Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих
птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать
выводы в познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи
Образовательные:
- формировать экологическую культуру детей;
- углублять и расширять знания детей о зимующих птицах;
- дать представления о том, какую роль играют для птиц перья;
- познакомить со строением махового и пухового пера
Развивающие:
- развивать память, мышление и воображение у детей, умение делать
выводы и умозаключения
Воспитательные:
- прививать любовь к птицам;
- вызвать желание заботиться о птицах: беречь и подкармливать их зимой
Предварительная работа: наблюдения в природе за птицами; рассматривание
иллюстраций «зимующие птицы»
Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки (синего и желтого цвета),
поднос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер,
два листа бумаги, перья разной длины, цвета, схемы строения пера, корм для
птиц: семена подсолнечника, шиповника, тыквы, овса, орехи, сало.
Методические приемы:
1.Игровая мотивация- я хотела покормить птиц, но не знаю, какой корм предпочитают птицы прилетающие на нашу кормушку.
2. Беседа с деьми, что делать с кормушкой.
3. Рассматривание картинок сптицами.
4. Классификация "Зимующие и перелетные птицы"
5. Обсуждение принципа питания птиц, отличий и сходства.
6. Речевая ира "Назови одним словом"
7. Физкультминутка"Снегири"
8. Экспериментальная деятельность"Как летит птица"
9. Исследовательская деятельность "Перо"
9. Ито занятия.
Ход:
В: Ребята, я сегодня шла в детский сад, смотрю, висит кормушка на нашем
участке, посмотрела, а в кормушке ничего нет, хотела покормить птиц, а потом
думаю, каких же я птиц буду кормить? И решила, что отнесу кормушку в
группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться, какие зимующие
птицы, а какие – перелетные, и чем их кормить. Вы готовы мне помочь?
(Ответ детей)
В: Ребята, как быть с кормушкой?
(Предложения детей)
В: Спасибо ребята, так и сделаем, поставим кормушку на подоконник, пока мы
с вами определяемся, каких птиц мы будем сегодня кормить. Карина, принеси
нам, пожалуйста, конверт с названием «Птицы». Как же мы будем их
рассматривать, чтобы всем было видно?
(Высказывания детей: разложить на столе, показывать каждую по отдельности,
разместить картинки на мольберте).
В: Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Как быть?
(Предложения детей)
В: Ребята, у меня есть две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета,
может нам их использовать? Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы
будем собирать зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных
птиц?
(Зимующих птиц будем собирать в синюю тарелочку, а перелетных в желтую)
В: Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет? А желтый цвет?
(Синий цвет - это зима, снег, холод, а желтый цвет – это солнце, тепло)
В: Помогайте мне, раскладывайте птиц по тарелочкам. Кто сомневается в своих
ответах может воспользоваться картой( ментальной картой). Правильно, молодцы.
Почему положили в эту тарелочку эту птицу?
(Ответ детей)
В: Ребята, назовите зимующих птиц. Вот спасибо, что мне помогли. А почему
перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие птицы круглый год
живут у нас?
(Перелетным птицам нечего есть…)
В: Чем похожи птицы?
(Летают, клюют, есть крылья, хвост)
В: А чем отличаются?
( Размером, оперением, величиной клюва, лап..)
В: Ребята, у нас за мольбертом спрятались ещё птицы, хотите узнать какие? Я
вам буду называть особенности птицы, а вы мне образуете, новое сложное одно
слово и скажите название птицы. Тогда птица и покажется.
Речевая игра « Скажи, одним словом» (помощь воспитателя)
У этой птицы желтая грудка ----желтогрудая синичка
У этой птицы черные крылья ----чернокрылая ворона
У этой птицы красная грудка----красногрудый снегирь
У этой птицы белый бок ------белобокая сорока, длинный хвост ------
длиннохвостая сорока. Молодцы, ребята.
В: Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А
давайте мы их глазками поищем в группе. (Картинки птиц размещены в разных
местах группы)
В: Нашли всех птиц. Молодцы! Ребята, предлагаю немного отдохнуть и
поиграть. Представьте, что вы птицы, выполняйте движения в соответствии с
текстом под музыку
Физкультминутка
Вот на ветках, посмотри (машут руками),
В красных майках снегири (наклоняют головы в стороны),
Распушили пёрышки (потряхивание руками),
Греются на солнышке (хлопают по бокам, голову поднять).
В: Ребята, снегирь улетел, а на память нам оставили пёрышко. Как вы думаете,
зачем птицам перья?
(Рассуждения детей)
В: Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
Проведение опыта с бумагой:
В: Вот, посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и
превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол?
Почему? Давайте проверим.
В: Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист
– медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому
может лететь.
Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями
и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так
складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на
земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш
«Центр науки».
Опыты с пером:
В: Потрогайте перышки. Какие они? (Мягкие, гладкие, и т.д.)
В: Отличаются перья чем-то друг от друга?
(Ответы детей)
В: Возьмите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья
расположены по краям крыльев. Рассмотрите и потрогайте перо. Какое оно?
(плотное, жесткое, большое). Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или
тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод –
легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А
за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим
пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?
Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя
волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть
выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая
поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера)
В: Закрепляем, что это перо «маховое». А какие перья лежат у вас ещё? Пуховое
(маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
В: Зачем такое перо птице? (Ответы детей)
В: Правильно, пуховые перья служат птице для сохранения тепла. А как вы
думаете, где они находятся?
(На туловище, голове, крыльях, лапах)
В: Ребята, какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали открытий. Кому
понравилось в нашем «научном центре?» (Ответы детей)
В: Ребята, а кормушка – то у нас пустая стоит, мы её ничем так и не наполнили.
Что делать? (предложения детей). Возьмите по щепотке корма и положите в
кормушку. На прогулке поставим кормушку в «Птичью столовую».
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего
понравилось? Почему? Вы довольны своей работой? Где вам могут
пригодиться знания о птицах?
(Ответы детей)