурсия в сбербанк
Воспитанники старше-подготовительной группы "Лучики» побывали на экскурсии в ближайшем отделении Сбербанка. Работники сбербанка тепло и радушно встретили ребят. В доступной форме маленьким «клиентам» показали и рассказали, как работает сбербанк, для чего он нужен, какие банковские технологии существуют. Дошколята понаблюдали за работой банкомата и электронной очереди, увидели, какие операции можно совершать с банковской картой. Познакомились с такими профессиями, как менеджер-консультант отделения банка, специалист по обслуживанию, кассир-операционист. В ходе экскурсии ребята узнали много нового и интересного, а кое-кто из детей изъявил желание в будущем стать банковским служащим.
Такое знакомство позволяет приобщать детей к ценностям труда и обогащает их представления о разных видах профессий взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метеостанция - как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.
Наша переносная метеостанция имеет свое оригинальное оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Метеорологические приборы, красиво оформлены и объединены в переносную метеостанцию.Мы ис...
Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО
Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО с учетом регионального компонента»
Рабочая программа...
Консультация для воспитателей на тему: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей«Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»...
Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...