Конспект ОД по экологии с элементами экспериментирования «Удивительные камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Развозжаева Елена Николаевна

старшая подготовительная группа от 5 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_udivitelnye_kamni.docx162.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

Конспект ОД

по экологии с элементами

экспериментирования

Тема: «Удивительные камни»

старшая подготовительная группа

от 5 до 7 лет

http://900igr.net/up/datas/255779/002.jpg

                                                                   

         

 Воспитатель: Развозжаева Е.Н.

п.Тургеневский

2018 г

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде; твёрдый – при сжатии рукой форму не меняет. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Оборудование:

  • Магнитная доска, мольберт.
  • Весы.
  • Фотографии гор и горных ландшафтов.
  • Фото замки, крепости, церкви.
  • Фото драгоценные камни и изделия из них.
  • Фото метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов.
  • Фото оформления клумб, альпийских горок, дорожек.
  • Камни на каждого ребенка.
  • Лупы.
  • Большая прозрачная ёмкость с водой, ложка.
  • Большие и маленькие подносы.
  • Салфетки бумажные большие и маленькие.
  • Деревянные брусочки

Предварительная работа: чтение сказок о камнях П. П. Бажова «Серебряное копытце». Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Беседа с детьми о горах. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение гор нашей планеты и нашего государства.

Словарная работа: жёсткий, твёрдый, гладкий, плотный, шершавый, шероховатый, тяжёлый, лёгкий.

Ход ОД:

1. Организационный момент

Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

- Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу. (Открываем, достаём шкатулку и письмо)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы (читает).  «Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам гномы. За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живём мы -  гномы. День и ночь добываем мы золото и драгоценные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король.  Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать подарок для Горного короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты. Отгадайте, что лежит внутри коробки?

          В сережках у мамы огнем он горит,

          В пыли на дороге, ненужным лежит,

          Меняет он фору, меняет он цвет,

          А в стройке годится на тысячу лет.

          Он может быть мелкий – в ладошке лежать,      

          Тяжелый, большой – одному не поднять.

          Кто, дети, загадку мою отгадает?

          Кто этот предмет по приметам узнает?»

Дети. Это камень.

Воспитатель. Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).  

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Прошу вас занять свои места.

Дети садятся за столы, на которых разложено необходимое оборудование.

2. Основная часть (экспериментирование)

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Покажите мне, пожалуйста, у кого есть  белый камень,  у кого коричневый, у кого серый и т.д. Какой же цвет у камней может быть?

Предполагаемые ответы детей.

Вывод: камни бывают разноцветные.

А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать. Есть круглые камни, а также овальные и угловатые. Какая же форма у камней?

Предполагаемые ответы детей.

Вывод: камни имею разную форму.

(показываю схему – рисунок, прикрепляю на доске).

Опыт № 2. Определение размера.

Спрашиваю детей:  - Все камни одинакового размера?

Предполагаемые ответы детей.

Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.

-А теперь найдите самый маленький.

Предполагаемые ответы детей.

-Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.

Воспитатель: Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. 

(прикрепляю на доске схему – рисунок № 2)

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

- Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Само массаж для пальцев рук и ладоней «Ручки греем» 

Очень холодно зимой,  - похлопывают себя по плечам

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой! – дышат на ладони

Надо ручки нам погреть,  - сейчас и далее растирают ладони

Посильнее растереть.

Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь

Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки

На замочек их закрою - образуют замок

И тепло поберегу - сохраняя тепло в ладонях

Возьмите в руки  камень. Погладьте его. Какой он  на ощупь? А теперь возьмите другой камень и погладьте его тоже. Что мы можем сказать?  

Предполагаемые ответы детей.

Прошу детей показать самый гладкий камень. Это галька. Повторите, как он называется? Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?

Дети: - Гладкая, ровная.

- Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?

Выслушиваю любые ответы.

-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.

-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю) Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.

- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?

Предполагаемые ответы детей.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. 

(показываю схему – рисунок, прикрепляю на доске).

Рассматривание камней через лупу.

- Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Что интересного вы увидели ребята?

Предполагаемые ответы детей (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)

- Молодцы, очень внимательные дети.

Воспитатель: А сейчас у нас с вами весёлый перерыв.

Физкультминутка «Гора»

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте)

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Опыт №4. Определение веса.

- Коллеги, давайте продолжим свои опыты.

- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами, вы согласны? А что делают весами? Предполагаемые ответы детей. Взвешивают.

Для этого встаньте возле своих столов.

- Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.

Но для более точного взвешивания, нам понадобятся  весы. В обе чаши мы положим камни разного размера и сравним их вес. Какой тяжелее камень большой или маленький.

Предполагаемые ответы детей (большой камень тяжелее, чем маленький)

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. 

(прикрепляю на доске схему – рисунок № 4)

Подойдите к своим столам и послушайте меня внимательно.

Опыт №5. Определение твердости.

- А теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожжем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?

Предполагаемые ответы детей.

- Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло

Предполагаемые ответы детей (пластилин изменил форму, потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый)

Воспитатель: Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: камень твёрдый.

(прикрепляю на доске схему – рисунок № 5)

Для выполнения следующего опыта нам с вами нужно подойти к квадратному столу (дети подходят и встают возле стола)

Опыта №6. Плавучесть.

Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?

Предполагаемые ответы детей.

- Почему вы так думаете? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?

(Предложения детей.)

- Опустите в емкость с водой один  камень и брусок дерева. Что произошло? Деревянный брусок утонул? (нет) Почему? (потому что он легкий). А камень? (утонул, потому что он тяжелый). Я вывешиваю еще одну картинку – подсказку, а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили (камень тяжелый).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. 

(показываю схему – рисунок, прикрепляю на доске)

- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Давайте все вместе как настоящие ученые, сделаем выводы о свойствах камней (все вместе делаем вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, поощряю детей. Предлагаю детям подойти к мольберту и встать полукругом.

Где используются камни. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где человек использует камни? (в строительстве дорог, зданий, украшения)

Еще очень давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше

используется для отделки: метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни при дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

(Показываю иллюстрации.)

3. Продуктивная деятельность

Воспитатель: У Горного Короля много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Гномы вам прислали фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в его горе (дети рассматривают фото различных драгоценных камней) Какие это камни?

Дети. Они яркие, разноцветные, переливаются.

Воспитатель. Из этих камней делают различные украшения.

Воспитатель. Люди всегда ценили камни за красоту, редкость, долговечность, любили украшения из них. Из самоцветов изготавливали бусы, или украшали одежду, короны, иконы, делали браслеты и кольца.              

Да, красивые камни у Горного Короля, недаром он их охраняет. А что, ребята, давайте горному Королю подарок сделаем? Я думаю, что Горному королю наши камушки понравятся, он станет добрым другом для гномов.

Приглашаю детям встать вокруг стола.

Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.

- Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.

4. Итог занятия.

Дети встают в круг и, передавая камушек, отвечают на вопросы.

- Где вы сегодня побывали (в лаборатории), что делали (проводили опыты с камнями). Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы! А в нашей посылке есть особенные камушки.

Угощаю конфетами «Морские камушки»

Воспитатель: Всё что вы сегодня узнали, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго.

Самоанализ ОД

по экологии с элементами экспериментирования

с детьми старшей подготовительной группы

Тема: «Удивительные камни»

 

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде; твёрдый – при сжатии рукой форму не меняет. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Предварительная работа: чтение сказок о камнях П. П. Бажова «Серебряное копытце». Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Беседа с детьми о горах. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение гор нашей планеты и нашего государства.

Словарная работа: жёсткий, твёрдый, гладкий, плотный, шершавый, шероховатый, тяжёлый, лёгкий.

ОД проводила во время, отведённое в режиме дня. ОД проводила в соответствии с конспектом. Составляя конспект, учитывала возрастные, психологические и индивидуальные способности детей. Разрабатывая конспект, наметила цель, задачи, содержание ОД. Определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. ОД построила в форме опытно – исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В начале ОД для детей был сюрприз – посылка и письмо от Гномов. Письмо дети слушали под звучание спокойной музыки. Всё это усилило эмоциональный настрой детей, вызвало большой интерес к предстоящей деятельности.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить: дети проявили познавательную активность на протяжении всего занятия, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждала детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации ОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.

Эффективности ОД способствовала и предварительная работа – рассматривание

иллюстраций, чтение художественной литературы.

Взаимосвязь элементов ОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный, эмоциональный фон процесса  деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети радовались, удивлялись, охотно делились своими впечатлениями с воспитателем и товарищами. Это давало возможность развитию своей самооценки: «Я знаю, я видел…»

Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте ОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Специфика работы отражаясь в личностно – ориентированном, дифференцированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявилась в оказании  затрудняющимся детям при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, элементы само массажа, динамическая пауза) позволили предотвратить усталость.

В ходе ОД были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия (весы, карточки – схемы опытов, дидактический демонстрационный и раздаточный материал, пособия для опытов. Также использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно – следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать.

Считаю, что поставленные в образовательной деятельности задачи были выполнены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии на тему: «Удивительные свойства воды»

Конспект занятия по экспериментированию для старшей и подготовительной группы...

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «Эти удивительные камни»

Программное содержание:·        Расширять знания детей о профессии геолога.·        Формировать представление о камнях, ...

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...