Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с пустыней и её обитателями
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Светлишина Анастасия Дмитриевна

Вашему вниманию предлагается методическая разработка - проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природной зоной "пустыня" и её обитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Проект для детей дошкольного возраста
"В таинственной пустыне"


Слайд 2

Паспорт проекта

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Тема проекта: "В таинственных песках"

Вид проекта:
По предметно-содержательной области: интегрированный

По характеру доминирующей детской деятельности: познавательно-творческий

По продолжительности: среднесрочный (три недели)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители


Содержание проекта

Слайд 3

1. Проблема, которая волнует детей
После одного из занятий, на котором демонстрируются картины и фотографии пустыни, у детей возникают вопросы, на которые они бы хотели получить ответы:

  • "Где находятся пустыни? Почему их нет у нас в городе?"
  • "Почему в пустыне так много песка?"
  • "Кто живёт в пустыне?"

Вопросы детей берутся за основу проекта, помогают определить его тему и содержание.


Слайд  4

2. Планирование действий детей, родителей, педагогов по решению проблемы
Чтобы воспитанники могли получить ответы на свои вопросы, организуется проект, в котором бы приняли участие как дети, так воспитатели и родители.

Воспитатели группы совместно определяют тему, содержание и продолжительность проекта, выделяют основные этапы и виды деятельности, которые могут быть использованы при работе с детьми.

Для родителей проводится тематическое собрание, посвящённое проектной деятельности детей дошкольного возраста и конкретному проекту (кратко представляется содержание проекта и виды деятельности детей, продолжительность проекта). Совместно с родителями определяется степень их участия в проекте, принимаются предложения по коррекции и улучшению проекта.


Слайд 5

3. Поиск ресурсов (материально-технических, финансовых, временных)
Все необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для проекта предоставляются администрацией ДОО.

В качестве временных ресурсов для проекта используется время, выделенное в планировании для:

  • непосредственно образовательной деятельности;
  • образовательной деятельности в режимных моментах;
  • совместной деятельности детей и педагога;
  • самостоятельной деятельности детей.


Слайд 6

4. Цель, задачи, планируемые результаты и этапы проекта

Цель проекта: формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, знаний об особенностях природной зоны "пустыня"

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с природной зоной - пустыней. Расширять их представления о пустыне, ее животном и растительном мире.

  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов в пустыне.

  • Развивать способность к созданию выразительного художественного образа с помощью продуктивной деятельности.

  • Способствовать развитию связной речи благодаря художественной литературе и театрализованной деятельности.

  • Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи (в т.ч. между явлениями природы)

  • Развивать интерес к взаимодействию и совместной работе со сверстниками и взрослыми.

  • Учить определять способы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.

  • Формировать предпосылки к поисковой деятельности.

  • Расширять кругозор, развивать познавательный интерес и любознательность.

  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, его разнообразию. Формирование понимания неповторимости и красоты мира; чувства ответственности за окружающий мир, желание и умение его сохранять.

  • Включать родителей в образовательный процесс, как активных участников, приобщая к совместным проектам с детьми.

Планируемые результаты:

  • Знать и называть характерные особенности пустыни (жарко, повсюду песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, бывают песчаные бури).

  • Уметь различать и называть основных представителей животного и растительного мира пустыни: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица,  феник (длинноухая лисица), скорпион, джейран; кактус, алоэ, перекати поле, саксаул.

  • Знать и называть особенности приспособления к среде обитания в пустыне некоторых животных и растений.

  • Уметь играть с песком, соблюдая необходимые правила безопасности.

  • Знать и называть свойства песка.

Продукт проекта:

  • книга о пустыне (сказка), созданная на основе рисунков детей;
  • макет пустыни (с животным и растительным миром)


Слайд 8, 9, 10
Этапы проекта

Подготовительный этап

Деятельность педагога

Взаимодействие с родителями

  • Подбор и изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

  • Разработка замысла проекта, формулирование задач, плана действий, согласование способов совместной деятельности с детьми и родителями.

  • Подбор необходимых пособий и технических средств для реализации образовательного процесса.

  • Анализ проблемы: что уже известно, имеется; что нужно сделать.
  • Познакомить родителей с идеей, целью и задачами проекта, его содержанием.

  • Определить роль родителей в реализации проекта.

Формирующий этап

  • Определение цели и задач проекта.

  • Создание проблемной ситуации: Есть ли жизнь в пустыне?

  • Тематические занятия.

  • Беседы.

  • Игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые)

  •  Поисково-исследовательская деятельность.

  •  Продуктивная деятельность.

  •  Чтение художественной литературы.

  • Свободная деятельность детей.

Привлечение к участию в жизни группы - для сбора информации, создания макета пустыни (совместно с детьми).

Итоговый этап

Завершение продукта проекта. Представление результатов проекта (детям из других групп детского сада, родителям)


Образовательные области

Виды совместной деятельности педагога с детьми

Социализация

Трудовая деятельность

Безопасное поведение

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

  • "Зоопарк";
  • "Путешествие в пустыню".
  • уборка игрушек и песка после игры (в т.ч. песочнице);
  • уборка оборудования после занятий.

Беседы, обсуждения:

  • "Как играть с песком?";
  • "Почему могут быть опасны змеи?"

Игры по формированию безопасного поведения:

  • "Можно - нельяз";
  • "Хорошо -плохо".

Познавательное
развитие

Познавание

Поисково-исследовательская
деятельность

Беседы:

  • "Что такое пустыня?";
  • "Растения пустыни";
  • "Животные пустыни";
  • "Волшебство в пустыне".

Тематические занятия:

  • "Есть ли жизнь в пустыне?";
  • "Как Баба-Яга в пустыню прилетела".

Просмотр:

  • презентации "Жители пустыни"
  • мультфильма "Клад" (по сказкам А. Костинского)

Наблюдение за:

  • черепахой (в живом уголке);
  • кактусами (разные виды);
  • алоэ;
  • гастерия;
  • лампрантус.

Экспериментирование: опыты с песком.

Ситуативные беседы:

  • "Где у кактуса листочки?"
  • "Что внутри алоэ?"
  • "Что такое "оазис"?"

Тематическое занятие: "Песочное волшебство" (занятие-эксперимент)

Моделирование ситуаций:

  • "Прогулка по пустыне";
  • "Путешествие верблюжат".

 Дидактические игры:

  • "Какого растения нет?";
  • Лото "Животный мир";
  • Пазлы на тему пустыни;
  • "У кого кто?";
  • "Где я живу?".

Конструирование: "Зоопарк", "Пустыня", "Транспорт пустыни" (Lego Duplo, Lego)

Пальчиковый театр: "Путешествие в пустыню"

Речевое
развитие

Взаимодействие

Чтение
художественной литературы

Тематические занятия:

  • составление описательного рассказа "Корабли пустыни" (по картине, созданной детьми с использованием дидактического материала "Кто живет среди песков?")

Словесные игры:

  • "Один - много";
  • "Вспомни – назови";
  •  "Будь внимательней";
  • "Подбери пару";
  • "Кто тут лишний?".

Дидактические игры:

  • "Что перепутал художник?"

Различные пальчиковые игры, в т.ч. пальчиковый театр на темы, связанные с пустыней.

Стихотворения:

  • В. Безладнов "Скажите, будьте так добры...", "Оазис в пустыне";
  • Е. Евсеева "Пустыня";
  • С. Маршак "Жёлтая страница";
  • В. Бианки "Горы и пустыни";
  • В.Степанов "Атлас животного мира";
  • С. Баруздин "Верблюд".

Рассказы:

  • Р. Киплинг "Отчего у верблюда горб", "Страус и черепаха";
  • Г. Снегирев "Верблюжья варежка";
  • Н. И. Сладков "С севера на юг";
  • В. Флинт "В пустыне";
  •  Рассказы из пособия "Природные зоны" ("Растения и животные пустынь", "Перекати-поле - шаровая сеялка")

Сказки:

  • экологическая сказка "Как Тучка была в пустыне";
  • тувинская сказка "Как верблюд стал некрасивым";
  • японская сказка "Врун" (в обработке Н. Фельдман).

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Театр и музыка

Рисование:

  • "Корабли пустыни";
  • "Пейзаж пустыни".

Аппликация: "Чудо-зверь в панцире"

Лепка:

  • "Он на ёжика похож";
  • "Змейка";
  • "Черепаха".

Конструирование и труд:

  • "Верблюд", "Сад кактусов" (Lego);
  • раскрашивание, штрихование на тему пустыни;
  • работа с трафаретами и шаблонами на тему пустыни.

Слушание звуков пустыни: журчащей воды, дождя, ветра, песка, животных пустыни.

Театрализованные игры:

  • "Лягушонок и Тучка";
  • "Друзья верблюжат".

Драматизация сказки: Р.Киплинг "Страус и черепаха".

Физическое развитие

Физическая культура

Здоровье

Подвижные игры:

  • "Самолёты";
  • "Черепашьи гонки";
  • "Найди - промолчи".

Беседа на тему "Вода в пустыне"

Организация самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:
Размещение в книжном уголке:

  • книг с иллюстрациями:
  • В. Бианки "Горы и пустыни";
  • Е. Евсеева "Пустыня";
  • В. Безладнов "Оазис в пустыне", "Скажите, будьте так добр...";
  • В.Флинт "В пустыне";
  • С. Баруздин "Верблюд";
  • С. Маршак "Жёлтая страница";
  • Р. Киплинг "Страус и черепаха".
  • В.Степанов "Атлас животного мира".

  • альбомов на тему пустыни: "Природа пустыни", "Растения пустыни", "Жители пустыни";
  • загадок и стихотворений, связанных с пустыней.

Центр игры:

  • создание предметно-развивающей среды, атрибутов к играм, предметов-заместителей для игр;
  • подготовка и размещение материалов для сюжетно-ролевых игр: "Исследователи пустыни", "Зоопарк".

Центр дидактических и развивающих игр:
Размещение в центре дидактических и развивающих игр:

  • пазлов на тему пустыни;
  • тематического лото;
  • тематического домино.

Центр творчества:
Размещение в центре творчества:

  • тематического мини-альбома "Животные и растения пустыни";
  • материалов и инструментов для рисования, лепки, аппликации и художественного труда детей, трафаретов, раскрасок на тему пустыни.

Центр театра:
Размещение в центре театра различных игрушек, связанных с пустыней:

  • мягких игрушек;
  • резиновых игрушек;
  • игрушек для пальчикового театра;
  • игрушек для настольного театра (куклы би-ба-бо);
  • масок.

Центр конструирования:
Размещение в центре конструирования конструкторов различного размера: настольные, напольные, конструкторы Lego (в т.ч. Lego Duplo).

Центр двигательной активности:
Размещение в центре двигательной активности:

  • скакалок;
  • мячей-ёжиков;
  • следов (животных пустыни и человека)
    и др.


Слайд 11
Взаимодействие с родителями

Мероприятия по работе с родителями:

  • Вводное собрание, посвящённое проекту.

  • Изготовление памяток-подсказок по теме:
  • "Проект в детском саду: почему и зачем?";
  • "О пустыне малышам";
  • "Обитатели пустынного царства".

  • Проведение индивидуальных бесед  для:
  • повышения интереса родителей к реализуемому проекту;
  • ответа на вопросы родителей, появившиеся в ходе реализации проекта;
  • привлечения родителей к изготовлению промежуточных (поделки, игрушки) и конечного продуктов проекта.


Слайд 12

5. Презентация конечного продукта проекта
Презентация конечного продукта проекта (макета пустыни с животным и растительным миром) проводится для детей других групп (2-й младшей, средней и старшей групп, родителей) и организуется в виде экскурсии - "Путешествие в царство песков".

Дети группы, принимавшие участие в реализации проекта, показывают макет пустыни, который им удалось создать совместно с родителями и воспитателями, и используют его при рассказе об особенностях этой природной зоны (пустыни). После презентации воспитанники могут ответить на вопросы о пустыне, которые им будут задать дети других групп.


Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект для детей дошкольного возраста «В таинственных песках»

Слайд 2

Паспорт проекта Возрастная группа : средняя группа (4-5 лет) Тема проекта : «В таинственных песках» Вид проекта : По предметно-содержательной области : интегрированный По характеру доминирующей детской деятельности : познавательно-творческий По продолжительности : среднесрочный (три недели) Участники проекта : дети, воспитатели, родители

Слайд 3

Проблема, волнующая детей Вопросы о пустыне : «Где находятся пустыни? Почему их нет у нас в городе?» «Почему в пустыне так много песка?» «Кто живёт в пустыне?» и др. Вопросы детей - основа содержания проекта.

Слайд 4

Планирование действий по решению проблемы Воспитатели определяют тему, содержание и продолжительность проекта; этапы и виды деятельности детей. Для родителей проводится собрание о проектной деятельности детей и конкретном проекте , который будет реализовываться.

Слайд 5

Поиск ресурсов Материально-технические и финансовые ресурсы предоставляет администрацией ДОО . Временные ресурсы - время, выделенное для: непосредственно образовательной деятельности (НОД); образовательной деятельности в режимных моментах; совместной деятельности детей и педагога; самостоятельной деятельности детей.

Слайд 6

Цель проекта Цель проекта : формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, знаний об особенностях природной зоны «пустыня»

Слайд 7

Продукт проекта Продукт проекта : книга о пустыне (сказка), созданная на основе рисунков детей; макет пустыни (с животным и растительным миром).

Слайд 8

Этапы проекта I . Подготовительный этап Разработка темы, содержания проекта, способов деятельности с детьми и родителями. Подбор необходимой литературы и пособий. Ознакомление родителей с проектом, определении их роли в реализации проекта.

Слайд 9

Этапы проекта II . Формирующий этап Определение целей и задач проекта. Создание проблемной ситуации («Есть ли жизнь в пустыне?»). Проведение с детьми бесед , тематический занятий , игр . Организация различных видов деятельности детей. Привлечение родителей к реализации проекта.

Слайд 10

Этапы проекта III . Итоговый этап Завершение продукта проекта. Представление результатов проекта детям из других групп детского сада, родителям.

Слайд 11

Взаимодействие с родителями Мероприятия по работе с родителями : Вводное собрание, посвящённое проекту. Изготовление памяток-подсказок по теме проекта. Проведение индивидуальных бесед для повышения интереса родителей к проекту; ответу на интересующие вопросы.

Слайд 12

Презентация продукта проекта Проводится для детей других групп детского сада, родителей . Организуется в виде экскурсии - «Путешествие в царство песков» . Дети показывают макет пустыни (с животным и растительным миром), рассказывают о данной природной зоне.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцами народов мира"

Поэтапная мкетодика работы по ознакомлению с танцами народов мира...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры...

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет «Ознакомление с природным миром» «Осень»

Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени. Задачи:Обучающие:   - закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты ж...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности «Юный финансист»

Цель разработки – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности и правильного восприятия денег и денежных отношений....

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».

Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт - Петербургом

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом...