«Золотые руки русских мастеров»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Невмовенко Инга Константиновна

Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotye_ruki_russkih_masterov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Золотые руки русских мастеров»

с детьми старшего возраста.

Цели и задачи:

Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.

Развивать воображение и фантазию детей, вовлекать их в театральные действия, развивать интерес к изучению истории России.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, русский народ, закреплять представление о народных промыслах.

Ход мероприятия.

Воспитатель.  Ребята, мы с вами совершим путешествие в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды декоративно прикладного искусства, с которыми мы знакомы.

Звучит мелодия и в зале появляется Скоморохи.

Первый скоморох. О! Народу!

Второй скоморох. Ого! Народищу!

Первый скоморох. Ты куда?

Второй скоморох. А ты куда?

Первый скоморох. Я - сюда!

Второй скоморох. И я сюда!

Скоморохи вместе.     Сюда, где забавы ждут всегда.

Первый скоморох.      Мы ребята озорные,

                                       Мы ребята удалые,

                                       Всех на ярмарку зовём!

Второй скоморох

                                      А на ярмарке товары:

                                      Продаются самовары,

                                      Покупают люди сушки

                                      И отличные игрушки!

Первый скоморох. Эй, ребята подходите на матрешек поглядите.

Дети подходят к лавке с матрешками.

Матрешка.                С добрым утром ребятишки-

                                     И девчонки, и мальчишки!

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Кто ты девица-красавица?

Матрешка. 

 Я веселая Матрешка,

 Нарумянилась немножко.

 Ох, хочу повеселиться,

 И хочу я покружиться.

 Топай, топай сапожок,

 Выходи плясать дружок.

Песня «Веселые матрешки»

Воспитатель. Давайте подойдем и рассмотрим матрешек.

Дети подходят к лавке с матрешками и рассматривают товар.

Какие матрешки по размеру, цвету? Чем их украсили умельцы? Что можно делать с матрешкой? Чем необычна Матрешка? Я предлагаю для нас в группу купить матрешку.

Матрешка. А я могу  подарить вам ее, если вы угадаете, о какой матрешке я говорю.

Загадывает загадку

                                   Это славная матрешка

                                   Отличается немножко.

                                   У нее такой убор.

                                   В платье – северный узор,

                                   Чуть раскосые глаза,

                                   Черная, как смоль, коса.

Дети находят нужную матрешку, благодарят, прощаются.

Второй скоморох. Эй, ребята, подходите вы на дымку посмотрите

Дети с воспитателем подходят к лавке «Дымка».

Из «дымковской» лавки выходят Мастер.

Мастер.                         Мягко падает снежок,

                                       Вьётся голубой дымок,

                                       Дым идёт из труб столбом

                                       Точно в дымке всё кругом,

                                       Голубые дали и село большое

                                       «Дымково» назвали.

                                       Здравствуйте, гости дорогие!

Мастер показывает дымковские игрушки, хвалится.

                                       Вечера зимою длинные,

              Лепит мастер здесь из глины.

              Все игрушки не простые,

              А волшебно-расписные:

              Кружочки, клеточки, полоски—

              Простой, казалось бы узор,

              А отвести не в силах взор.

Воспитатель.  А вы узнали дымковские игрушки? Кого лепили дымковские мастера? Какие узоры они рисовали?

Дети отвечают.

Мастер. Молодцы! А как, по-вашему: это игрушки весёлые или грустные?

Дети. Весёлые, радостные, светлые, добрые, солнечные, забавные.

Мастер.                        Ставьте ушки на макушки,

                                      Мы споем для вас частушки!

Подмастерья  исполняют частушки о дымке.

Частушки.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

В Вятке делают игрушки

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Любовались гости чудом,

Громко восхищались.

Нашим Петей-петушком

Сраженные остались.

Наша дымкова игрушка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Воспитатель. А мы бы с ребятами хотели бы украсить дымковскую игрушку.

Мастер. Хорошо мы вам предоставим такую возможность. У нас уже готовы две лошадки их и будете украшать.

Дети украшают игрушки.

Мастер. Молодцы! Мы в подарок дарим вам  дымковскую лошадку.

Второй скоморох. Ой, ребята подходите, на красоту гжельскую посмотрите.

Воспитатель с детьми подходят к «гжельской» лавке.

Выходят Мастерица и подмастерья.

Мастерица. Проходите, гости дорогие! Полюбуйтесь на гжельскую посуду.

Наши мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами и цветами.

Все они разные, но в одном одинаковые…

Воспитатель. Ребята, а в чем они одинаковые, как вы думаете?

Дети. В цвете бело-синем.

Мастерица. Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебёдушка.

Исполняется песня «Гжель»  муз. и сл. З.Я. Роот

Воспитатель.  А мы бы хотели у вас купить что-нибудь на память.

Мастерица. Мои помощника подмастерья бегали, шалили и разбили посуду.

Помогите, пожалуйста, нам собрать её и мы вам подарок подарим.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают разрезные картинки с изображением гжельских изделий.

Мастерица дарит гжельскую посуду.

Первый скоморох.  Кому посуда для кашки-окрошки
                                   Чудо-блюдо да чашки, ложки?

Воспитатель с детьми подходят  «хохломской» лавке.

Мастерица (встречает с подмастерьями). Здравствуйте! А знаете ли вы название росписи, которой мы расписываем посуду?

Ответы детей. Это хохломская роспись.

Мастерица. Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали деревянную посуду красками, покрывали её льняным маслом и грели в печи. Масляная плёнка превращалась в лак. Отвозили ту посуду в большое село Хохлома, продавать. По названию этого села и посуду стали называть – хохломская!

Подмастерья.

1 подмастерье.  Наши ложки знает целый мир,

                          Наши ложки - лучший сувенир.

2 подмастерье.  Хохломские, расписные,

                          Наши ложки хороши!

3 подмастерье.  Мы для вас сейчас сыграем,

                          Вы радуйтесь от души!

Подмастерья-ложкари исполняет весёлую  русскую народную мелодию на ложках.

Воспитатель. Какие вы молодцы так славно на ложках  играли.  Ребята, а какой цвет используют мастера для украшения посуды?

Дети. Черный, золотой красный, зеленый.

Воспитатель. А что чаще всего рисуют хохломские художники на  своих изделиях?

Дети. Ягоды, листья, траву, цветы.

Мастерица. Мы хотим посмотреть, умеете  ли вы накрывать на столы к приходу гостей! Давайте поиграем в игру «Чей стол краше».

Играют дети подмастерья и гости ярмарки.

Мастерица. Хорошо играли и такой красивый стол накрыли. Мы на память вам дарим хохломскую шкатулку.

Скоморохи. Ну как дети вам понравилось на ярмарке?

Дети. Да очень понравилось.

Воспитатель. Что мы делали с вами на ярмарке?

Вспомните, в каких лавках мы с вами побывали?

Ответы детей сопровождаются показом презентации «Народные промыслы».

Дети.  Лавка «Матрешек», лавка «Дымка», лавка «Хохлома», лавка «Гжель».

Воспитатель. А что нам подарили народные умельцы?

Дети перечисляют.

Воспитатель. А что вам особенно понравилось? В какие игры вы играли?

Пришла пора прощаться нам. Давайте поблагодарим и скажем спасибо  всем за интересные рассказы и подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотые руки русских мастеров" комплексный долгосрочный проект

Проект разработан для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями декоративно-прикладного искусства, историей его возни кновения, развитием и ролью в культуре русского народа....

Золотые руки мастеров.

Русские промыслы -это утверждение добра и воплощения любви к своей земле! Народное искусство -это великая память народа.Память-это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и вчерашний,настоящее и п...

"Золотые руки мастеров"

Сделать занятие по знакомству с декоративно-прикладным   искусством интереснее, разнообразнее поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от ...

Конспект образовательного мероприятия по теме "Золотые руки - руки не из золота"

Конспект  образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация» в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопиейЦель: формирование смысловой стороны речи.Программное содержан...

Золотые руки русских мастеров

Конспект занятия старшей группы по изобразительной деятельности для закрепления знаний о дымковской росписи. С целью воспитания эстетического вкуса, интереса к изучению народных промыслов, любви и ува...

Проект Золотые руки русского народа

Проект Золотые руки русского народа...