«Воздушные чудеса» Познавательно – исследовательский проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Введение
Актуальность
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Предполагается, что для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: «Какими свойствами он обладает?». Ответы были разными, но все знания сводились к одному: «Невидимый, не имеет запаха». Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера.
Объект исследования: воздух.
Цель: Познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.
Задачи:
1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.
2.Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.
3.Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Гипотеза:
Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Методы исследования:
-беседа
-рассуждение
-наблюдение
-опыты
-обобщение
1.Подготовка к исследованию
1.1. Сбор необходимой информации для проведения исследования.
На занятии окружающего мира один из дошкольников спросил «Из чего делаются мыльные пузыри», а другой ребенок Кирилл, сказал: «Что они, из мыла делаются!». «Да, - ответила Настя, - и еще из воды». А воспитатель добавила: «А еще из воздуха». Я был удивлен, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда воспитатель показала нам опыт - стала надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: «А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений, беседы, я выявил проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
Выбор темы исследования был обусловлен интересом к свойствам воздуха, к экспериментальной работе. Вместе с учителем мы обсудили, где можно найти информацию о воздухе (прочитать в научной литературе, спросить у родителей, поискать в интернете).
1.2. Составление плана работы по реализации исследования.
Для того чтобы найти необходимую информацию я обратился к книге Н.Рыжова «Воздух вокруг нас», родители искали информацию в интернете. Благодаря этому мы узнали, что пятую часть потребляемого воздуха вырабатывают зеленые насаждения, за что их и называют «легкими планеты». Самой крупной «кислородной фабрикой» на Земле считаются амазонские джунгли.
Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырка, вообще любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Каждый раз, делая вдох, вы заполняете воздухом свои легкие. Несмотря на то, что вы не видите воздуха, не можете попробовать его на вкус или осязать, воздух отнюдь не является пустотой. Воздух представляет собой часть окружающей нас материи. Материя может быть твердой, жидкой или газообразной. Воздух почти всегда находится в газообразном состоянии. Однако воздух нельзя назвать газом, потому что в действительности он состоит из смеси определенных газов. Причем на два из них приходится 99 % от всего объема воздуха. В любом месте на Земле воздух состоит на 78 % из азота, а на 21 % — из кислорода. Кроме того, в нем всегда присутствует небольшое количество углекислого газа, выделяемого при дыхании живыми существами, в том числе и человеком.
1.3. Постановка проблемных вопросов.
Проблемные вопросы, на которые я хотел бы найти ответы в ходе исследования:
· Что такое воздух?
· Откуда берётся воздух?
· Как можно увидеть воздух?
· Зачем он нужен людям и растениям?
2. Проведение исследования.
2.1. Проведение экспериментов с воздухом.
Для исследования свойств воздуха при проведении опыта нам потребовались следующие предметы и материалы:
- полоски легкой бумаги;
- стакан;
- трубочки;
- воздушные шарики;
- полиэтиленовый пакет;
- мыльные пузыри.
Опыт 1. Мы аккуратно взяли за краешек полоску бумаги и подули на неё. Она отклонилась. (Приложение 1). Значит, мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки, мы чувствуем сильное и слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется – ветер. Люди научились его использовать , но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед. Мы узнали, что ветер – это движение воздуха.
Я задался вопросом: «Можно ли поймать воздух?», после чего я провел следующий опыт: взял в руки полиэтиленовый пакет и начал ловить воздух, поймал и удерживал его в пакете. Проанализировав ситуацию, я сделал вывод о том, что в пакете воздух – прозрачный, бесцветный. (Приложение 2) После чего, я выпустил воздух из пакета. Пакет стал пустым. Можно сделать вывод, что воздуха в пакете нет (Приложение 3).
После проделанного опыта я сделал общие выводы:
1. Воздух прозрачный, невидимый.
2. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт 2. Я провел опыт со стаканом, водой и трубочкой. Опустил трубочку в стакан с водой и подул в нее. После чегов стакане появились пузырьки. Я сделал вывод о том, что, когда я дул в трубочку, я выдыхал воздух, который внутри меня, поэтому появляются пузырьки (Приложение 4).
Опыт 3. Я задался вопросом: «Как же мне услышать воздух?». Я надул воздушный шарик, после чего, медленно выпустил воздух из воздушного шарика. В результате услышать четкий звук, когда шарик выпускал воздух (Приложение 5) . Когда я подставил руку под струю выходящего воздуха, то его можно было почувствовать (Приложение 6).
Заключение
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
Некоторые люди могут задерживать дыхание на три - четыре минуты. Хорошо тренированные люди могут задержать в своих легких воздух и не дышать, например, под водой пять - шесть минут. Если же человека лишить возможности дышать, он умирает.
Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.
Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определённая, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения. Я бы предложила следующее:
- создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;
- организовать частый полив улиц города водой;
- в охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц;
- установить очистительные сооружения на предприятиях города;
- промышленные предприятия вынести за черту города;
- перевести все виды отопления на электрическое;
- пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе;
- придумать экологически чистое топливо для автомобилей.
Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.
Список литературы.
1. Н.Рыжов «Воздух вокруг нас»
2. Интернет - ресурсы.
3. В.М.Пакулова, Н.В.Иванова «Природа живая и неживая». Москва, 2006г.
4. Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdushnye_chudesa.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воздушные чудеса»
Познавательно – исследовательский проект
Руководитель:
Глазнева Анжелика Николаевна
2019 г.
Введение
Актуальность
Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Предполагается, что для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: «Какими свойствами он обладает?». Ответы были разными, но все знания сводились к одному: «Невидимый, не имеет запаха». Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера.
Объект исследования: воздух.
Цель: Познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.
Задачи:
1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.
2.Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.
3.Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Гипотеза:
Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Методы исследования:
-беседа
-рассуждение
-наблюдение
-опыты
-обобщение
1.Подготовка к исследованию
- Сбор необходимой информации для проведения исследования.
На занятии окружающего мира один из дошкольников спросил «Из чего делаются мыльные пузыри», а другой ребенок Кирилл, сказал: «Что они, из мыла делаются!». «Да, - ответила Настя, - и еще из воды». А воспитатель добавила: «А еще из воздуха». Я был удивлен, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда воспитатель показала нам опыт - стала надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: «А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений, беседы, я выявил проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
Выбор темы исследования был обусловлен интересом к свойствам воздуха, к экспериментальной работе. Вместе с учителем мы обсудили, где можно найти информацию о воздухе (прочитать в научной литературе, спросить у родителей, поискать в интернете).
- Составление плана работы по реализации исследования.
Для того чтобы найти необходимую информацию я обратился к книге Н.Рыжова «Воздух вокруг нас», родители искали информацию в интернете. Благодаря этому мы узнали, что пятую часть потребляемого воздуха вырабатывают зеленые насаждения, за что их и называют «легкими планеты». Самой крупной «кислородной фабрикой» на Земле считаются амазонские джунгли.
Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырка, вообще любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Каждый раз, делая вдох, вы заполняете воздухом свои легкие. Несмотря на то, что вы не видите воздуха, не можете попробовать его на вкус или осязать, воздух отнюдь не является пустотой. Воздух представляет собой часть окружающей нас материи. Материя может быть твердой, жидкой или газообразной. Воздух почти всегда находится в газообразном состоянии. Однако воздух нельзя назвать газом, потому что в действительности он состоит из смеси определенных газов. Причем на два из них приходится 99 % от всего объема воздуха. В любом месте на Земле воздух состоит на 78 % из азота, а на 21 % — из кислорода. Кроме того, в нем всегда присутствует небольшое количество углекислого газа, выделяемого при дыхании живыми существами, в том числе и человеком.
- Постановка проблемных вопросов.
Проблемные вопросы, на которые я хотел бы найти ответы в ходе исследования:
- Что такое воздух?
- Откуда берётся воздух?
- Как можно увидеть воздух?
- Зачем он нужен людям и растениям?
- Проведение исследования.
- Проведение экспериментов с воздухом.
Для исследования свойств воздуха при проведении опыта нам потребовались следующие предметы и материалы:
- полоски легкой бумаги;
- стакан;
- трубочки;
- воздушные шарики;
- полиэтиленовый пакет;
- мыльные пузыри.
Опыт 1. Мы аккуратно взяли за краешек полоску бумаги и подули на неё. Она отклонилась. (Приложение 1). Значит, мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки, мы чувствуем сильное и слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется – ветер. Люди научились его использовать , но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед. Мы узнали, что ветер – это движение воздуха.
Я задался вопросом: «Можно ли поймать воздух?», после чего я провел следующий опыт: взял в руки полиэтиленовый пакет и начал ловить воздух, поймал и удерживал его в пакете. Проанализировав ситуацию, я сделал вывод о том, что в пакете воздух – прозрачный, бесцветный. (Приложение 2) После чего, я выпустил воздух из пакета. Пакет стал пустым. Можно сделать вывод, что воздуха в пакете нет (Приложение 3).
После проделанного опыта я сделал общие выводы:
1. Воздух прозрачный, невидимый.
2. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт 2. Я провел опыт со стаканом, водой и трубочкой. Опустил трубочку в стакан с водой и подул в нее. После чегов стакане появились пузырьки. Я сделал вывод о том, что, когда я дул в трубочку, я выдыхал воздух, который внутри меня, поэтому появляются пузырьки (Приложение 4).
Опыт 3. Я задался вопросом: «Как же мне услышать воздух?». Я надул воздушный шарик, после чего, медленно выпустил воздух из воздушного шарика. В результате услышать четкий звук, когда шарик выпускал воздух (Приложение 5) . Когда я подставил руку под струю выходящего воздуха, то его можно было почувствовать (Приложение 6).
Заключение
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
Некоторые люди могут задерживать дыхание на три - четыре минуты. Хорошо тренированные люди могут задержать в своих легких воздух и не дышать, например, под водой пять - шесть минут. Если же человека лишить возможности дышать, он умирает.
Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.
Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определённая, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения. Я бы предложила следующее:
- создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;
- организовать частый полив улиц города водой;
- в охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц;
- установить очистительные сооружения на предприятиях города;
- промышленные предприятия вынести за черту города;
- перевести все виды отопления на электрическое;
- пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе;
- придумать экологически чистое топливо для автомобилей.
Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы.
Список литературы.
1. Н.Рыжов «Воздух вокруг нас»
2. Интернет - ресурсы.
3. В.М.Пакулова, Н.В.Иванова «Природа живая и неживая». Москва, 2006г.
4. Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект "Песочная страна чудес"
Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка....
Познавательно-исследовательский проект "Чудеса на окне"
Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. С сам...
Познавательно-исследовательский проект «Чудеса бумаги».
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное о...
Детский познавательно-исследовательский проект «Чудеса с мыльными пузырями»
Каждый в своей жизни сталкивался с волшебством мыльных пузырей. Они завораживают, заставляют мечтать и верить в чудеса. Как приятно смотреть, когда парят в воздухе радужные пузыри, унося ввысь н...
Познавательно-исследовательский проект «Воздушные чудеса»
Объект исследования: воздух.Цель: С помощью опытов выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей дошкольного возраста.Задачи:• Способствовать обогащению и закреп...