Части НОД | Ход НОД | Деятельность и ответы детей |
Вводная часть | Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку: Несу я урожаи, Птиц к югу отправляю, Деревья укрываю, Но не касаюсь елочек и сосен, Кто я такая? — Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? Письмо: На лесной опушке я краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы. Ребята, я вас приглашаю в осенний лес. — Принимаем приглашение осени? Тогда — в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. | Да! — Осень! — Да! Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу. |
Беседа | — Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес — какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят. Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес? А зачем осенью, да ещё и поздней? — А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») -Открываем глаза. Ребята, кто что услышал? -Вот как нас встретил лес — зашумел, зашуршал, загудел. Давайте опять закроем глаза. Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес? — Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр. Открыли глазки А зачем деревья сбрасывают осенью листву? — Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Презентация «Почему опадают листья» (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя — Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них? Первая картинка солнечная, весёлая. А на второй картинке? Эта картина уже не такая весёлая. А на третьей картинке? -Какое время года изображено на первой картине? — А на этой? — А какое время года на третьей картине? — Почему про осень нарисованы три разных картинки? | -Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы. — Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя. — Опавшей листвой, грибами. — Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега. — Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце. — Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег. — Осень. — Осень. — Осень — Осень бывает разной. |
Мотивация | — Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть? | — Да! |
Физкульт-минутка | «Листочки». Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними, Весело они летели И на землю сели. Вот ветер снова тихо набежал, Вдруг листочки красивые поднял. Весело они летели И на землю сели. | Повторяют за воспитателем: кружатся, , бегут на носочках, выполняя взмахи кистями рук, присаживаютя. |
1 задание «Отгадай загадку» | — А теперь перейдём к заданиям на карточках. Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок! 1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют? 2.Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно.. 3. Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это -…. 4. Холода их так пугают, К теплым странам улетают, Петь не могут, веселиться Кто собрался в стайки? … 5. Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! 6. Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? 7. Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовет к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да! 8. Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! 9. Солнце больше нас не греет, Холодком поземка веет! Дунул в лужу ветерок И сковал ее .. 10. Дождь и слякоть, грязь и ветер, Осень, ты за все в ответе! Мерзнет, мерзнет человек, Выпал первый белый … |
| — Лесник! — Листопад -Дождь -Птицы -Сентябрь -Октябрь -Ноябрь -Поздняя осень -Ледок -Снег |
2 задание «Игра ДА или НЕТ» | — Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс. Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать? | При ответе «да» на вопрос воспитателя, дети хлопают в ладоши |
3 задание | «Какая бывает погода осенью» Когда дует ветер — Холодно — Пасмурно — Сыро – Когда идет дождь- Хмуро — Ясно – Молодцы, справились со всеми заданиями | Ветреная Холодная Пасмурная Сырая Дождливая Хмурая Ясная |
Просмотр фильма «Осень» | — Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием. | Дети просматривают видеофильм «Осень» |
Практи- ческая часть | — Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. | Дети составляют картины осени |
Итог занятия | — Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! | Дети повторяют слова, кружатся. — Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени. |