Конспекты занятий кружка "Хочу всё знать"
опыты и эксперименты
- Перейдите по ссылке и добавьте свою фотографию. Теперь около ваших сообщений будет показываться ваша небольшая фотография (аватар).
- Перейдите по ссылкеи добавьте три своих фотографии. В левом верхнем углу мини-сайта появится слайд-шоу из ваших фотографий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 168.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Абдурагимова З.И. воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Сборник составлен мною и адресован воспитателем детских садов для детей 5-6 лет, педагогам дополнительного образования, всем, кто работает с детьми старшего дошкольного возраста. В сборнике конспектов занятий содержатся задания, которые я использую в своей работе, так как веду дополнительную услугу «Хочу всё знать», данные занятия,способствуют развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги и педагоги дошкольного образования!
Вы держите в руках сборник конспектов занятий с использованием метода эксперимента с целью развития познавательного интереса детей 5-6 лет.
Экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Эксперименты чем-то напоминает детям фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
В каждом конспекте занятий для детей 5-6 лет прописаны мною интересные и увлекательные эксперименты, игры, задания так же в каждом конспекте занятия для снятия усталости детей 5-6 лет прописана физминутка. Старайтесь, чтобы занятия приносили ему радость. Это важно для выработки позитивного отношения к процессу обучения в будущем. Длительность занятия не должно превышать 25- 30 минут.
Каждое проведенное вами занятие из этого сборника способствует развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, что очень важно на ступени дошкольного возраста.
Желаю всем успехов!
ОГЛАВЛЕНИЕ
Конспект занятия для старшей группы на тему «Юные исследователи»
Цель: Закрепление знаний у детей дошкольного возраста о свойствах воздуха.
Задачи:
1.Образовательная
Закреплять представление у детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения;
2.Развивающая
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
3.Воспитательная
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование
Демонстрационный материал: коробочка с апельсином, долька чеснока, синий и зелёный шарик.
Раздаточный материал: воздушные шары, полоски бумаги, вертушка, кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, мяч, пластмассовая бутылка, синий и зелёный шарик по количеству детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети сидят за столами.
2.Игровой приём.
Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Вы хотите побывать в роли исследователей?
Дети: Да!
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.
3.Актуализация опорных знаний.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе? Какие свойства имеет воздух?
Дети: Воздух бесцветен, не имеет запаха. При нагревании расширяется.
4.Формирование новых знаний.
Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.
Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
5.Закрепление полученных знаний.
Воспитатель: Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто, где будет работать и займите свои места (дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом).
Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)
Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)
Воспитатель: Слушаю вас.
Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить:
- надуть воздушный шарик (показ)
- подуть на полоску бумаги (показ)
-подуть на парус кораблика (сильно или слабо)
Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам! (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.
Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать!
- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.
Воспитатель: Откуда он взялся?
Ребёнок: Он находился внутри нас!
Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)
Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Как?
Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ).
Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).
Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать?
Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её.
Воспитатель: Докажите.
Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.
Воспитатель: Она сухая, а почему?
Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.
Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?
Воспитатель: Шарик надулся, а почему?
Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Воспитатель: Шарик сдулся, почему?
Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.
Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?
Воспитатель: Нет.
Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?
Воспитатель: Апельсином.
Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?
Воспитатель: Чесноком.
Дети: Запах передаётся по воздуху.
Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.
6.Рефлексия
Воспитатель: А теперь вам нужно оценить себя. У вас на столе лежит зелёный и синий шарик. Поднимите, зелёный шарик кто внимательно слушал воспитателя, активно работал в команде, отвечал на вопросы, не отвлекался, не отвлекал других ребят.
Поднимите, синий шарик кто не слушал воспитателя, не мог договориться с ребятами в команде, не выполнял задания, отвлекался сам и отвлекал других ребят.
7.Итог занятия
Воспитатель:
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « Юный исследователь» и вручить медали.
2. Конспект занятия для старшей группы на тему «Я — Водяной»
Цель: Закрепление знаний у детей о воде.
Задачи:
1.Образовательная
Закрепить знания детей о свойствах воды прозрачная, жидкость без цвета, вкуса и запаха, переходит из жидкого состояния в твердое, переходит в газообразное состояние.
2.Развивающая
Способствовать развитию познавательного интереса, памяти, мышления.
Обогащать словарный запас детей;
3.Воспитательная :
Воспитывать бережное отношение и правильное использование воды.
Оборудование
Демонстрационный материал: шериф Вуди, картинка с изображением для чего нужна вода, 2 банки с мутной и прозрачной водой, жёлтая, синяя, зелёная ладошка.
Раздаточный материал: кубик, шар, банка, лёд, формочки большая и маленькая, жёлтая, синяя, зелёная ладошка по количеству детей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети сидят за столами.
2.Игровой приём
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл шериф Вуди, который хочет узнать о свойствах воды. Давайте ему поможем.
3.Актуализация опорных знаний
Воспитатель: А сейчас я буду вам загадывать загадки, а шериф Вуди будет за нами наблюдать.
Загадки
Воспитатель: Не кузнец, а с клещами.
Дети: Рак
Воспитатель: Вильнет хвостом туда – сюда и нет ее, и нет следа
Дети: Рыба
Воспитатель: Через море – океан плывет чудо – великан
Дети: Кит
Воспитатель: Что их объединяет?
Дети: Среда обитания - все живут в воде
Воспитатель: Где можно увидеть воду?
Воспитатель: Как человек использует воду?
Дети: Для умывания, стирки, пищи, мытья посуды, питья и т.д.
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: Дети, сравните воду в банках.
Дети: Мутная и прозрачная.
Воспитатель: Опустить мелкие предметы в воду.
Воспитатель: В какой воде лучше жить рыбам?
Воспитатель: Почему необходимо, чтобы в озере, речке, океане была чистая вода?
Воспитатель: Где их видно?
Дети: Погибнет все живое, если вода будет грязной
Воспитатель: Есть ли форма у воды?
Воспитатель: Что у меня?
Дети: кубик, шар
Воспитатель: Если кубиком постучу, по столу, он изменит свою форму?
Дети: нет
Воспитатель: А вода? Если мы нальем ее в кубик?
Дети: Она примет форму кубика.
Воспитатель: А если в банку?
Дети: Она примет форму банки.
Воспитатель: Значит, делаем вывод, что вода формы не имеет.
5.Физминутк. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
6.Закрепление полученных знаний
Воспитатель: Имеет ли вода цвет, запах, вкус?
Воспитатель: Какого цвета молоко и бумага?
Дети: Белого
Воспитатель: Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети: Нет, она бесцветная.
Воспитатель: Пахнет ли вода?
Дети: Нет
Воспитатель: Попробуйте на вкус. Сладкая? Горькая? Кислая?
Дети: Нет, она безвкусная.
Воспитатель: Делаем вывод, что вода - это жидкость, не имеющая ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Воспитатель: А что будет с водой на морозе?
Воспитатель: А что такое лед?
Дети: Это замерзшая вода, вода в твердом состоянии.
Воспитатель: А как сделать цветные льдинки?
Принести формы со льдом.
Воспитатель: Скажите, в какой формочке вода замерзла быстрее - в маленькой или большой? Почему?
Загадка.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег).
Воспитатель: Что такое снег?
Дети: Это ледяные кристаллики в виде шестиугольных звездочек.
Воспитатель: можно ли лепить из снега в морозную погоду?
Дети: Нет, он рассыпчатый, сухой, не липкий.
Воспитатель: А в теплую погоду?
Дети: Мокрый, липкий, сырой, тяжелый.
Воспитатель: Как падает снег в теплую погоду?
Дети: Хлопьями, которые из множества слипшихся снежинок.
Воспитатель: А в морозную?
Дети: Отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.
Воспитатель: Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему?
Воспитатель: В какой воде быстрее растет снег в холодной или в теплой?
Воспитатель: Вода может быть и газообразном состоянии. Это – пар.
Вскипятить воду в банке. Идет пар.
Накрыть банку стеклом. На стекле пар (оно запотело), который потом превращается в капельки воды.
7.Рефлексия
Воспитатель: А теперь давайте покажем шерифу Вуди кто и как сегодня занимался на занятии. У вас на столе лежит жёлтая, синяя, зелёная ладошка.
Жёлтую ладошку поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, отвечал на вопросы, самостоятельно выполнил задания.
Синюю ладошку поднимает тот, иногда отвлекался, не всегда отвечал на вопросы, кому я помогала с заданием.
Зелёную ладошку поднимает тот, кто не внимательно слушал, отвлекался, не отвечал на вопросы, не справился с заданием.
8. Итог
Воспитатель: Кто к нам в гости приходил? Что делали? Что запомнили?
3. Конспект занятия для старшей группы на тему «Волшебница вода»
Цель: формирование у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи:
1.Образовательная
Формировать представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной.
2.Развивающая
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания.
3.Воспитательная
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование
Демонстрационный материал: «чудесный мешочек» - мелкие предметы для игры с ним (зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце); брызгалка, фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка», стакан с горячей и холодной водой, жёлтый и зелёный кружок.
Раздаточный материал: стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t ~ 45-55, таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки, таз, мыло, салфетки тканевые, жёлтый и зелёный кружок по количеству детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, трудовая.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети сидят за столами.
2.Игровой приём
Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками?
Дети: Да! (назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов).
Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.
Воспитатель: Как узнали, что лежит в мешочке?
Воспитатель: Кто помог вам узнать предмет в мешочке?
Дети: Руки
Воспитатель: Какие волшебные у вас руки.
Воспитатель: А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство «Умывайка». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка.
3.Актуализация опорных знаний
Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка»
Обсудить с детьми, что случилось с девочкой.
Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.
Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая.
Где ты руки
Так измазала?
Черные ладошки;
На локтях - дорожки!
Девочка: - Я на солнышке лежала
Руки кверху держала
Вот они и загорели.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный
Будто закопченный.
Девочка: – Я на солнышке лежала
Нос я кверху держала
Вот и загорела.
Воспитатель: – Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
А. Барто
Воспитатель: Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!
Воспитатель: Кто же нам сможет помочь?
Загадка подскажет:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая.
Дети: Вода
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: А вот и она! (Воспитатель брызгает на детей из брызгалки (ситуация неожиданности, снятие напряжения), обыгрывает появление брызгалки).
Воспитатель: Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)
- Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.
Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы с холодной и горячей водой.
Воспитатель: Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей).
Воспитатель: Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?
Воспитатель: Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)
Воспитатель: Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду?
Дети: Смешать холодную и горячую.
5.Закрепление полученных знаний
Игра – эксперимент «Горячо или холодно»
Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами.
А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.
Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь.
Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная.
Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка.
Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?
Воспитатель: Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.
Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.
Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать.
6.Физкультминутка «Камешки в воде» (музыка «Звуки природы»)
Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре.
Воспитатель: А еще вода умеет издавать различные звуки.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель:
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды Ш-Ш-Ш-Ш.
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).
Воспитатель: А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать? Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
Опыт - эксперимент «Что сказала водичка?».
Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.
Воспитатель:
-Кто у нас самый внимательный волшебник?
- Что ответила вам водичка?
Дети: Буль!
Воспитатель: Волшебница вода умеет издавать разные звуки.
Воспитатель: Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде?
Дети: Она может издавать звуки, имеет силу.
Воспитатель: А за то, что вы помогли грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! (сюрпризный момент)
7.Рефлексия
Ребята, у вас на столе лежит жёлтый и зелёный кружок. Жёлтый кружок поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, отвечал на вопросы, выполнил задание сам. Зелёный кружок поднимает тот, кто отвлекался, не слушал, перебивал воспитателя, не выполнил задание.
8. Итог занятия
Воспитатель: Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? Что мы с вами делали? Что запомнили? А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок!
4. Конспект занятия для старшей группы на тему «Весёлые магнитики»
Цель: формирование знаний у детей о свойствах магнита.
Задачи:
1.Образовательные
Формировать знания у детей о свойствах магнита притягивать предметы, о материалах которые могут быть магнетическими, магнетических и немагнетических предметах.
2.Развивающие
Способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания.
3.Воспитательные
Воспитывать умение слушать не перебивая.
Оборудование
Демонстрационный материал: табличка с надписью «Эврика», магнит, герои сказки Таня, Ваня, Колобок, Ежик; грустный и весёлый смайлик.
Раздаточный материал: коробка с металлическими предметами, скрепки, шурупы, шайбы металлические, детали конструктора, бумага, картон, пластмассовые игрушки, детали конструктора «Лего», мозаика, деревянные палочки, грустный и весёлый смайлик по количеству детей.
Виды деятельности: игровая, общение, двигательная, познавательная.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети заходят под музыку «Ужасно интересно». Шаинского. Проходят и садятся за столы.
2.Игровой приём
Воспитатель: Приветствуем сегодня всех гостей, мы рады встрече с вами!
- Сегодня, мы с вами в нашей лаборатории «Эврика» сделаем интересные открытия. Девочка Таня и мальчик Ваня принесли для нас очень интересные задания, которые мы должны с вами сделать. А Таня и Ваня будут наблюдать за нами, а в конце занятия посмотрят все мы с вами задания, правильно сделали или нет.
Первое задание от Тани и Вани.
3.Актуализация опорных знаний
- Я вам расскажу сказку «Колобок на новый лад»
Воспитатель рассказывает и показывает (при помощи движения магнита) детям сказку «Колобок на новый лад».
Девочка Таня и мальчик Ваня занимались в кружке «Умелые ручки». И решили не печь колобок из муки, а сделать его из другого материала. Думали и придумали. И вот они его сделали. Посмотрите, какого колобка они сделали. И покатился колобок по дорожке радостный, веселый. А вы ребята догадайтесь, из какого материала ребята сделали колобка? Слушайте внимательно. Катится колобок по лесу, а навстречу ему лиса.
- Колобок, колобок я тебя съем! И попробовала колобка.
- Ой, ой чуть зуб не сломала, какой ты невкусный, твердый, несъедобный, да еще тяжелый, прохладный. Не буду тебя есть. И убежала лиса.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого материала Таня и Ваня сделали колобок?
Воспитатель: Что бывает твердым, тяжелым, прохладным (железо, колобок сделан из железа, поэтому он несъедобный)
И покатился колобок дальше. Ребята смотрят и радуются своему изобретению. Таня и Ваня молодцы! Какого они необычного сделали колобка!
Воспитатель: Как вы считаете, что помогает нашему колобку двигаться по дорожке? В чем секрет? Какой у нас колобок?
Дети: железный.
Воспитатель: Что помогает ему двигаться? (Магнит притягивает металлические предметы и поэтому наш колобок движется при помощи движения магнита).
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: Катится колобок, а навстречу ему Ежик.
- Колобок, колобок железный бок как мне добраться до грибочка.
- Не переживай Ежик, ребята тебе сейчас помогут!
Воспитатель: Ребята, Ежику нужна ваша помощь. Поможем. Проходите к столам и берите «веселые магнитики» они помогут ежику добежать до грибочка.
Предлагается детям при помощи магнитов поиграть. (показ)
Задание «Помоги Ежику добежать до гриба». Задача ребенка – провести Ежика, передвигая магнит с нижней стороны оргстекла.
Воспитатель: Из чего сделан Ежик?
Дети: из бумаги
Воспитатель: Что помогало Ежику двигаться к грибочку?
Дети: Но ведь Ежик из бумаги (к нему прикреплен магнит, и он помог добраться до грибочка при помощи магнита т. к. магнит притягивает металлические предметы)
Воспитатель: Какие вы наблюдательные и ловкие! Молодцы!
Воспитатель: Мы узнали с вами, что сила магнита притягивает металлические пластинки, прикрепленные к Ежику, вынуждая их следовать за магнитом.
5.Физминутка «Ладошки – магнитики! »
Дети стоят по кругу (играет музыка).
Воспитатель: Покажите свои ладошки - магнитики! Мы будем под музыку танцевать, а наши ладошки будут веселыми магнитиками. Когда скажу слово «магнитики - притянулись», мальчики и девочки берутся за руки и кружатся, на слово «магнитики - отталкиваются» разбегаются в разные стороны.
6.Закрепление полученных знаний
(Проходим в лабораторию «Эврика» берем магниты)
Воспитатель: Сегодня мы в нашей лаборатории проведем эксперимент - испытание магнита, и узнаем «Какие предметы притягивает магнит? ».
Опыт исследование с магнитом №1. «Какие предметы притягивает магнит?»Подготовлены две группы предметов: в первую группу войдут предметы из металла (из железа, во вторую – неметаллические).
Проводим эксперимент.
Воспитатель: Беру магнит и подношу к кубику. Посмотрите, притянул магнит кубик?
Дети: нет.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Экспериментирование с детьми вместе.
Воспитатель: Назовите мне предметы, которые притягивает магнит?
-Как вы думаете, почему магнит их притянул (потому что они сделаны из железа, металлические)
- А почему остальные предметы он не притянул? (они не железные, неметаллические сделаны из дерева и пластмассы)
Создаю проблемную ситуацию с камнем.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (камень) Возьмите в руки камень, какой он?
Дети: твердый, тяжелый, прохладный.
Воспитатель: Как вы думаете, притянет ли магнит его (предположения детей) - Давайте проверим.
Делаем вывод: магнит притягивает железные предметы. Пластмассовые, деревянные и другие предметы магнитом не притягиваются.
Опыт с магнитом №2 Игра «Полюса магнита».
Воспитатель: Дети у меня нашелся магнит, который умеет отталкиваться и убегать. Мы с вами проведем следующее испытание магнита. Возьмите деталь белого магнитного конструктора и присоедините к магниту синей стороной, что происходит с магнитом?
Дети: отталкивается.
Воспитатель: Присоедините красной стороной к магниту, что происходит с магнитом?
Дети: притягивается.
Воспитатель: У каждого магнита, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный – в красный.
Воспитатель: Когда встречаются полюса одного цвета, что происходит с магнитами?
Дети: магниты отталкиваются
Воспитатель: А когда встречаются полюса разных цветов?
Дети: магниты притягиваются.
7.Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте покажем Тане и Ване кто и как занимался. У вас у каждого на столе лежит весёлый смайлик и грустный смайлик. Весёлый смайлик поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, не перебивал воспитателя и ребят, отвечал на вопросы, успел сделать задание до конца, выполнил задания правильно.
Грустный смайлик поднимает тот, кто отвлекался, не внимательно слушал, перебивал воспитателя и ребят, не отвечал на вопросы, не успел выполнить задания, выполнил задания не правильно.
8.Итог
Воспитатель: Таня и Ваня, очень рады за вас, что вы справились со всеми заданиями, что вы очень старались. Вы молодцы! Они обязательно придут к нам ещё раз и принесут новые интересные задания.
Скажите, кто приходил к нам в гости? Что мы с вами делали? Что запомнили?
Дети: Магнит притягивает железные предметы.
Когда полюса у магнитов разные они притягиваются, одинаковые отталкиваются.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Дарю вам «веселые магнитики» на память, дома экспериментируйте и делайте новые, интересные открытия.
5. Конспект занятия для старшей группы на тему «Свойства камней».
Цель: формировать знания у детей о свойствах камней.
Задачи:
1.Образовательная
Формировать знания у детей о свойствах камней не изменяют форму, тяжёлый, твёрдый, мокрый камень темнее, чем сухой.
2.Развивающая
Способствовать развитию внимания, мышления, речи, памяти.
3.Воспитательная
Воспитывать умение работать в парах.
Оборудование
Демонстрационный материал: кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, табличка с названием «Экспериментальная лаборатория», 2 коробочки, весёлый и грустный смайлик.
Раздаточный материал: для каждой пары детей наборы разных по форме и величине камней, салфетки, для каждого ребёнка: одноразовая посуда; деревянный кубик, камень, весёлый и грустный смайлик по количеству детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети стоят полукругом.
2.Игровой приём
Воспитатель: Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы - в учёных. Сегодня юным учёным предстоит сделать интересные открытия.
3.Актуализация опорных знаний
Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: Три поросенка.
Воспитатель: Вспомним, из чего (из каких материалов) поросята строили свои дома?
Воспитатель: Действительно ли дом из камней такой прочный?
-Давайте проверим?
Воспитатель: Сегодня мы вместе, внимательно рассмотрим разные камни, думаю, узнаем о них кое-что интересное.
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него.
Воспитатель: Теперь мы – ученые - экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, нет. Почему?
Дети: Он твердый.
Воспитатель: Как вы думаете, он твёрже дерева? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. Теперь я попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
Дети: Гвоздь вошёл в дерево.
Воспитатель: А теперь я попробую вбить гвоздь в камень.
Забивает - не получается. Гвоздь гнётся, но не вбивается.
Воспитатель: Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? (Ответы детей).
Воспитатель: Что случилось с гвоздём?
Дети: Гвоздь согнулся.
Воспитатель: А как вёл себя камень?
Дети: Камень остался прежним.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Камень твёрже дерева.
Воспитатель: А теперь мы посмотрим, как камень будет вести себя в воде. Перед вами ёмкость с водой, возьмите деревянный кубик, и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдёт?
Дети: Дерево плавает.
Воспитатель: А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?
Дети: Камень тонет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он тяжелее воды
Воспитатель: А почему плавает дерево?
Дети: Оно легче воды?
Воспитатель: Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Давайте достанем его. Какой он? Воспитатель достает камень.
Дети: Мокрый.
Воспитатель: Правильно, он мокрый. А теперь сравните его с камнем, который лежит на салфетки. Чем они отличаются?
Дети: Цветом, мокрый камень темнее, чем сухой.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Итак, ребята с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней.
5.Физминутка - вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
6. Закрепление полученных знаний
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно-неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Если ответ правильный показываете руками «круг», если неправильно – «крестик». Например, я говорю: камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя - он твёрдый».
1. Камень тонет в воде.
Дети: Правильно!
2. Камень прозрачный как стекло.
Дети: Неправильно!
3. Гвоздь нельзя вбить в камень.
Дети: Правильно!
4. Камень лёгкий как вата.
Дети: Неправильно!
5. Мокрый камень темнее, а сухой светлее.
Дети: Правильно!
6. Камень легко разбить как стекло.
Дети: Неправильно!
7. Камень можно растянуть как резинку.
Дети: Неправильно!
8.Из камня можно лепить как из пластилина.
Дети: Неправильно!
9. Камень не плавает в воде как дерево.
Дети: Правильно!
10. Камень можно порвать как бумагу.
Дети: Неправильно!
Воспитатель: Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы!
Воспитатель жестом собирает детей ближе к себе. И подводит итог.
7.Рефлексия
Воспитатель: А теперь давайте с вами посмотрим, кто и как занимался на занятии. У вас у каждого на столе лежит весёлый смайлик и грустный смайлик. Весёлый смайлик поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, не перебивал воспитателя и ребят, отвечал на вопросы, успел сделать задание до конца, выполнил задания правильно.
Грустный смайлик поднимает тот, кто отвлекался, не внимательно слушал, перебивал воспитателя и ребят, не отвечал на вопросы, не успел выполнить задания, выполнил задания не правильно.
8.Итог
Воспитатель: Скажите, ребята кем мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Что запомнили?
– Скажите, а камни это живая или неживая природа?
Дети: Неживая – камни не дышат, не разговаривают, не питаются и холодные на ощупь.
- А хотите создать свою коллекцию камней и разместить ее в нашем «Музеи камня»? Тогда дарю вам вот такой красивый камушек. С него и начнется наша коллекция, ведь собирать коллекции очень интересно и увлекательно.
На этом мы не заканчиваем, изучать камни. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни, своими руками из них что-нибудь сделаем. Ну, а сегодня все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу!
6. Конспект занятия для старшей группы на тему «Волшебные превращения песчинок»
Цель: формирование знаний у детей о свойствах песка.
Задачи:
1.Образовательная
Формировать знания у детей о свойствах сухого и сырого песка, песок сухой состоит из песчинок, легко передвигается, пропускает воду, сыпучий. Сырой песок липкий, из него можно строить, темнее сухого песка.
2.Развивающая
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания.
3.Воспитательная
Воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам.
Оборудование
Демонстрационный материал: посылка, конверт с письмом, глобус, картина с изображением пляжа, жёлтый и зелёный кружок.
Раздаточный: лупы, стаканчики, песок сухой и мокрый, цветной песок, лейки с водой, контейнеры под песок, клей, кисти, жёлтые и зелёные кружки.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Дети сидят за столами.
2.Игровой приём
Воспитатель: Дети, посмотрите. Нам прислали посылку и письмо. Интересно, что там написано. (Воспитатель открывает письмо и читает). «Здравствуйте, дети. Пишет вам большая черепаха. Я сейчас отдыхаю на берегу теплого моря. Купаюсь, загораю, лежу на теплом песочке. Посылаю вам посылку, потому что … ». Ребята, письмо прервалось, все надписи размыты водой. Давайте попробуем открыть посылку. Не получается. Посылку доставили к нам издалека, и в ней образовалась дыра. Засунем руку и попробуем определить, что же там находится. (Дети пробуют, что же находится в посылке).
3.Актуализация опорных знаний
Воспитатель: Что находится в посылке?
Дети: В посылке лежит песок.
Воспитатель: А зачем же Большая черепаха прислала нам так много песка?
Дети: Чтобы играть.
Воспитатель: Сегодня мы поближе познакомимся с песком. Песок это полезное ископаемое, который находится в недрах земли. Люди его добывают и используют в различных целях. Но песок добывают не везде, в некоторых странах песок лежит вместо земли. И такие места называют пустынями. Какого цвета песок?
Дети: Желтый.
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: Правильно, песок желтый. Посмотрите, что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобусе где больше всего светло-желтого и желтого цвета – это пустыня. (Рассматривание пустынь на глобусе). Мы с вами посмотрели, где находится пустыни. А теперь поближе познакомимся с песком. Высыпаем песок на специальный столик (Воспитатель высыпает из посылки песок на стол). Попробуйте песок на ощупь. Какой он?
Дети: Сухой.
Воспитатель: Да, песок сухой, а какой песок еще мы сейчас с вами узнаем. У вас у каждого есть стаканчики. Возьмите свой стаканчик и аккуратно насыпьте в него песок. А сейчас понемногу высыпайте песок из стаканчиков. (Дети высыпают песок в специальные отверстия в столах). Что вы замелили и на что похоже, когда сыпется песок?
Дети: Песок сыпучий и течет как «ручеек».
5.Физминутка
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
6.Закрепление полученных знаний
Воспитатель: А из чего состоит песок? Мы это с вами сейчас узнаем? (Детям раздаются лупы). Положите немного песка себе на листочки, и через лупу посмотрите, из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит из песчинок, которые не похожи друг на друга.
Воспитатель: Совершенно верно. Песок состоит из песчинок, которые не похожи друг на друга, также как и вы. Одни песчинки прозрачные, другие потемнее, и все они разного цвета и оттенка.
В пустынях дуют сильные ветры, и сухой песок может быть опасен тем, что может засыпать целые города. А как это происходит, мы увидим. В банке насыпан сухой песок, с помощью медицинской «груши». Мы плотно закрываем банку, чтобы песок не попал нам в глаза и рот, и создаем ветер. Посмотрите, что происходит с песком?
Дети: Песок поднимается, свободно летит, перемещается.
Воспитатель: Ребята, послушайте, поднимается ветер, и мы с вами превращаемся в маленьких песчинок. (Дети в хаотичном порядке передвигаются по группе) . Ветер затихает, и мы с вами опять превращаемся в детей.
Какие молодцы, хорошие песчинки из вас получились. (Дети садятся за столы)
Сейчас мы уберем сухой песок и посмотрим, что же спрятано внутри наших волшебных столов. (Дети пробуют сухой и сырой песок руками). Какой песок стал?
Дети: Сырой.
Воспитатель: А как из сухого песка сделать сырой?
Дети: Полить водой.
Воспитатель: У вас в контейнерах насыпан сухой песок и стоят лейки с водой. Полейте сухой песок и посмотрите, что с ним происходит? (Дети поливают песок).
Дети: Вода протекает и песок мокнет.
Воспитатель: Правильно, песок имеет свойство пропускать и впитывать воду. А для чего нам саду нужен песок?
Дети: Чтобы играть, строить пирожки и замки.
Воспитатель: Попробуйте из какого песка лучше строить замки? (Ребята пробуют построить из сухого песка и из сырого и делают вывод).
Дети: Из сырого песка ничего не получается, он рассыпается.
Воспитатель: А давайте построим с вами замок. (Дети строят замки и украшают их комочками из песка) .
А для чего нужен еще песок?
Дети: Песком посыпают зимой дорожки, для строительства домов и дорог, изготовления посуды, в песочных часах.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы что-то упустили. Вы хорошо смотрели в коробке, нет ли там еще чего-нибудь. (Открывают посылку полностью и достают открытку). Посмотрите, Большая черепаха прислала нам открытку, но она размыта и все краски стерлись. А сейчас мы попробуем ее восстановить. Берем кисточки, обмакиваем в клей и мажем то место, куда хотим насыпать цветной песок. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, вот такая открытка у нас получилась.
7.Рефлексия
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежит жёлтый и зелёный кружок. Жёлтый кружок поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, отвечал на вопросы, выполнил задание сам. Зелёный кружок поднимает тот, кто отвлекался, не слушал, перебивал воспитателя, не выполнил задание.
8.Итог
Воспитатель: Скажите, от кого нам сегодня пришла посылка? Что в ней было? Что мы с вами делали? Что запомнили?
Хорошо вы сегодня поработали, а нашу открытку мы повесим, и все будут любоваться нашим пляжем. Всем большое спасибо.
7. Конспект занятия для старшей группы на тему «Непослушный песок»
Цель: закрепление знаний у детей о свойствах песка.
Задачи:
1.Образовательная
Закрепить знания у детей о свойствах песка сухой, сырой, из сырого песка можно лепить, на сухом песке отпечатки не остаются, а на сыром отпечатки остаются.
2.Развивающая
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания, воображению.
3.Воспитательная
Воспитывать умение помогать своим сверстникам.
Оборудование: тазики с песком; совочки; лейки с водой; клеенки на столах.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Ребята проходят в группу, здороваются, садятся за столы.
2.Игровой приём
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл львёнок давайте посмотрим, чем он занимается?
За столом возле песка сидит Львенок и поет:
«У песочка я сижу, пирожки друзьям леплю. Все сижу и сижу, пирожки друзьям леплю».
Дети приветствуют львенка, спрашивают у него, чем он занимается. Узнают, что он хочет угостить друзей пирожками, но у него ничего не получается. Львёнок просит детей помочь ему слепить пирожки. Дети вызываются помочь львенку, рассматривают, трогают песок и приходят к выводу, что из сухого песка пирожки слепить невозможно, что их лепят из мокрого песка
Подбор синонимов – «мокрый, сырой, влажный»
3.Актуализация опорных знаний
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы сухой песок стал мокрым, сырым, влажным?
Дети: Добавить воды.
4.Формирование новых знаний
Воспитатель превращает мальчиков в сухие «песчинки» и пытается слепить из них пирожки. Они разбегаются. Воспитатель призывает на помощь капельки воды – девочек. Соединяя детей в пары, затем в круг, лепят большой пирожок.
Дети водят хоровод исполняя песню
«Как для наших-то гостей испечем мы пирожки.
Вот такой нижины, вот такой вышины.
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Из песочка и водички испечем мы пирожки».
Дети наливают в тазик с песком воду. Львенок помогает и «переливает» воды. Он огорчается, что получилась «жижа». Слишком жидкое «тесто».
Воспитатель: Что из такого теста можно испечь?
Воспитатель успокаивает львенка, говорит, что дети что–ни будь придумают и предлагает им подумать и исправить положение.
С детьми в другом тазике «замешивают» новое тесто, уточняя, что воды надо немного. Дети добавляют в жидкое тесто «сухой» песок. Все «лепят» пирожки и «угощают» гостей. Львенок благодарит детей за помощь и спрашивает, что еще можно лепить из мокрого, сырого и влажного песка. Дети отвечают (Замки, пироженки, гаражи).
Воспитатель: «Ребята, скажите, люди могут, есть такие «пирожки»?
Дети: нет
Воспитатель: Почему?
Дети: В песке микробы
5.Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
6. Закрепление полученных знаний
Воспитатель: Ребята, за то, что мы с вами помогли львёнку слепить пирожки он оставил нам два интересных задания. Он просит вас слепить из сырого песка небольшой замок.
Дети: ( Дети лепят из сырого песка замок)
Воспитатель: Второе задание. Ребята как вы думаете на сухом песке можно оставить отпечаток ладошки?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы на песке остался отпечаток ладошки?
Дети: Смочить песок и выровнять его.
Воспитатель: Воспитатель вместе с детьми смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Посмотрите, а теперь получилось оставить отпечаток ладошки на сыром песке?
Дети: Да, получилось, виден каждый пальчик. На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями Львёнка.
Воспитатель: «Ой, посмотрите на наши руки. » Дети отвечают, что они грязные и их надо тщательно (очень хорошо) вымыть. «Чисто мойся, мыла не бойся. Будет мыло, пенится, грязь куда-то денется. »
7.Рефлексия
Воспитатель: А теперь давайте покажем Львёнку кто и как сегодня занимался на занятии. Ребята, у вас у каждого на столе лежит жёлтая, розовая, голубая ладошка.
Кто не отвлекался, внимательно слушал, отвечал на вопросы, успел выполнить задание до конца, выполнил задание самостоятельно, поднимает жёлтую ладошку. Кто иногда отвлекался, редко отвечал на вопросы, не до конца успел выполнить задание, кому воспитатель помогала выполнить задание, поднимает розовую ладошку. Кто отвлекался, перебивал воспитателя и ребят, не внимательно слушал, не отвечал на вопросы, не выполнил задание, поднимает голубую ладошку.
8.Итог
Дети прощаются, приглашают гостей еще в гости. Кто сегодня в гости к нам приходил? Что делали? Что запомнили?
8. Конспект занятия для старшей группы на тему «Видим, слышим, ощущаем»
Цель: формирование знаний у детей об органах чувств.
Задачи:
1.Образовательная
Формировать знания у детей о том, какое значение имеет для человека слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.
2.Воспитательная
Воспитывать умение слушать не перебивая.
3.Развивающая
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания.
Оборудование: лимон; яблоко; сахар; вода; бубен; чайник; «чудесная» коробочка с дырочками; «чудесный» мешочек; картинки с изображением чувств (язык, ухо, нос, рука); предметы с разной поверхностью (гладкой, шероховатой, ворсистой, холодной, влажной); колокольчик; аудиокассета с записями шумов.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети сидят за столами.
2. Игровой приём
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Сид, маленький учёный он принёс с собой «чудесный мешочек». В мешочке есть интересные предметы и задания, которые мы свами должны сделать. А Сид будет наблюдать, как мы выполняем его задания.
3.Актуализация опорных знаний
Воспитатель: Предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко) с помощью разных органов чувств.
Воспитатель предлагает детям понюхать то, что находится в коробочке с дырочками.
Воспитатель: запах чего вы чувствуете?
Дети: лимона
Воспитатель: чем вы нюхали?
Дети: носом
Воспитатель: запахи окружающие нас, мы чувствуем носом.
Затем воспитатель предлагает послушать звук.
Воспитатель: звук какого инструмента вы слушаете?
Дети: бубна
Воспитатель: чем вы слушаете?
Дети: ушами
Воспитатель: различные звуки окружающие нас, мы слышим ушами.
Далее воспитатель предлагает ощупать предмет, лежащий в мешочке.
Воспитатель: какой предмет лежит в мешочке?
Дети: яблоко
Воспитатель: чем вы обследовали яблоко?
Дети: руками
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: обследовать предмет мы можем с помощью рук.
Воспитатель демонстрирует непрозрачный чайник с водой.
Воспитатель: что вы видите?
Дети: чайник
Воспитатель: чем вы увидели чайник?
Дети: глазами
Воспитатель: окружающие нас предметы мы видим глазами
Воспитатель: попробуйте воду на вкус? Какая она на вкус?
Дети: вода не имеет вкуса
Затем воспитатель выливает содержимое чайника в прозрачную емкость, добавляем сахар. Предлагает детям попробовать воду на вкус.
Воспитатель: какая на вкус вода?
Дети: сладкая
Воспитатель добавляет в подслащенную воду дольку лимона и предлагает детям попробовать воду на вкус.
Воспитатель: какая вода на вкус?
Дети: кисло-сладкая
Воспитатель: чем вы определяете вкус?
Дети: языком
Воспитатель: У людей есть помощники, которые позволяют им узнавать про все на свете. Воспитатель демонстрирует картинки с изображением органов чувств. У человека есть органы чувств: глаза, для того, чтобы смотреть; уши – чтобы слышать; нос – определять запах; язык – определять вкус; пальцы – определять форму и структуру поверхностей. Необходимо их беречь. Как вы думаете, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было? (высказывания детей).
Воспитатель: Как сохранить органы чувств здоровыми? (ответы детей)
5.Физминутка
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
6.Закрепление полученных знаний
Дидактическая игра
Воспитатель предлагает поупражнять свои органы чувств: соотнести звуки, картинки, запахи, ощущение с изображениями органов чувств.
1. Например, воспитатель включает аудиозапись шума моря, ребенок говорит, что слышит этот звук ушами и показывает картинку с изображением уха.
2. Воспитатель распыляет освежитель воздуха в группе, дети говорят, что чувствуют запах носом и показывают картинку с изображением носа.
3. Воспитатель просит определить какая поверхность у предметов. Дети прощупывают поверхности руками, и показывают картинку с изображением рук и т. д.
7.Рефлексия
Воспитатель: А теперь давайте покажем маленькому учёному Сиду кто и как сегодня занимался на занятии. Ребята, у вас у каждого на столе лежат карточки с изображением лимона, яблока, помидора.
Кто не отвлекался, внимательно слушал, отвечал на вопросы, успел выполнить задание до конца, выполнил задание самостоятельно, поднимает карточку с изображением лимона. Кто иногда отвлекался, редко отвечал на вопросы, не до конца успел выполнить задание, кому воспитатель помогала выполнить задание, поднимает яблоко. Кто отвлекался, перебивал воспитателя и ребят, не внимательно слушал, не отвечал на вопросы, не выполнил задание, поднимает помидор.
8.Итог
Воспитатель: Кто сегодня приходил на занятие? Что принёс маленький учёный Сид? Что мы с вами делали? Что запомнили?
9. Конспект занятия для старшей группы на тему «Вулкан в банке»
Цель: формирование знаний у детей о вулкане.
Задачи:
1.Образовательная
Формировать знания у детей о вулканах их строении, причине извержения, о типах вулканов.
2.Воспитательная
Воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам.
3.Развивающая
Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания.
Оборудование: иллюстрации вулкана; методическое пособие; веревка; колба; красная краска; большая стеклянная банка; ножницы; кисточка.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Ход занятия
1.Организационный момент
Ребята сидят за столами.
2.Игровой приём
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем геологами. Вы знаете кто такие геологи? ( Ответы детей).
Воспитатель: Геолог – это человек, который занимается исследованием состава и строения горных пород. Сегодня, мы с вами будем геологами и будем исследовать вулкан.
3.Актуализация опорных знаний
Воспитатель: Но, сначала с вами вспомним о свойствах воды.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, для чего же нам нужна вода?
Дети: Чтобы пить, варить пищу, поливать цветы и т.д.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! А как вы думаете, какая бывает вода?
Дети: Вода бывает твердая и жидкая.
Воспитатель: Правильно!
Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего?
Дети: В виде льда, сосульки.
Воспитатель: Правильно, молодцы! А ещё, какая бывает вода?
Дети: Холодная, горячая.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, если смешать холодную и горячую воду, что получится?
Дети: Получится тёплая вода.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: А знаете, что может ещё получится?
Дети: Нет.
Воспитатель: А хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто из вас видел вулкан? Может, кто то рассказать, что такое вулкан?
Дети: Вулкан – это гора, которая извергает лаву.
Воспитатель: Правильно. А что такое лава?
Дети: Лава - это камни, песок, пепел, глина.
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: Молодцы, всё правильно! А сейчас послушайте, что же такое вулкан. Вулкан - это образовавшиеся естественным образом отверстие в земной горе, через которое раскаленная парода, называется лавой, а также газы, пары и пепел вырываются наружу, часто в виде больших и умных извержений или взрывов. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и проходит извержение.
По активности вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие. Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Это вулканы, не извергавшиеся больше 10 000 лет. И, наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет.
5.Физкультминутка
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
6.Закрепление полученных знаний
Воспитатель: А теперь давайте, проведём опыт и посмотрим, как же извергается вулкан.
Возьмём кусок веревки длинной около 30 см. Привяжем один конец, к горлышку колбы – так, чтобы петелька свободно крутилась.
Крепко привяжем другой конец веревки к веревочной петельке на горлышке , получится ручка, за которую можно держать колбу.
Нальем в большую банку холодную воду. Но, банку не заполняем до самого верха, так как нужно оставить место для колбы.
Наполним колбу горячей водой до краев, но делаем это аккуратно, чтобы не обжечься. Добавим в нее красной краски, чтобы вода стала ярко – красной.
Возьмем колбу за веревочную ручку и осторожно опустим ее в банку с холодной водой. Ребята, почему вода поднялась на поверхность?
Дети: Когда мы отпускаем в банку с холодной водой колбу, то горячая вода начинает выливаться из нее, словно из вулкана. Довольно скоро горячая вода окажется наверху, а холодная снизу. Когда воду нагревают, она становится легче и как бы разбухает, увеличивается в объеме. Вот почему горячая вода поднялась на поверхность.
10. Конспект занятия для старшей группы на тему «Как очистить воду»
Цель: закрепление знаний у детей о воде.
Задачи:
1.Образовательная
Закрепить знания у детей о свойствах воды прозрачная, жидкая, без запаха, без цвета и без вкуса, переходит из жидкого состояния в твёрдое, переходит в газообразное состояние, о способах очистки воды.
2.Воспитательная
Воспитывать бережное отношение к воде.
3.Развивающая
Способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания.
Оборудование: 2 аквариума (в одном чистая вода, в другом – мутная);ноутбук.
На каждого ребёнка: карточки с изображением реки; водопада; капли; по две банки с чистой и грязной водой; подносы с мелкими камушками; пуговицы.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная, двигательная.
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети сидят за столами.
2.Игровой приём
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мальчик Петя, который, хотел бы узнать о воде давайте ему в этом поможем.
3.Актулизация опорных знаний
Дидактическая игра: «Что шумит?» (Дети слушают в записи шум дождя, капли, водопада, шум моря и т.д., берут карточки и выкладывают перед собой по мере прослушивания записи. Затем прослушивают ещё раз и проверяют себя).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Вы в пруду её н6айдёте
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Воспитатель предлагает детям вспомнить уже известные свойства воды.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Пьём, моемся, стираем, поливаем цветы
Какие свойства воды вы знаете?
Дети: Жидкая, без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в которой находится.
Педагог обращает внимание на банки и предлагает сравнить воду в них:
4.Формирование новых знаний
Воспитатель: Одинаковая ли вода? Чем отличается вода?
Проведение опыта
Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.
Воспитатель: В какой банке предметы видны?
Дети: В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно.
Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.
Воспитатель предлагает назвать прозрачные предметы в группе. (Стекло окна, стакан, баночки, ваза).
Подвести детей к аквариумам и спросить: «Одинаковая ли в них вода?»
(Нет, в одном чистая, прозрачная, а в другом, вода мутная, ничего не видно).
Воспитатель: Как вы думаете, в каком аквариуме рыбам хорошо?
Дети: В том, где вода чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли; в другом вода мутная, ничего не видно.
Воспитатель: Прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? (Дети высказывают свои суждения)
- А в речке, озере, море, океане, какая вода?
- Почему необходимо, чтобы там была чистая вода? ( Если вода будет грязной, то погибнет всё живое).
Воспитатель показывает письмо, в котором морской царь просит о помощи: по морю разлилась нефть в результате аварии танкера. Всё живое гибнет. Нужно срочно что - ни будь придумать для того, чтобы очистить воду.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами и мальчиком Петей поможем, морскому царю очисть воду. Подумайте и нарисуйте, как можно очистить воду.
Дети рисуют свои изобретения и кладут в конверт, чтобы отправить их морскому царю.
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран ноутбука. Педагог говорит, демонстрируя слайды, о том, что для питья человеку нужна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода.
Воспитатель: Самая чистая – это кипячёная вода. В морях и океанах вода горько – солёная - непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы. Очищают от грязи. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо беречь.
5.Физкультминутка. Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
6.Закрепление полученных знаний
Далее воспитатель предлагает провести опыт по очистке воды:
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.
В заключении педагог спрашивает детей о том, чем они сегодня занимались, и что им понравилось больше всего.
7.Рефлексия
Воспитатель: Ребята, давайте покажем мальчику Пете кто и как занимался на занятии. У вас на столе лежит жёлтый и зелёный кружок. Жёлтый кружок поднимает тот, кто внимательно слушал, не отвлекался, отвечал на вопросы, выполнил задание сам. Зелёный кружок поднимает тот, кто отвлекался, не слушал, перебивал воспитателя, не выполнил задание.
8. Итог
Воспитатель: Петя благодарит вас за помощь, он очень много интересного узнал о воде и ещё раз обязательно придёт к нам в гости. Кто приходил к нам в гости? Что делали? Что запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Правила дорожные знать каждому положено!" или "Автопробег"
Конспект занятия "Правила дорожные знать каждому положено!" или "Автопробег"...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Неделя «Специалист»...
Конспект занятия в старшей группе по ОБЖ. Тема «Правила дорожные очень важны, правила дорожные знать все должны».
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить детей избегать опасных ситуаций на дорогах. Уточнить знание детьми правил дорожного движения, правил поведения на ули...
Конспект занятия в средней группе на тему «Правила дорожные знать каждому положено»
Программное содержание.закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать знания детей о правилах дорожного движения;закрепить правила перехода через дорогу;развивать наблюдательност...
Конспект занятия по познанию в первой младшей группе по теме «Правила дорожные всем нам знать положено!» Ход занятия:
Формирование основ безопасности детей младшего возраста правилам дорожного движения....
Конспект занятия "Что нужно знать о пожаре "
закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинахвозникновения пожара и правилах поведения при пожаре; научить набирать номер 01 на телефонном аппарате, разговаривать с ...