Конспект ООД по экологии на тему: « Удивительные свойства воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по экологии на тему:
« Удивительные свойства воды».
Задачи:
Образовательные: 1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. 2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. 3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности. – учить пользоваться пипеткой .
Воспитательные:1. Развивать социальные навыки : умение работать в группе , учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Развивающие: 1. Развивать фонематический слух. 2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.3. Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение опытов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему: « Вода».
4. Использование игр о воде : « Какая бывает вода?», «Четыре стихии», « Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме: «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке. Материал для занятия: прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, молоко, гуашь, ватные палочки , моющее средство. 1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его , что случилось, и он мне сказал, что ничего не знает о воде. Я его успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем?(Ответы детей).
Входит Незнайка
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Незнайка , присаживайся на стул, наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена , мы всё выясним. Ребята, так что же такое вода, давайте расскажем Незнайке. (Дети рассказывают)
1.Вода – самое удивительное вещество в природе, занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете. 2. Первые живые организмы появились в воде. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды; 1,5 литра впитывает через кожу. 3. Вода нужна в промышленности ( фабрикам , заводам, в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания). 4. Без воды человек жить не может: он её пьёт, готовит пищу, умывается, стирает, убирает своё жилище. Людям требуется много воды. 5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на земле! Воспитатель: А ещё Незнайка , дети приготовили загадки. Давайте послушаем. 1. Он так бесстрашен и могуч, Что не боится горных круч - Привык он с них всю жизнь срываться, И головою вниз бросаться. И поднимая тучи брызг , О камни разбиваться вдрызг( водопад) Ответы детей , показ слайда « Водопад» 2. Над лесами, городами, Над просторами полей, Проплывают караваны Небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли - Эти чудо корабли . (облака).Ответы детей, показ слайда «Облака» 3. Меня ждали, Меня звали, Показался – убежали (дождь) Ответы детей , показ слайда «Дождь» 4. Утром бусы засверкали ,Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём , Ищем , ищем – не найдём(роса) Ответы детей , показ слайда «Роса» Воспитатель: Незнайка, тебе понравились загадки? Незнайка: Да , очень интересные загадки. И какие ребята молодцы, все загадки правильно отгадали.
Воспитатель: Да, Незнайка, наши дети молодцы, правильно отгадали загадки. Скажите, какое слово у нас получилось? – Правильно, вода! –Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.–Какая бывает вода?( тёплая , горячая, холодная, пресная, прозрачная, солёная, газированная и т.п.) (ответы детей)
- Что вода делает?(течёт, льётся, журчит, растекается, капает , замерзает, тает) (ответы детей)
-Для чего нужна человеку вода? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.) (ответы детей)
Незнайка: Молодцы, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Воспитатель: Да, наши ребята молодцы. Они уже многое знают о воде. –А сейчас наши ребята немного отдохнут и поиграют в игру «Капельки и тучи»
Проводится игра « Капельки и тучи» На полу разложены «тучки» и «облака» из бумаги, на одну меньше , чем детей. Это облака и тучи. Дети капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую « тучу». «Капелька, которой не хватило «тучки», «испарилась». (2-3 раза)
Воспитатель: Отдохнули! - А теперь я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты, и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода. –Я, ваш научный руководитель, а вы мои ученики. Занимайте места в лаборатории для проведения опытов. Опыт 1. «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Итак , давайте попробуем выяснить, имеет ли вода вкус.
–Ребята. Попробуйте воду из стакана, какой у неё вкус? (ответы детей)
- А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона. Что изменилось? (вода стала кислая ) - А теперь добавьте в другой стаканчик кусочек сахара и помешайте. Что изменилось? (вода стала сладкая).
Мы изменили вкус воды, отсюда следует сделать вывод, что вода не имеет вкуса. Опыт 2. «Вода не имеет запаха» Воспитатель: А , сейчас мы попробуем выяснить, имеет ли вода запах. – Ребята, понюхайте воду в стаканчике . Как она пахнет?(ответы детей)-В стаканчик с водой добавьте дольку чеснока, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах и пахнет чесноком).
- Мы делаем вывод, что вода не имеет запаха. -А сейчас мы немножко отдохнём и сделаем дыхательную гимнастику. Проводится дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»
Подуем на плечо, Подуем на другое (И.п. стоя , руки опущены , ноги слегка расставлены. Голова прямо –вдох. Повернуть голову влево- сделать губы трубочкой, подуть на плечо. Голова прямо – вдох, голову вправо – выдох трубочкой. И. п. голова прямо).
Подуем и на грудь мы, И грудь свою остудим ( Голова прямо- вдох, затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный , слегка углубленный выдох)
Подуем мы на облака, И остановимся пока( Голова прямо- вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы , сложенные трубочкой).
Опыт 3. «Вода без цвета, прозрачная)
- Давайте попробуем выяснить, имеет ли вода цвет.– Ребята, что произойдёт с водой , если добавить в неё краску? (добавляем, перемешиваем) - Что изменилось? (вода изменила цвет). -Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды)– А теперь давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. –В каком стакане мы видим пуговицы?(ответы детей) Вывод: И так мы с вами выяснили, что вода не имеет цвета, она прозрачная – Сейчас мы с вами отдохнём и сделаем пальчиковую гимнастику.
Проводится пальчиковая гимнастика «Две ладони». Две ладони я прижму, И по речке поплыву(ладони соединить лодочкой).
Две ладони друзья- Это лодочка моя( выполнять волнообразные движения руками)
Паруса я подниму Синим морем поплыву(поднять выпрямленные ладони вверх над головой) А со мною по волнам, Плывут рыбки тут и там( волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн) -А теперь мы с вами проведём эксперимент. -Проводится игра-эксперимент «Цветное молоко»
1. Налейте молоко в тарелку 2. Добавьте в него несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуясь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
3. А теперьхотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдёт. Молоко начнёт двигаться, а краска перемешиваться.
Настоящий салют в тарелке! Вот и подошла к концу работа в нашей волшебной лаборатории. Мы сегодня с вами хорошо поработали , провели много опытов и эксперимент.
Незнайка: Ой, ребята, какие вы молодцы! Сколько нового я узнал о воде, её свойствах и значении. И помогли мне в этом вы, мои друзья. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, что без воды нам не прожить. Воспитатель: Незнайка, а тебе понравилось в нашей волшебной лаборатории? Незнайка: Да. Мне понравилось как дети проводили опыты, как настоящие научные сотрудники.
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось в нашей лаборатории? Чем вам больше всего понравилось заниматься? –А теперь, ребята, после проделанной работы, нам пора и отдохнуть.(дети проходят на коврик и ложатся -Расслабьтесь, закройте глазки и представьте, что вы находитесь в лесу, где поют птицы, падают вниз струйки водопада.( звучит фонограмма « Звуки леса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе интегрированного подхода) в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»
Конспект занятия на основе экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»...
Конспект занятия по экологии на тему: «Удивительные свойства воды»
Конспект занятия по экспериментированию для старшей и подготовительной группы...
Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе Тема «Удивительные свойства воды».
Цель: Овладение детьми новыми способами экспериментирования с водойЗадачи:1. Создать образовательную ситуацию для обеспечения эмоционального подъема и мотивации детей на предстоящую деятельность.2. Ут...
Конспект занятия по экологии на тему: «Удивительные свойства воды»
Задачи:Образовательные:1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.3.Обучать детей навыкам про...