Конспект проведения занятия «Сравнение мать – и- мачехи и одуванчика» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пименова Елена Александровна

Занятие, направленное на выявление сходства и различия одуванчика и мать -  и – мачехи; .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия в подготовительной группе

«Сравнение мать – и-  мачехи и одуванчика»

Цель: выявить сходство и различия одуванчика и мать -  и – мачехи; формировать представления о росте и развитии первоцветов.

Задачи:

-Образовательная: закреплять умения правильно называть основные части растения, особенности их строения, причину их изменений.

- Развивающая: развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и мать-и-мачехи, пользуясь моделями.

- Воспитательная: вызывать радость от красоты растений; воспитывать бережное отношение к ним.

Материал: схема строения цветов (одуванчика, мать – и -  мачехи), картинки с изображением одуванчика и мать – и – мачехи.

Ход:

- Здравствуйте, ребята! Шла сейчас к вам, смотрю вокруг и не пойму: зима ещё или весна уже наступила?  (Весна!)

- Скажите, какой первый весенний месяц? (март).

- Верно. А как вы узнали, что уже весна пришла? Расскажите признаки весны и докажите, почему они появляются. (Небо приобретает голубоватый цвет, на нём появляются красивые облака. Появляются первые цветы, на деревьях набухают почки. Из земли выходит первая молодая трава и первоцветы. Птицы начинают свои трели ранним утром и не замолкают в течение дня. Просыпаются первые насекомые, мухи, пчёлы и комары. Их ещё немного, но на первоцветах можно увидеть работающую пчелу.  Погода весной переменчива, возможен и дождь, и снег, но общая температура гораздо выше. Солнце появляется чаще и от этого становится теплее. Природа просыпается от зимней спячки и наполняется шумом от различных звуков. )

- Молодцы, ребята,  вы правильно назвали все признаки весны. Но ведь  ещё холодно. Почему? (А в это время года бывает и холодно. Может даже снег выпасть, а по ночам случаются заморозки).

- Да, точно. Сейчас у нас весна воды, по другому «месяц водолей». Как вы думаете, почему? (все тает, много луж, воды)

- Правильно, это месяц — снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, птичьих песен.

-  А можно встретить растения в такое время? (да).

- Какой первый цветок – первоцвет? (подснежник, одуванчик)

- Правильно, подснежники – это первые цветы первоцветы. Но у нас на севере, подснежниками называют мать – и – мачеху потому что, она цветет первее  всех остальных цветов. За ней растут крокусы, подснежники, потом одуванчики.

-По дороге к вам я сорвала несколько цветов. Посмотрите, вы знаете, что это  за цветы? (Да, это мать – и – мачеха.) 

- Правильно, ребята, это мать – и – мачеха. Давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок) 

- А нам виден корень под землей? (Нет)

- Тогда давайте рассмотрим его на картинке (Показывает картинку). Посмотрите,  у  мать – и – мачехи очень мощное корневище. Оно имеет несколько разветвлений, на которых образуются почки, из них вырастают новые растения. Теперь опишите стебель, пожалуйста.

- Какой он? (Ответы детей) 

- Верно, это не длинные стебли, на них растут буроватые чешуйки, которые плотно прилегают к стеблю. Как вы думаете, чешуйки это что? (листья).

- Правильно, чешуйки это видоизмененный лист. Посмотрите поближе. Чем покрыт стебель? (Лёгким пушком)

- А почему он покрыт пушком? ( ему холодно)

-Как вы думаете, какая польза растению от пушка и чешуек? (Ответы детей) 

- Да, пушок и чешуйки защищают мать – и – мачеху от холода ранней весной. Что находится сверху стебелька? (Цветок).

- Почему мать- и – мачеха не боится снега, холодов? (ответы детей)

- Правильно, она совсем не боится холодов, у нее сначала появляется цветок, и «пушок» защищать ее от холода.

- Какой цветок  по форме? (Круглый)  Какого цвета? (Жёлтого)

- Если вы внимательно рассмотрите этот цветок, то увидите, что он не простой. А состоит из множества мелких цветочков. Это для того, чтобы выжить в холодную погоду. Один такой маленький цветочек просто замёрзнет, а вместе им ничего не страшно.

 - Ребята, вы видели у мать -  и – мачехи листья? (нет).

- Правильно, их нет. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Листья появятся позже, в конце весны – начале лета. Из бурых чешуек вырастут листья. Посмотрите на картинку. Какие листья  по цвету, форме? (Ответы детей) 

- Эти листья необычные. Крупные, тёмно-зелёного цвета: сверху они гладкие жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким ковриком волосков.

- Итак, ребята, скажи, как идет процесс развития у мать – и – мачехи. (цветок, стебель, потом лист)

- Совершенно верно,  у мать – и –мачехи сначала появляется цветок, после того, как цветок отцветает, появляются листья.  

- Чем размножается это растение? (корнем, листьями).

- Когда у неё заканчивается срок цветения, происходит ещё одно удивительное превращение. Её стебелёк начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие семена. Природа снабдила их маленькой воздушной подушкой – парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения, посмотрите на картинку(показывает картинку).

-  Так мать – и – мачеха размножается семечкам. Вспомните, как ещё она размножается? (почками на корневище) 

- А теперь давайте понюхаем цветочки. Пахнут? (Да)

-  Пчёлы очень любят эти цветки, они собирают с них нектар, причём в то время, когда других цветущих растений нет. В свою очередь мать – и – мачеха бережёт капельки сладкого драгоценного нектара. Знаете как? (ответы детей) 

- Утром она накрывает цветки, а перед ненастьем и на ночь закрывает, сохраняя нектар. Проснувшись после долгой суровой зимы, пчёлы и шмели летят к цветкам этого удивительного растения за мёдом. Пчеловоды с давних пор знают об этом замечательном качестве мать – и – мачехи и любят её за это.

-  Какую помощь растение приносит людям?(можно мед делать, лечиться)

- Правильно,  высушенные листья и цветки этого растения применяют как лекарство для лечения кашля.

- Почему  этот первоцвет так называется? ( одна сторона мягка, другая холодная)

-Если рассмотреть лист этого растения с «лица и с изнанки», то видно, что одна сторона листочка на ощупь теплая, ласковая, пушистая, как мать. А другая, нижняя сторона, если прикоснуться к ней – холодная, жесткая и скользкая. Это – мачеха.

- На цветы, какого растения похож цветок мать – и – мачеха? (На одуванчик)

- Правильно, ребята. Цветок мать – и- мачехи похож на цветок одуванчика.  Скажите,  одуванчик, это тоже первоцвет? (да)

- Правильно, одуванчик, это один из растений первоцветов. Когда он зацветает на севе? (весной)

- Одуванчик на севере зацветает, когда везде растает снег. Чем он отличается от мать – и – мачехи? (листья есть .позже цветет)

- Вы сказали правильно, давайте еще раз повторим, чем они отличаются.

-   Из каких частей состоит цветок? (листья, цветок, стебель).

- Правильно. Посмотрите у одуванчика  жёлтая головка цветка, длинный или короткий гладкий стебель, длинные гладкие листики. А в земле находится корень одуванчика.

- Если посмотреть на цветок одуванчика очень внимательно, то можно увидеть, что он похож на корзинку, в которой растёт громадное количество цветов, ещё меньших размером, чем сами одуванчики.

- Что сначала появляется у одуванчика? (листья)

- Правильно, а у мать – и – мачехи? (цветок)

-Совершенно верно. Значит, как развивается одуванчик? (сначала появляется лист, потом цветок)

- Корни одуванчика  просыпаются,  напиваются из талой земли, появляются листья, а затем только цветы.

- Что происходит с одуванчиком, когда он отцветает?(ответы детей)

- Как он размножается? (парашютиками)

-Когда одуванчик отцветает, то на месте жёлтых цветов появляются созревшие плоды. Они называются семянками. Каждая из семянок представляет собой длинный носик с небольшими волосками на кончике. Их у одуванчика много, а в кучке они похожи на воздушную белую шапку. Но такая красивая шапка продержится у одуванчика недолго. Их сорвёт первым порывом ветра и подымет высоко вверх. Они могут летать достаточно долго, а когда устают, то приземляются на землю.  -  Посмотрите, листья у одуванчика голые, гладкие,  перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Все части растения содержат густой белый млечный сок.

- Как одуванчик помогает людям? Чем полезен? (лекарственный)

- Правильно. Одуванчики имеют лечебные свойства. Корни, листья и сок помогают излечиться от многих болезней. Их можно употреблять в пищу, делать из них салаты или же сварить вкусное и полезное варенье.

- Почему он так назван? (ответы детей)

- Чтоб вам было проще ответить, послушайте стихотворение:

Носит одуванчик веселый сарафанчик,

Подрастет, нарядится в беленькое платеце,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. Почему? (ответы детей)

- Дунь меня- и я полечу.

- Мы с вами рассмотрели два цветка – первоцвета. Скажите, сем они похожи? (ответы детей)

- Верно. Давайте еще раз посмотрим,  в первую очередь, это цветы – первоцветы. Они появляются ранней весной.

- Чем еще они похожи? (ответы детей)

- Оба растения являются лекарственными. Крупные листья мать – и – мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай, и пьют при кашле. У одуванчика в лечебных целях используют корневища, молодые листья употребляют в салат. 

- Что еще есть общего? (размножение)

- Правильно, происходит это  благодаря распространению семян. «Парашютики- семена при помощи ветра перемещаются по большой территории.

- Скажите,  в чем различия между одуванчиком и мать – и -  мачехой?  (ответы детей)

-Вы сказали правильно. Давайте еще раз посмотрим. Первое различие между этими цветами –  это  их строение. В чем различается их строение? (листья)

- Правильно, посмотрите, у одуванчика листья появляются с самого начала цветения, а у мать– и – мачехи появляется листья позже. Так же их листья отличаются по форме и размеру.

- Итак, ребята, давайте вспомним, про какие цветы мы сегодня говорили? (одуванчик, мать – и – мачеха)

- Как называют эти цветы одним словом? (первоцветы)

- Чем отличается одуванчик от мать – и – мачехи? (ответы детей)

-  Правильно, молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения ООД: занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе ОНР . Тема: "Путешествие на Цветочную Планету".

Увлекательное занятие-путешествие позволяет детям применить полученные ранее математические знания и навыки. ...

Конспект проведения викторины «Знатоки природы» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе.

Данная викторина  направлена закрепление знаний детей о планете Земля и ее обитателях, систематизации знаний о животных и птицах;пробуждению добрых чувств детей по отношению к природе, форм...

Конспект проведения ООД по рисованию «Павлин» в нетрадиционной технике в подготовительной группе

Тема«Павлин»Программные задачиВоспитывать самостоятельность, активность, аккуратность;Закрепить приёмы рисования птицы;Развивать мелкую моторику пальцев; развивать технические умения &nda...

Конспект проведения ООД по рисованию «Попугайчик» в нетрадиционной технике в подготовительной группе

Тема«Попугайчик»Программные задачи1. Образовательная: учить детей рисовать птиц методом тычка.2. Закрепить знания детей о разных птицах и их «домах»;3. Развивать мышление, памя...

Конспект проведения утренней гимнастики в нетрадиционной форме на тему: «Весна» (подготовительная группа)

Конспект проведения утренней гимнастики  в нетрадиционной форме на тему: «Весна» ...

Конспект проведения гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе

Цель: настроить на действенный лад, активизирование всех систем детского организмаЗадачи:- Учить детей дышать через нос;- Упражнять в плавном свободном выдохе;- Формировать умения выполнять движения п...