«Использование мнемотехники при проведении экспериментирования с детьми дошкольного возраста»
материал (старшая группа) на тему
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 33»
первой квалификационной категории
Мысовская Наталья Николаевна
Одной из важнейших задач современного дошкольного образованияявляется развитие личности ребенка, его познавательных и творческихспособностей, которые составляют основу активного познания окружающегомира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, котораяпроявляется в стремлении самостоятельно искать новые сведения о мире.Наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей ихживой и неживой природы является экспериментирование.Главное достоинство исследовательской деятельности заключается втом, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания,развивать творческие способности и коммуникативные навыки, даетреальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о еговзаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным емупяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать такихслов с картинками, и он усвоит на лету».Взяв за основу мнение великих педагогов, зная эффективностьнаглядного материала, в течение нескольких лет использую в работе поорганизации и проведении элементарных опытов приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,сохранение и воспроизведение информации.Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становитсявсе более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти(слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления (особеннообразного), внимания, воображения. Мнемотехника значительно повышаетспособность концентрироваться на одном деле, облегчает и ускоряет процессзапоминания и усвоения материала.Работать с мнемотаблицами я начинаю уже в младшем возрасте:использую простейшие схемы при организации игр - экспериментов.Обучение строится от простого к сложному. Работу я начинаю спростейших мнемоквадратов, затем перехожу к мнемодорожкам, а позже кмнемотаблицам.Мнемотаблица - это графическое или частично графическоеизображение чего - либо, алгоритм некоторых действий. Изображаю так,чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднеговозраста использую цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаютсяотдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка).Позже изображение усложняю – используя графические символы. Длядетей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисую в одномцвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символическихизображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложностиэксперимента, а также от возраста детей.Работу с мнемотаблицами веду по следующим этапам:
1 этап: Знакомство детей с мнемотаблицами и способами кодировки информации с помощью символов.
2 этап: Использование детьми готовых таблиц как инструкции кпроведению эксперимента с помощью взрослого.
3 этап: Составление мнемотаблиц детьми после проведенияэксперимента с помощью взрослого.
4 этап: Использование детьми мнемотаблиц при проведенииэлементарных опытов в самостоятельной деятельности.
5 этап: Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц по результатам проведённых экспериментов.
1эксперимент: «Достань предмет не замочив руку»
Рассматриваем последовательность проведения опыта
1 шаг: Показываю схему обращаю внимание на последовательность на то, что должны достать предметы из воды не замочив рук .
Берем стаканчик наливает воду, кладем камешки и скрепки и с помощью чего (магнита) будем извлекать предметы.
2 эксперимент: «Какие вещества растворяются в воде»
Я сейчас вам предлагаю провести эксперимент, и по результатам проведенного опыта составить мнемодорожку.
Обращаю внимание какие вещества лежат на столе (песок, сахар),а теперь расскажите пошаговую работу этого эксперимента. По результатам опыта предлагаю зарисовать последовательно--схематично наш эксперимент в мнемотаблицу
3 эксперимент: «Прогнозирование своих результатов»
В этом опыте представлена знаковая системы. И детям в подготовительной к школе группе знаковая системы знакома хорошо,я предлагаю детям высказывать свои предложения. Для того, чтобы нам узнать верное решение, нам надо провести этот опыт, и по результатам проведенного опыта мы узнаем чье предложение оказалось верным.
За прошедшее время мной разработаны мнемотаблицы для описания экспериментов «Чистящая вода», «Чудесные спички», «Делаем мыльныепузыри», «Путешествие капельки», «Посадка лука» и другие.Мнемотехника прочно вошла в жизнь моих воспитанников. Дети научились пользоваться мнемотаблицами, некоторые самостоятельно могут составить наглядные планы опытов. Используя мнемотаблицы, ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в«коллекционеров», в «геологов». Полученными впечатлениями, знаниями,дети делятся со своими родителями и с другими детьми.Применение мнемотехники в моей работе доказало, что действительноэта методика помогает детям легче воспринимать и перерабатыватьзрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее, развивает интереск исследовательской деятельности. Анализируя проведенный опыт играфически его обозначая, дети учатся самостоятельности, усидчивости. Уних повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляетсяудовлетворенность результатами своего труда.
Таким образом, использование метода мнемотехники являетсясредством развития познавательной активности дошкольников, способствуетформированию у детей целостной картины мира, решает задачи,направленные на развитие основных психических процессов, а это, в своюочередь, позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению вшколе. Использование данного практического материалапоможет воспитателям детских садов разнообразить содержание работы попознавательному развитию.И хочется закончить китайским изречением:То, что я слышал – я забыл. То, что я видел – я запомнил. То, что ясделал – я знаю!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_pri_organizatsii.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники при проведении экспериментирования с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 33»
первой квалификационной категории
Мысовская Наталья Николаевна
Одной из важнейших задач современного дошкольного образованияявляется развитие личности ребенка, его познавательных и творческихспособностей, которые составляют основу активного познания окружающегомира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, котораяпроявляется в стремлении самостоятельно искать новые сведения о мире.Наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей ихживой и неживой природы является экспериментирование.Главное достоинство исследовательской деятельности заключается втом, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания,развивать творческие способности и коммуникативные навыки, даетреальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о еговзаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным емупяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать такихслов с картинками, и он усвоит на лету».Взяв за основу мнение великих педагогов, зная эффективностьнаглядного материала, в течение нескольких лет использую в работе поорганизации и проведении элементарных опытов приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,сохранение и воспроизведение информации.Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становитсявсе более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти(слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления (особеннообразного), внимания, воображения. Мнемотехника значительно повышаетспособность концентрироваться на одном деле, облегчает и ускоряет процессзапоминания и усвоения материала.Работать с мнемотаблицами я начинаю уже в младшем возрасте:использую простейшие схемы при организации игр - экспериментов.Обучение строится от простого к сложному. Работу я начинаю спростейших мнемоквадратов, затем перехожу к мнемодорожкам, а позже кмнемотаблицам.Мнемотаблица - это графическое или частично графическоеизображение чего - либо, алгоритм некоторых действий. Изображаю так,чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднеговозраста использую цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаютсяотдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка).Позже изображение усложняю – используя графические символы. Длядетей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисую в одномцвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символическихизображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложностиэксперимента, а также от возраста детей.Работу с мнемотаблицами веду по следующим этапам:
1 этап: Знакомство детей с мнемотаблицами и способами кодировки информации с помощью символов.
2 этап: Использование детьми готовых таблиц как инструкции кпроведению эксперимента с помощью взрослого.
3 этап: Составление мнемотаблиц детьми после проведенияэксперимента с помощью взрослого.
4 этап: Использование детьми мнемотаблиц при проведенииэлементарных опытов в самостоятельной деятельности.
5 этап: Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц по результатам проведённых экспериментов.
1эксперимент: «Достань предмет не замочив руку»
Рассматриваем последовательность проведения опыта
1 шаг: Показываю схему обращаю внимание на последовательность на то, что должны достать предметы из воды не замочив рук .
Берем стаканчик наливает воду, кладем камешки и скрепки и с помощью чего (магнита) будем извлекать предметы.
2 эксперимент: «Какие вещества растворяются в воде»
Я сейчас вам предлагаю провести эксперимент, и по результатам проведенного опыта составить мнемодорожку.
Обращаю внимание какие вещества лежат на столе (песок, сахар),а теперь расскажите пошаговую работу этого эксперимента. По результатам опыта предлагаю зарисовать последовательно--схематично наш эксперимент в мнемотаблицу
3 эксперимент: «Прогнозирование своих результатов»
В этом опыте представлена знаковая системы. И детям в подготовительной к школе группе знаковая системы знакома хорошо,я предлагаю детям высказывать свои предложения. Для того, чтобы нам узнать верное решение, нам надо провести этот опыт, и по результатам проведенного опыта мы узнаем чье предложение оказалось верным.
За прошедшее время мной разработаны мнемотаблицы для описания экспериментов «Чистящая вода», «Чудесные спички», «Делаем мыльныепузыри», «Путешествие капельки», «Посадка лука» и другие.Мнемотехника прочно вошла в жизнь моих воспитанников. Дети научились пользоваться мнемотаблицами, некоторые самостоятельно могут составить наглядные планы опытов. Используя мнемотаблицы, ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в«коллекционеров», в «геологов». Полученными впечатлениями, знаниями,дети делятся со своими родителями и с другими детьми.Применение мнемотехники в моей работе доказало, что действительноэта методика помогает детям легче воспринимать и перерабатыватьзрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее, развивает интереск исследовательской деятельности. Анализируя проведенный опыт играфически его обозначая, дети учатся самостоятельности, усидчивости. Уних повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляетсяудовлетворенность результатами своего труда.
Таким образом, использование метода мнемотехники являетсясредством развития познавательной активности дошкольников, способствуетформированию у детей целостной картины мира, решает задачи,направленные на развитие основных психических процессов, а это, в своюочередь, позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению вшколе. Использование данного практического материалапоможет воспитателям детских садов разнообразить содержание работы попознавательному развитию.И хочется закончить китайским изречением:То, что я слышал – я забыл. То, что я видел – я запомнил. То, что ясделал – я знаю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
Брошюра "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
В помощь логопеду!...
"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...