Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с пустыней и её обитателями
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Вашему вниманию предлагается методическая разработка - проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природной зоной "пустыня" и её обитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_tainstvennyh_peskah.docx | 32.16 КБ |
proekt_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_tainstvennyh_peskah.pptx | 574.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Проект для детей дошкольного возраста
"В таинственной пустыне"
Слайд 2
Паспорт проекта
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Тема проекта: "В таинственных песках"
Вид проекта:
По предметно-содержательной области: интегрированный
По характеру доминирующей детской деятельности: познавательно-творческий
По продолжительности: среднесрочный (три недели)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Содержание проекта
Слайд 3
1. Проблема, которая волнует детей
После одного из занятий, на котором демонстрируются картины и фотографии пустыни, у детей возникают вопросы, на которые они бы хотели получить ответы:
- "Где находятся пустыни? Почему их нет у нас в городе?"
- "Почему в пустыне так много песка?"
- "Кто живёт в пустыне?"
Вопросы детей берутся за основу проекта, помогают определить его тему и содержание.
Слайд 4
2. Планирование действий детей, родителей, педагогов по решению проблемы
Чтобы воспитанники могли получить ответы на свои вопросы, организуется проект, в котором бы приняли участие как дети, так воспитатели и родители.
Воспитатели группы совместно определяют тему, содержание и продолжительность проекта, выделяют основные этапы и виды деятельности, которые могут быть использованы при работе с детьми.
Для родителей проводится тематическое собрание, посвящённое проектной деятельности детей дошкольного возраста и конкретному проекту (кратко представляется содержание проекта и виды деятельности детей, продолжительность проекта). Совместно с родителями определяется степень их участия в проекте, принимаются предложения по коррекции и улучшению проекта.
Слайд 5
3. Поиск ресурсов (материально-технических, финансовых, временных)
Все необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для проекта предоставляются администрацией ДОО.
В качестве временных ресурсов для проекта используется время, выделенное в планировании для:
- непосредственно образовательной деятельности;
- образовательной деятельности в режимных моментах;
- совместной деятельности детей и педагога;
- самостоятельной деятельности детей.
Слайд 6
4. Цель, задачи, планируемые результаты и этапы проекта
Цель проекта: формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, знаний об особенностях природной зоны "пустыня"
Задачи проекта:
- Познакомить детей с природной зоной - пустыней. Расширять их представления о пустыне, ее животном и растительном мире.
- Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов в пустыне.
- Развивать способность к созданию выразительного художественного образа с помощью продуктивной деятельности.
- Способствовать развитию связной речи благодаря художественной литературе и театрализованной деятельности.
- Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи (в т.ч. между явлениями природы)
- Развивать интерес к взаимодействию и совместной работе со сверстниками и взрослыми.
- Учить определять способы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно.
- Формировать предпосылки к поисковой деятельности.
- Расширять кругозор, развивать познавательный интерес и любознательность.
- Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, его разнообразию. Формирование понимания неповторимости и красоты мира; чувства ответственности за окружающий мир, желание и умение его сохранять.
- Включать родителей в образовательный процесс, как активных участников, приобщая к совместным проектам с детьми.
Планируемые результаты:
- Знать и называть характерные особенности пустыни (жарко, повсюду песок, редко идёт дождь, встречаются оазисы, бывают песчаные бури).
- Уметь различать и называть основных представителей животного и растительного мира пустыни: верблюд, варан, тушканчик, черепаха, ящерица, феник (длинноухая лисица), скорпион, джейран; кактус, алоэ, перекати поле, саксаул.
- Знать и называть особенности приспособления к среде обитания в пустыне некоторых животных и растений.
- Уметь играть с песком, соблюдая необходимые правила безопасности.
- Знать и называть свойства песка.
Продукт проекта:
- книга о пустыне (сказка), созданная на основе рисунков детей;
- макет пустыни (с животным и растительным миром)
Слайд 8, 9, 10
Этапы проекта
Подготовительный этап | |
Деятельность педагога | Взаимодействие с родителями |
|
|
Формирующий этап | |
| Привлечение к участию в жизни группы - для сбора информации, создания макета пустыни (совместно с детьми). |
Итоговый этап | |
Завершение продукта проекта. Представление результатов проекта (детям из других групп детского сада, родителям) |
Образовательные области | Виды совместной деятельности педагога с детьми | ||
Социализация | Трудовая деятельность | Безопасное поведение | |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры:
|
| Беседы, обсуждения:
Игры по формированию безопасного поведения:
|
Познавательное | Познавание | Поисково-исследовательская | |
Беседы:
Тематические занятия:
| Просмотр:
Наблюдение за:
Экспериментирование: опыты с песком. Ситуативные беседы:
Тематическое занятие: "Песочное волшебство" (занятие-эксперимент) Моделирование ситуаций:
Дидактические игры:
Конструирование: "Зоопарк", "Пустыня", "Транспорт пустыни" (Lego Duplo, Lego) Пальчиковый театр: "Путешествие в пустыню" | ||
Речевое | Взаимодействие | Чтение | |
Тематические занятия:
Словесные игры:
Дидактические игры:
Различные пальчиковые игры, в т.ч. пальчиковый театр на темы, связанные с пустыней. | Стихотворения:
Рассказы:
Сказки:
| ||
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество | Театр и музыка | |
Рисование:
Аппликация: "Чудо-зверь в панцире" Лепка:
Конструирование и труд:
| Слушание звуков пустыни: журчащей воды, дождя, ветра, песка, животных пустыни. Театрализованные игры:
Драматизация сказки: Р.Киплинг "Страус и черепаха". | ||
Физическое развитие | Физическая культура | Здоровье | |
Подвижные игры:
| Беседа на тему "Вода в пустыне" |
Организация самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок:
Размещение в книжном уголке:
- книг с иллюстрациями:
- В. Бианки "Горы и пустыни";
- Е. Евсеева "Пустыня";
- В. Безладнов "Оазис в пустыне", "Скажите, будьте так добр...";
- В.Флинт "В пустыне";
- С. Баруздин "Верблюд";
- С. Маршак "Жёлтая страница";
- Р. Киплинг "Страус и черепаха".
- В.Степанов "Атлас животного мира".
- альбомов на тему пустыни: "Природа пустыни", "Растения пустыни", "Жители пустыни";
- загадок и стихотворений, связанных с пустыней.
Центр игры:
- создание предметно-развивающей среды, атрибутов к играм, предметов-заместителей для игр;
- подготовка и размещение материалов для сюжетно-ролевых игр: "Исследователи пустыни", "Зоопарк".
Центр дидактических и развивающих игр:
Размещение в центре дидактических и развивающих игр:
- пазлов на тему пустыни;
- тематического лото;
- тематического домино.
Центр творчества:
Размещение в центре творчества:
- тематического мини-альбома "Животные и растения пустыни";
- материалов и инструментов для рисования, лепки, аппликации и художественного труда детей, трафаретов, раскрасок на тему пустыни.
Центр театра:
Размещение в центре театра различных игрушек, связанных с пустыней:
- мягких игрушек;
- резиновых игрушек;
- игрушек для пальчикового театра;
- игрушек для настольного театра (куклы би-ба-бо);
- масок.
Центр конструирования:
Размещение в центре конструирования конструкторов различного размера: настольные, напольные, конструкторы Lego (в т.ч. Lego Duplo).
Центр двигательной активности:
Размещение в центре двигательной активности:
- скакалок;
- мячей-ёжиков;
- следов (животных пустыни и человека)
и др.
Слайд 11
Взаимодействие с родителями
Мероприятия по работе с родителями:
- Вводное собрание, посвящённое проекту.
- Изготовление памяток-подсказок по теме:
- "Проект в детском саду: почему и зачем?";
- "О пустыне малышам";
- "Обитатели пустынного царства".
- Проведение индивидуальных бесед для:
- повышения интереса родителей к реализуемому проекту;
- ответа на вопросы родителей, появившиеся в ходе реализации проекта;
- привлечения родителей к изготовлению промежуточных (поделки, игрушки) и конечного продуктов проекта.
Слайд 12
5. Презентация конечного продукта проекта
Презентация конечного продукта проекта (макета пустыни с животным и растительным миром) проводится для детей других групп (2-й младшей, средней и старшей групп, родителей) и организуется в виде экскурсии - "Путешествие в царство песков".
Дети группы, принимавшие участие в реализации проекта, показывают макет пустыни, который им удалось создать совместно с родителями и воспитателями, и используют его при рассказе об особенностях этой природной зоны (пустыни). После презентации воспитанники могут ответить на вопросы о пустыне, которые им будут задать дети других групп.
Слайд 13
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Возрастная группа : средняя группа (4-5 лет) Тема проекта : «В таинственных песках» Вид проекта : По предметно-содержательной области : интегрированный По характеру доминирующей детской деятельности : познавательно-творческий По продолжительности : среднесрочный (три недели) Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Проблема, волнующая детей Вопросы о пустыне : «Где находятся пустыни? Почему их нет у нас в городе?» «Почему в пустыне так много песка?» «Кто живёт в пустыне?» и др. Вопросы детей - основа содержания проекта.
Планирование действий по решению проблемы Воспитатели определяют тему, содержание и продолжительность проекта; этапы и виды деятельности детей. Для родителей проводится собрание о проектной деятельности детей и конкретном проекте , который будет реализовываться.
Поиск ресурсов Материально-технические и финансовые ресурсы предоставляет администрацией ДОО . Временные ресурсы - время, выделенное для: непосредственно образовательной деятельности (НОД); образовательной деятельности в режимных моментах; совместной деятельности детей и педагога; самостоятельной деятельности детей.
Цель проекта Цель проекта : формирование у детей среднего дошкольного возраста основ экологической культуры, знаний об особенностях природной зоны «пустыня»
Продукт проекта Продукт проекта : книга о пустыне (сказка), созданная на основе рисунков детей; макет пустыни (с животным и растительным миром).
Этапы проекта I . Подготовительный этап Разработка темы, содержания проекта, способов деятельности с детьми и родителями. Подбор необходимой литературы и пособий. Ознакомление родителей с проектом, определении их роли в реализации проекта.
Этапы проекта II . Формирующий этап Определение целей и задач проекта. Создание проблемной ситуации («Есть ли жизнь в пустыне?»). Проведение с детьми бесед , тематический занятий , игр . Организация различных видов деятельности детей. Привлечение родителей к реализации проекта.
Этапы проекта III . Итоговый этап Завершение продукта проекта. Представление результатов проекта детям из других групп детского сада, родителям.
Взаимодействие с родителями Мероприятия по работе с родителями : Вводное собрание, посвящённое проекту. Изготовление памяток-подсказок по теме проекта. Проведение индивидуальных бесед для повышения интереса родителей к проекту; ответу на интересующие вопросы.
Презентация продукта проекта Проводится для детей других групп детского сада, родителей . Организуется в виде экскурсии - «Путешествие в царство песков» . Дети показывают макет пустыни (с животным и растительным миром), рассказывают о данной природной зоне.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. "В славном городе Петра проживает детвора"
Методическая разработка...
Методическая разработка "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцами народов мира"
Поэтапная мкетодика работы по ознакомлению с танцами народов мира...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры...
Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет «Ознакомление с природным миром» «Осень»
Цель: расширение представлений детей о характерных признаках осени. Задачи:Обучающие: - закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты ж...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами финансовой грамотности «Юный финансист»
Цель разработки – формирование у детей дошкольного возраста предпосылок финансовой грамотности и правильного восприятия денег и денежных отношений....
Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».
Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт - Петербургом
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом...