Экспериментирование с детьми дошкольного возраста 6-7 лет
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Для проведения на родительских собраниях с целью повышения компетентности родителей в организации экспериментальной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie._svoystva_vozduha.doc | 47.5 КБ |
master_klass_dlya_roditeley.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по познавательно – исследовательской деятельности «Фокусник – воздух»
Цели: познакомить родителей с исследовательской деятельностью в ДОУ, повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми; показать фрагменты экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с объектами неживой природы (воздух).
Материалы и оборудование: карточки – символы, целлофановые пакеты, соломки для коктейля, стаканы с водой, пустая бутылка, таз с водой, веера, гуашевые краски, разведенные в палитрах (зеленая, желтая, синяя, оранжевая, красная), кисти, вода, влажные салфетки, бумажные салфетки, листы бумаги А5, капроновая нить, воздушный шарик, скотч, ножницы.
Ход мастер – класса:
Все, кто работает с детьми продолжительное время (педагоги, психологи, логопеды), обратили внимание на то, что у современных ребят, к сожалению, недостаточно высока познавательная активность, ребята не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимания. Причем, обычными, традиционными методами (т.е. обучением на занятиях, информированностью) повысить познавательную активность детей чаще всего не получается. Экспериментальная деятельность стимулирует познавательную активность ребенка, формирует внутреннюю потребность в знаниях, учит находить причинно – следственные связи и делать выводы, развивает память и речь.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Так гласит китайская мудрость
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
И сейчас я продемонстрирую вам фрагменты экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с одним из объектов неживой природы.
Представьте, что – вы дети! Посмотрите на всё глазами детей.
С каким объектом неживой природы мы сегодня будем работать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем (воздух)
- Правильно, это воздух.
-И свой мастер – класс я назвала «Фокусник – воздух»
-Давайте же скорее узнаем, почему это он фокусник.
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А мы его видим? (нет)
Воспитатель выставляет на магнитную доску карточку – символ № 1.
Посмотрите, этот символ будет обозначать, что воздух невидимка.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух)
А где мы его взяли? (вокруг нас)
Воздух вокруг нас. Запомните символ, который будет это обозначать (карточка № 2).
Подойдите к столам и подуйте в трубочку.
Что вы наблюдали, когда дули в воду? (пузыри воздуха)
-Какой вывод мы можем сделать?
Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать (Карточка № 3)
-Итак, воздух есть вокруг нас, внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете, воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить.
- Что происходит? (из бутылки выходят пузырьки).
-Что же это за пузырьки? (это воздушные пузырьки, это воздух).
- Выходит, что пустая бутылка, вовсе не пустая, в ней воздух.
- Если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов, какой мы сделаем вывод? (Воздух есть везде).
Посмотрите, каким символом мы это обозначим (карточка № 4)
-Когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?
(Воздух приобрел форму пакета).
А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?
(Воздух приобретет форму шарика).
Какой можно сделать вывод? (Воздух не имеет формы, а приобретает форму того предмета, в который его помещают)
- Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать (карточка № 5).
-Вы знаете, откуда берется ветер? (ответы)
-Посмотрите, какие красивые веера приготовили для нас с вами ребята! -Помашите веером возле своего лица. Что вы ощущаете? (ветерок).
- Веер толкает окружающий нас воздух и получается легкий ветерок.
Вывод: Движение воздуха в природе называется ветром (карточка № 6)
Для чего нужен воздух?
-Зажмите, пожалуйста, нос. Сколько мы так можем пробыть? Смогли бы мы жить без воздуха? (воздухом дышит все живое, без воздуха мы не смогли бы жить) (карточка № 7)
-Человек с давних времен нашел воздуху практическое применение, и теперь воздух работает на человека.
-А вы можете сказать мне, где работает воздух? (Парашют, ветряная мельница, насос, фен, пылесос, вентилятор и т.д.) (карточка № 8)
.-А вы знали, что воздух даже помогает рисовать? Давайте пройдем к столу с красками. Наносим жидкую краску. Подуйте из трубочки на краску, но не сверху, а, как - будто толкая ее вперед. Такой метод называется нетрадиционной техникой выдувания. Можно нарисовать траву, цыпленка, солнышко, облако.
И заключительный на сегодня фокус воздуха, который я хотела вам сегодня показать - это принцип реактивного двигателя. Реактивным называется движение тела, при котором от него с некоторой скоростью отделяется какая – либо его часть.
На этом принципе основано действие реактивных самолетов, космических ракет, стрельба из оружия, когда пуля летит вперед, а человек получает отдачу.
У нас это будет реактивный шарик.
Мне нужны 3 помощника (2 держат нить с соломкой, я надуваю шарик, 1 отрезает 10 см скотча и приклеивает шар). Я подвигаю шар к одной из сторон и отпускаю.
Итог (рефлексия):
-О чем мы говорили? (Повторение пройденного с помощью карточек-символов)
Спасибо за внимание.
Мне было приятно с Вами работать.
Литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Автор составитель:. Издательство: Сфера Год: 2002
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т. Ц. Сфера, 2006.
6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по познавательно – исследовательской деятельности «Фокусник – воздух»
Цели: познакомить родителей с исследовательской деятельностью в ДОУ, повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми; показать фрагменты экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с объектами неживой природы (воздух).
Материалы и оборудование: карточки – символы, целлофановые пакеты, соломки для коктейля, стаканы с водой, пустая бутылка, таз с водой, веера, гуашевые краски, разведенные в палитрах (зеленая, желтая, синяя, оранжевая, красная), кисти, вода, влажные салфетки, бумажные салфетки, листы бумаги А5, капроновая нить, воздушный шарик, скотч, ножницы.
Ход мастер – класса:
Все, кто работает с детьми продолжительное время (педагоги, психологи, логопеды), обратили внимание на то, что у современных ребят, к сожалению, недостаточно высока познавательная активность, ребята не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимания. Причем, обычными, традиционными методами (т.е. обучением на занятиях, информированностью) повысить познавательную активность детей чаще всего не получается. Экспериментальная деятельность стимулирует познавательную активность ребенка, формирует внутреннюю потребность в знаниях, учит находить причинно – следственные связи и делать выводы, развивает память и речь.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Так гласит китайская мудрость
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
И сейчас я продемонстрирую вам фрагменты экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с одним из объектов неживой природы.
Представьте, что – вы дети! Посмотрите на всё глазами детей.
С каким объектом неживой природы мы сегодня будем работать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем (воздух)
- Правильно, это воздух.
-И свой мастер – класс я назвала «Фокусник – воздух»
-Давайте же скорее узнаем, почему это он фокусник.
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А мы его видим? (нет)
Воспитатель выставляет на магнитную доску карточку – символ № 1.
Посмотрите, этот символ будет обозначать, что воздух невидимка.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух)
А где мы его взяли? (вокруг нас)
Воздух вокруг нас. Запомните символ, который будет это обозначать (карточка № 2).
Подойдите к столам и подуйте в трубочку.
Что вы наблюдали, когда дули в воду? (пузыри воздуха)
-Какой вывод мы можем сделать?
Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать (Карточка № 3)
-Итак, воздух есть вокруг нас, внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете, воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить.
- Что происходит? (из бутылки выходят пузырьки).
-Что же это за пузырьки? (это воздушные пузырьки, это воздух).
- Выходит, что пустая бутылка, вовсе не пустая, в ней воздух.
- Если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов, какой мы сделаем вывод? (Воздух есть везде).
Посмотрите, каким символом мы это обозначим (карточка № 4)
-Когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?
(Воздух приобрел форму пакета).
А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?
(Воздух приобретет форму шарика).
Какой можно сделать вывод? (Воздух не имеет формы, а приобретает форму того предмета, в который его помещают)
- Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать (карточка № 5).
-Вы знаете, откуда берется ветер? (ответы)
-Посмотрите, какие красивые веера приготовили для нас с вами ребята! -Помашите веером возле своего лица. Что вы ощущаете? (ветерок).
- Веер толкает окружающий нас воздух и получается легкий ветерок.
Вывод: Движение воздуха в природе называется ветром (карточка № 6)
Для чего нужен воздух?
-Зажмите, пожалуйста, нос. Сколько мы так можем пробыть? Смогли бы мы жить без воздуха? (воздухом дышит все живое, без воздуха мы не смогли бы жить) (карточка № 7)
-Человек с давних времен нашел воздуху практическое применение, и теперь воздух работает на человека.
-А вы можете сказать мне, где работает воздух? (Парашют, ветряная мельница, насос, фен, пылесос, вентилятор и т.д.) (карточка № 8)
.-А вы знали, что воздух даже помогает рисовать? Давайте пройдем к столу с красками. Наносим жидкую краску. Подуйте из трубочки на краску, но не сверху, а, как - будто толкая ее вперед. Такой метод называется нетрадиционной техникой выдувания. Можно нарисовать траву, цыпленка, солнышко, облако.
И заключительный на сегодня фокус воздуха, который я хотела вам сегодня показать - это принцип реактивного двигателя. Реактивным называется движение тела, при котором от него с некоторой скоростью отделяется какая – либо его часть.
На этом принципе основано действие реактивных самолетов, космических ракет, стрельба из оружия, когда пуля летит вперед, а человек получает отдачу.
У нас это будет реактивный шарик.
Мне нужны 3 помощника (2 держат нить с соломкой, я надуваю шарик, 1 отрезает 10 см скотча и приклеивает шар). Я подвигаю шар к одной из сторон и отпускаю.
Итог (рефлексия):
-О чем мы говорили? (Повторение пройденного с помощью карточек-символов)
Спасибо за внимание.
Мне было приятно с Вами работать.
Литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Автор составитель:. Издательство: Сфера Год: 2002
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т. Ц. Сфера, 2006.
6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Необходимо соблюдатьс...
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?» Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности
Деловая игра "Что? Где? Почему?" позволит ст.воспитателю включить в семинар или другую форму работыс педагогами некую интересную нотку (теория и практика)....
Детское экспериментирование с детьми дошкольного возраста Чумак Елена Вячеславовна
Детское экспериментирование с детьми дошкольного возрастаЧумак Елена Вячеславовна «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактичес...
Экспериментирование с детьми дошкольного возраста.
Материал поможет воспитателям спланировать экспериментальную деятельность с детьми дошкольного возраста....
Экспериментирование с детьми дошкольного возраста летом
Игры-эксперименты...
«Использование мнемотехники при проведении экспериментирования с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель МАДОУ ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рекомендации для воспитателей...