Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Откуда пришел сахар"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарахова Светлана Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_opyt.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Откуда пришел сахар"

Подготовила воспитатель  Шарахова С.П.

Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1.Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека.
2. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
3. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.

4. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.

Ход занятия.

Ребята,давайте поздороваемся с гостями. Дети, для чего мы здороваемся? Что мы желаем друг другу? (Здоровья) Да здоровье -главная ценность для человека. А чтобы сохранить и приумножить здоровье, что нужно делать? (Ответы детей)

-Да, правильно питаться, употреблять полезные  продукты. Вот сегодня мы проведем некоторые исследование с продуктами. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
- ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
Перед каждым ребенком лежат мешочки. 

- Возьмите в руки мешочки. 
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.) 
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известный сахар.
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе. 
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(
ответы детей). Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (
Ответы детей)
Каждое свойство сахара подкрепляется символом. 
- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (
предположения детей)
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (
ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды?

Вывешиваются соответствующие символы.
- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем.

Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете. 
-Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха. 
- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (
Предположения детей). 
- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара и буду его нагревать. Сюда добавлю немного сока лимона.  Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (
Ответы детей).

  Каждому ребенку выливаю на тарелочки по небольшой порции жидкого сахара. Предлагаю воткнуть зубочистку в жидкий сахар, напоминая об осторожности в обращении с горячими продуктами. Оставить остывать сахар.

Ребята, а сейчас мы поговорим, из чего получают настоящий сахар? Кто-нибудь из вас знает (Предположения детей):

 О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде   растворился».Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как он попадает к нам на стол? Это  мы сегодня и узнаем

- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). У нас в Мордовии есть Ромодановский сахарный завод.(слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).Дети, а для чего нам нужен сахар или что делают из сахара? (Ответы детей )Дети, а сейчас мы вместе должны подумать и решить, сахар полезный продукт или нет?Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза:

•         Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге и улучшает память.

•         Сахар   предотвращает тромбозы, уменьшает риск развития артритов.

•        Сахар помогает наладить работу печени и селезенки.

•        Сахар делает нас счастливыми.

•        Сахар дает нам энергию.

Вред:

•         Сладкое портит фигуру,  приводит к ожирению.

•         Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.

•        Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.


- Какой вывод можно сделать? Употреблять сахар или просто сладости в очень умеренном количестве.
А теперь давайте посмотрим что же у нас произошло с жидким сахаром
- обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (
постучать ложкой по застывшему сахару)
- Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым. 
- Что Вам напоминает твердый сахар?    А для чего я добавила капельку лимонного сока?
Ответы детей
- А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы. Но прежде чем угостить вам леденцами, я хотела бы спросить: -Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара?
Подводим итог по схемам.

Понравилось вам занятие? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям.

Дети:  Мы узнали, как из сахарной свеклы получают сахар. Познакомились со свойствами сахара. Выяснили, что при добавлении сока лимона в процессе варки, леденцы насыщаются витамином С и обретают лечебные свойства. Выявили полезные и вредные свойства сахара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"

Цель:  Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Откуда пришел сахар"

Цель занятия по опытно-экспериментальной деятельности:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.Задачи:1.Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, ра...