Организация взаимодействия семьи и ДОО по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство педагогов с опытом работы по экологическому воспитанию дошкольников во взаимодействии семьи и сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_2019.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка»
Семинар
«Организация взаимодействия семьи и ДОО по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»
Козлова Светлана Саматовна
г. Балабаново, 2019 г.
Проблема
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Гипотеза:
Экологическое воспитание подрастающего поколения будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа в ДОУ
- работа по экологическому воспитанию будет вестись в повседневной жизни, то есть в семье
Актуальность:
Мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Общаясь с природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Поэтому, именно с дошкольного возраста необходимо создавать условия для полноценного и своевременного развития ребенка, ориентируясь на разнообразные формы и методы и обязательно привлекая к участию родителей.
Теоретическая база опыта
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.)
Цель
Знакомство педагогов с опытом работы по формированию у детей экологической культуры во взаимодействии семьи и детского сада
Задачи
- изучить теоретический аспект проблемы воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста,
- повысить педагогическую компетентность родителей в обасти экологического воспитания детей
- укрепить детско-родительские отношения посредством организации совместной деятельности экологической направленности
- организовать оптимальные педагогические условия воспитания основ экологического культуры у детей дошкольного возраста.
Новизна опыта
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Приоритетной формой воспитания и обучения детей стала игра.
Как мы знаем, игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления. В игре с практическими действиями наилучшим образом происходит познание и усвоение новой информации, новых навыков. Для детей старшего возраста игра становится полем применения своих знаний и самореализации. Поэтому в своей подготовительной группе я начала применять современную образовательную технологию – квест-игра. Данный вид деятельности стал одним из видов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и занимательно-игровое. Игровой мотив квеста усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Целевые ориентиры для родителей:
- Повышение роли родителей в экологическом образовании детей.
- Увеличение непосредственного участия родителей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
- Повышение уровня знаний у родителей важности детского экспериментирования.
Целевые ориентиры для детей:
Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Говоря о целевых ориентирах данной работы хотелось бы выделить следующее. У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой и неживой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
1. Улучшается речь, дети используют больше слов в своем словаре.
2. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
3. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
4. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Технология реализации педагогического опыта
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Процесс становления осознанного - правильного отношения сопровождается определенными формами поведения ребенка. Положительного результата в развитии нравственного отношения к природе можно достичь только систематической работой в пределах ДОУ и в повседневной жизни , а также при тесном сотрудничестве детского сада и семьи.
Формирование экологических представлений является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности со всеми образовательными областями («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественное – эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Интеграция экологического воспитания с другими разделами может состоять в следующем:
- участие детей в целевых прогулках;
- обсуждение правил безопасного поведения в природе;
- участие в совместном с воспитателем и родителями труде на участке детского сада в разное время года;
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о природе;
- придумывание сказок и историй о животных, растениях, птиц, человеке.
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природоохранных акциях.
- участие с родителями и воспитателями в природоохранных акциях.
- участие в проектной деятельности.
-совместная экспериментальная деятельность детей и родителей, детей и воспитателей.
Работая уже не первый год по этой теме всегда стараюсь уделить достаточно внимания необходимости формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств.
Предварительная работа с детьми
Методы работы: наглядный, словесный, практический
Приемы работы:
решение проблемной ситуации, игровые задания, физкультминутка, экспериментирование, аппликация, рассматривание, наблюдение, беседа, пояснение, проблемные ситуации и вопросы, загадки
Наглядный метод (наблюдение, демонстрационный опыт (« Тень»,),
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (свойства вод, воздуха, песка) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
Практический метод работы, например прием опыты. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Например при изучении с детьми свойств воды, \на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий.....убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
Беседы на темы
«Что такое солнечный свет», «Можно ли поймать солнечный зайчик», беседа о воздухе, его пользе для человека, беседа «Как обнаружить воздух в помещении», «Воздух есть во всех предметах», беседа о значении и свойствах воды, беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент беседа на тему «Путешествие в прошлое лампочки», рассматривание разных видов освещения, Беседы о видах театра
Чтение художественной литературы
Стихотворение «История про два воздушных шарика», чтение рассказа «Можно ли поймать солнечный зайчик?» , сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме «Воздух, вода, песок, свет», отгадывание загадок, чтение экологических сказок, русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» С.Маршак «Желтая страница», В.Берестов «Песочница», Н.Дилакторский «Песочная страна» Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Рассматривание иллюстраций по теме «Источники света», наблюдение за ветром, за движением облаков рассматривание энциклопедий, Рассматривание с детьми теней на прогулке: «Найди тень от дерева, куста…», «Измерь тень», «Сравни тени».
Просмотр фильма: «Урок чистой воды», просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь» просмотр познавательных мультфильмов “Приключения Адибу”.
Игра малой подвижности «Пузырь, сенсорное упражнение «Сжатый воздух» Познавательная игра «Где, какая вода бывает?» Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий) игры с песком «Забавные отпечатки», Проведение с детьми игровых упражнений с рукой и светом. Проведение с детьми сюжетно-ролевой игры «В театре».. дидактическая игра «Найди тень от дерева»
Рисование на тему: «Море и его обитатели» изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление атрибутов, декораций для постановок, теневых фигур для сказки.
Проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха, воды,света, песка
Предварительная работа с родителями
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей.
Принципы взаимодействия с родителями.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество.
- Готовность к экологическим мероприятиям.
- Динамичность работы.
Формы взаимодействия с родителями.
Как я уже говорила, в ДОУ доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, акциях, педагогические ширмы.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.
В анкетировании приняли участие 23 семьи. В течение недели в сентябре-месяце родители отвечали на вопросы анкеты. По результатам анкетирования выявили, что большинство родителей ориентируются в экологических терминах, но испытывают определенные трудности в экологическом воспитании детей. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям разобраться в этом.
С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями: родительских собраний, бесед, консультаций, и т. д. мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Для приобретения опыта воспитания ребенка полезна организация дней открытых дверей для родителей: это научит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, квест-игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.
Результативность педагогического опыта.
Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в дошкольном учреждении, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.
- расширились и закрепились знания детей;
- дети и взрослые получили большой эмоциональный настрой;
- проявился интерес родителей к совместной деятельности.
В дальнейшем, дети сами подталкивали меня к экспериментальной деятельности своими вопросами, родители также показывали свою заинтересованность в экологическом воспитании детей.
Вывод:
Моя работа ориентирована на повышение уровня экологического развития дошкольников с помощью сотрудничества. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.)
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Опыт работы с родителями по экологическому направлению показал, что позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя компетентными в экологическом воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к экологическим ценностям.
Я пришла к выводу, что необходимо организовывать взаимодействие детского сада и родителей в экологическом развитии дошкольников.
Планирование работы на будущее.
1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.
2. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группах.
Видео-съемка, выводится на экране в зале.
Обычный рабочий день в группе. Стук в дверь. Воспитатель обращает внимание на ящик. В ящике телефон, куб, конверт с письмом и фото. Предлагает детям присесть на ковре в кругу и вместе прочесть письмо.
Текст письма.
Здравствуйте, ребята! Пишет вам письмо профессор Чудаков. Получилось так, что мой робот, мой добрый друг робот Бронислав попал в беду. У него села энергетическая батарейка, а чтобы ее зарядить, нужен фонарь. А он, к моему большому огорченью сломался. Помогите мне, пожалуйста, ребята. Я очень на вас надеюсь. С уважением, профессор Чудаков.
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем профессору. Посмотрите, в коробке есть кубик, телефон и фотография. Думаю все это нам с вами пригодится (обращает внимание детей на фото) ребята, кажется, я уже где-то видела это место?
Ответы Музыкальный зал.
Воспитатель Правильно. Я поняла, сейчас это не музыкальный зал, штаб профессора Чудакова, мы должны пройти в него, выполнить все задания и поручения профессора. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда мы с вами отправляемся в штаб связи, где нас и будет ждать профессор Чудаков.
Дети с воспитателем проходят в музыкальный зал.
Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей. Приветствуем присутствующих.
Воспитатель, самостоятельно или при помощи детей, рассказывает всем гостям о том, что произошло сейчас в группе. (Кратко) После этого, звучит звонок из лаборатории (гудки в микрофон). Подходим с детьми к доске.
-Воспитатель: Ребята, поступил срочный звонок из лаборатории профессора Чудакова! Вы готовы выйти на связь с профессором? (да) Тогда включаем скайп!
(На интерактивной доске – включаем скайп, появляется сам профессор. Говорит с некоторым волнением и рассеянностью).
- Профессор: Все пропало, все пропало! У моего помощника-робота Бронислава вышла из строя энергетическая батарейка, некоторые составные детали-элементы потеряны! Ребята, вы должны помочь найти эти элементы, чтобы собрать волшебный фонарик и направить энергетический поток ко мне в лабораторию и зарядить моего помощника Бронислава. ВЫ согласны? (пауза, ответ детей). Тогда вашей команде нужно пройти свой путь, выполнить все задания и после этого снова связаться со мной! На своем пути вы встретите моих помощников. Ученых лабораторий. Чтобы связаться с ними вам потребуется телефон, который я оставил вам вместе с письмом и игральный кубик. Кидайте кубик и то число, которое выпадет на кубе, и есть номер телефона, по которому можно связаться учеными лабораторий. Ну что ж, до встречи на этом же месте! До связи.
Воспитатель: Капитан команды, подойди ко мне. У меня в руках кубик и телефон. Кидай кубик, а я наберу на телефоне число, выпавшее на кубике.
Набирает число. Запись гудков. Включается видеообращение на экране (снятое заранее ученого лаборатории воздуха (родитель)
Обращение
- Здравствуйте Ребята! Отгадайте мою загадку.
Он заходит к нам в окно, С ним нам дышится легко. Он прозрачный, он не пахнет. Без него вокруг все чахнет. Для дыхания он нужен Летом знойным или в стужу.
Ответы детей Воздух
Дети и воспитатель отправляются к столу с лабораторией воздуха.
Лаборатория «ВОЗДУХА»
Ученый. Здравствуйте Ребята! Я - ученый лаборатории воздуха. Я очень рада, что вы до меня добрались. Сейчас вы находитесь в лаборатории «Воздух», здесь я провожу опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты?
(ДА).
Эксперимент 1. "Поиск воздуха"
Ученый. Что мы вдыхаем носом?
Ответ. Все живое на земле дышит. Носом мы вдыхаем воздух.
Ученый Что такое воздух?
Ответ Воздух – это такой газ кислород. Человек, конечно же, нуждается в пище, в воде, но в кислороде он нуждается больше всего. Он - основа нашей жизни. Без еды человек может прожить 2 недели, без воды 5 дней, а вот без кислорода - всего несколько минут.
Ученый. Для чего он нужен?
Ответ Воздух нам нужен для того, чтобы дышать и жить
Ученый. Как понять, что человеку не хватает воздуха?
Ответ. Когда человеку не хватает воздуха, он начинает зевать, ему хочется спать, он не может работать, думать, у него становится плохой память.
Ученый. Как узнать, есть ли воздух вокруг?
(ответы детей)
1 Велосипедные шины накачивают воздухом при помощи насоса
2. Набирая в легкие воздух, мы можем задержать дыхание и потом с шумом выпустить воздух
3. Ветер, особенно сильный, - говорит о том, что вокруг нас есть воздух. Ветер срывает легкие листья с деревьев и тяжелые крыши с домов. Ветер - это движение воздуха
4. Можно взять обычный пакет и резко, держа его за ручки, набрать в него воздух. Пакет вздуется, если его сразу же завязать - он останется надутым какое-то время. Внутри него будет воздух
5. Сделать самолетик из бумаги и запустить. Если воздух есть - будет лететь, если - нет будет падать вниз.
Ученый Ребята, а давайте помашем листом возле своего лица. Что чувствуем?
Ответ Воздух
Ученый Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.
Ученый. Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух?
Ответ. Да
Ученый. А давайте, как это проверим. Смотрите, пустую прозрачную бутылку я опускаю в таз с водой. И она начинает заполняться водой. Что происходит
Ответ. Бутылка заполняется водой
Ученый. Почему из горлышка выходят пузырьки?
Ответ Вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом
Ученый А теперь, ребята, предлагаю вам самим найти воздух.
Воспитатель приглашает 5 детей
Ученый Возьмите ленточки и попробуйте найти воздух
Дети дуют на ленточки.
Ответ Вывод говорят - ленточки двигаются под струей воздуха
Воспитатель приглашает 5 детей
Ученый. Перед вами стаканчики с водой и трубочки, подуйте в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали?
Ответ Ветерок
Ученый. Откуда появился ветерок?
Ответ Ветерок это воздух. Он появился из наших легких
Ученый. А теперь опустите трубочку в воду, подуйте в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли?
Ответ Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
Воспитатель приглашает 5 детей
Ученый. А вам ребята я предлагаю найти воздух в шариках (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики?
Ответ (Воздухом)
Ученый. Давайте попробуем поймать воздух и запереть его в шарике. Расскажите о своих наблюдениях.
Ответ Мы набрали воздух из своих легких и закрыли его в шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть, потому что воздух весь не поместится.
Эксперимент 2. «Воздух работает»
Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).
Ученый-лаборант ребята, посмотрите на мой воздушный шарик. Что внутри него?
Ответ Воздух.
Ученый-лаборант Может ли воздух двигать предметы?
Ответ Да.Нет.
Ученый-лаборант. А давайте это проверим. Ученый набирает воздух в шар и резко выпускает его. Дети наблюдают. Почему движется шар?
Ответ Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться. Воздух как будто толкает шар, и шар движется вперед
Эксперимент 3. «Сухой из воды»
Ученый Ребята, кажите, а можно ли «Выйти сухим из воды». Как вы думает, что это значит
Ответы
“Можно надеть резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон и тогда, я думаю, не промокнем”.
“Можно проплыть на лодке по воде и остаться сухим”.
“Есть специальные костюмы, акваланги, одевают их водолазы и тогда можно выйти сухим из воды”.
Ученый. А теперь смотрите какой эксперимент я вам покажу. Берет стакан с сухой салфеткой. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Ученый предлагает определить, намокла ли салфетка
Ответ не намокла
Ученый что помешало воде намочить ее
Ответ Воздух в стакане помешал салфетке намокнуть
Ученый. А теперь смотрите я погружаю стакан в воду и наклоняю его. Что происходит
Ответ Вода заполняет стакан
Ученый. А почему это происходит
Ответ Пузырьки воздуха выходят, вместо воздуха в стакане появляется вода, салфетка намокает
Ученый-лаборант: Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Робота! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
Обращение
- Здравствуйте Ребята! Отгадайте мою загадку.
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть.
Про что я говорю, ребята?
Ответы детей
Дети и воспитатель отправляются к столу с лабораторией «Песочной»
Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»
Ученый. Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ПЕСОЧНАЯ». Здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты?
(ДА).
Эксперимент 1. «Песочные часы»
Ученый Показывает детям песочные . Посмотрите, это песочные часы .Они пришли к нам из древности. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 1,3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту. Дети наблюдают как пересыпается песок. Давайте с вами возьмем песочек в кулачек и посмотрим, как он струйкой высыпается с ладони. Не разжимайте кулачки до тех пор, пока не высыпется весь песок. Скажите, пожалуйста мне ребята, а что означает поговорка «Время как песок»,
Ответ Время течет, как песок сквозь пальцы и так быстро, что не угнаться за ним. Песчинка это жизнь и судьбу человека. Мы думаем, что у нас много времени на наши мечты, желания, на наших родных, а на самом деле его у нас очень мало. Время как песок по песчинкам ускользает через наши пальцы
Ученый давайте с вами соберем песочные часы из подручных материалов
Детали заготовить заранее: маленькие бутылочки из под мин. воды, крышки – заранее склеенные и с пробитой дырочкой, сухой песочек). Дети разбиваются на пары и собирают часы, наблюдают за движением песка.
Эксперимент 2. «Песочная страна»
Ученый-лаборант а давайте теперь посмотрим на песок. Кто-нибудь из вас знает, что такое песок
Ответ Песок - природный материал, относится к неживой природе, это раздробленный камень.
Ответ песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель вызывает ребенка
Ученый-лаборант. Скажи, из чего состоит песок
Ответ песок состоит из мелких камешков,п есчинок, которые имеют разную окраску, форму, размера
Ученый. Скажи, какой песок на ощупь
Ответ на ощупь песок шершавый, сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Ученый. С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?
Ответ Песчинки можно рассмотреть с помощью лупы
Воспитатель отправляет 2 детей.
2 ребенка выходят, смотрят в лупу.
Ученый Расскажите нам, какие песчинки
Ответ Песчинки очень маленькие, круглые, полупрозрачные
Ответ белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности и маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу
Возвращаются ко всем
Ученый Ребята, а какой бывает песок
Ответ Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков. Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль. Морской песок бывает разный: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков. А ещё бывает искусственный песок! Его используют для украшения стен домов и садовых дорожек.
Ученый. А кто из вас знает, где используют песок
Ответ. Из песка делают наждачную бумагу. Поверхность такой бумаги твёрдая, жесткая, зернистая. Еще песок используют в фильтрах для очистки воды. Песок применяется при изготовлении стекла .Песок используют в дорожных работах. Во время гололёда дороги посыпают песком. Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где мы с ним играем .Песком можно даже рисовать.
Ученый Можно ли из песка лепить?
Ответ да
Воспитатель выбирает ребенка
Ученый. Просит его слепить что-нибудь из сухого песка. Не получается. Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка?
Ответ. Потому что песок состоит из маленьких сухих песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Ученый Что нужно сделать с песком, чтобы можно было из него лепить
Ответ Песок нужно намочить. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки и лепить.
Ученый Ребята, а давайте попробуем порисовать сухим песком.
Ученый Вы видите заготовки с изображениями различных предметов, предлагаю вам обвести их клеевым карандашом, потом на клей насыпать песок и посмотреть, что получилось.
Ученый-лаборант: Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для робота Бронислава! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
Обращение
- Здравствуйте Ребята! Послушайте мою загадку.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Если бы не было её, знайте, дети,
Погибло бы всё живое на свете,
Люди, животные и цветы,
О чем идёт речь, знаешь ты?
Ответы детей
Дети и воспитатель отправляются к столу с лабораторией воды.
Лаборатория «ВОДЫ»
Ученый. Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «ВОДА». Здесь мы проводим опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Прозрачная вода»
Ученый Посмотрите у меня на столе две прозрачные банки закрыты крышками. Как вы думаете, что в них.
Ответы. Одна банка пустая, вторая с водой
Ученый Одинаковы ли они по весу.
Воспитатель отправляет ребенка
Ответ Банка с водой тяжелая, пустая банка легкая.
Ученый. Какой вывод можно сделать
Ответ Вода имеет вес.
Ученый. Смотрите у меня 3 стаканчика с водой. В один из них добавляем раствор валерианы, в другой – несколько капель духов, третий с чистой водой. Что произошло с запахом воды
Ответ Ребенок подходит, нюхает. Вода не имеет запаха, она начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.
Ученый-Лаборант А теперь давайте заполним банку водой, используя различные емкости. Чем удобнее наливать воду
Воспитатель выбирает 4 детей
Ответы Воду удобнее наливать ковшиком через воронку
Дети переливают воду.
Ученый Что мы делаем
Ответы Мы переливаем, наливаем воду
Ученый Что делает водичка?
Ответы Вода льется
Ученый А теперь давайте поиграем в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Дети поочереди рассматривают картинки через банку и называют предметы
Ученый Почему так хорошо видно картинку
Ответы Потому что вода прозрачная
Ученый то мы узнали о воде?
Ответы Вода имеет вес, это прозрачная жидкость, без вкуса и запаха. Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили
Эксперимент 2. «Вода принимает форму»
Перед детьми — таз с водой и различные сосуды.
Ученый-лаборант Вы знаете ребята однажды я гуляла под дождем и видела лужи странных форм, купалась в бассейне прямоугольной формы, и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму? Как это проверить?
Ответы Вода не имеет собственной формы. Она принимает ту форму, в которую ее вылили.
Ученый Правильно ребята. Давайте с вами в этом убедимся. Подходите к столам, у каждого из вас свой сосуд для воды, а воронки и стаканчики.
Дети наливают воду в сосуды.
Ученый Ребята, какой вывод вы можете сделать
Ответы Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать; вода принимает форму сосуда, в который ее налили
Ученый Правильно ребята. Давайте с вами зарисуем сосуды, которые вы заполнили.
В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.
-Ученый-лаборант Молодцы Ребята! Вы выполнили все мои задания, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Бронислава! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
Обращение
- Здравствуйте Ребята! Послушайте мою загадку.
Ежегодно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл,
Значит, день пришёл.
Ответы детей
Дети и воспитатель отправляются к столу с лабораторией «света»
Лаборатория «СВЕТА»
- Здравствуйте Ребята! Я ученый лаборатории «СВЕТ». Здесь мы проводим опыты со светом. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Свет повсюду»
Ученый. А кто знает вообще, что такое свет?
Ответы Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами.
Ученый Ребята скажите, пожалуйста, какое сейчас время суток
Ответы. Сейчас утро
Ученый Что является главным источником света для нас днем и утром?
Ответы (солнце)
Ученый- А ночью?
Ответы Ночью нам светит луна
Ученый. А что помогает видеть нам вечером?
Ответ лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах.
Ученый какой вывод можно сделать? Какой бывает свет
Ответы свет бывает естественным - солнце, луна, месяц, звезды, костер, и искусственным, т. е. то, что изобрели люди – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
Ученый. Правильно дети. Совершенно верно. Предлагаю вам поиграть со мной в игру. Давайте разделимся на 2 команды. Одна команда будет искать карточки с искусственным светом, 2 с естественным. И при помощи магнитов размещать на мольберте.
Ученый Ребята посмотрите у меня есть для вас волшебный черный ящик. (приоткрывает крышку) Посмотрите, вам видно что нам находится
Ответ. Нет, невидно, там темно
Ученый. Скажите пожалуйста, что нужно сделать чтобы в ящике стало светлее
Ответ. Надо снять крышку с ящика, тогда свет попадет внутрь и осветит все внутри.
Дети открывают ящик и видят там фонарики
Ученый Ребята, это не простые фонарики, волшебные. С помощью этих фонариков можно смастерить «Театр теней».
Эксперимент 2. «Свет и тень»
Ученый Ребята, давайте подойдем к экрану поближе и посветим фонариками, что мы видим?
Ответ Мы видим яркое светлое пятно
Дети светят на экран, ученый встает перед экраном и загораживает свет. Появляется его тень
Ученый От кого мои друзья
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами ходит
Ответ Тень. Когда на пути света появляется какое-то препятствие, образуется тень.
Ученый.Давайте попробуем с вами сделать тень.
Дети подходят к экрану, один светит фонарем, второй ребенок делает тень .(зайчика, собачки и тд.)
Ученый. Давайте еще раз повторим Что такое свет. И почему образуется тень
Ответ Свет-это такие лучи, которые позволяют нам видеть то, что нас окружает. У всего в мире есть тень, но тень образуется только при помощи света. Свет и тень взаимосвязаны. Когда на пути света образуется какое-то препятствия, то образуется тень
-Игра «Теневой театр».
Ученый обращает внимание детей на теневой театр.
Ученый Ребята, посмотрите на этот стол. Здесь у меня располагается теневой театр. Как вы думаете, чем необычен этот театр?
Ответы Теневой театр-это такой театр теней. Игра тенью кукол. Актерами теневого театра может быть что угодно, и куклы, вырезанные из бумаги, и фигурки пальчикового театра, и даже сами актеры-люди
Ученый. Посмотрите все фигурки моего театра черные Как вы думаете, почему?
Ответ Фигуры теневого театра должны быть непрозрачными, а лучше всего черными. Это нужно для того, что они не пропускали через себя световой луч
Ученый. Как образуется тень?
Ответ. На пути света от лампы появляется непрозрачная черная фигура (персонаж сказки), и поэтому на экране образуется его тень.
Ученый Правильно ребята. Какие вы молодцы. Предлагаю вам показать сказку «репка» с использованием театра теней.
Воспитатель приглашает детей для сказки, остальные присажива.тся на стульчики и смотрят.Сказка «Репка»
Ученый: - Ребята, спешите в штаб связи, объединиться и помочь Профессору Колбочкину! Мои задания вы выполнили, и вот вам за это деталь-элемент, который понадобится для Бронислава! Теперь бегите дальше и будьте внимательны! Удачи!
Воспитатель: Молодцы Ребята! Вижу, что все задания мы с вами выполнили. Теперь нам надо объединить усилия и помочь профессору и его другу роботу Брониславу. Мы должны собрать волшебный фонарик (собираю фонарь). (Включаем повторно скайп и выходим на связь с Профессором Чудаковым)
Профессор: Все пропало! Все пропало! Я ни как не могу починить моего робота Бронислава! Ребята! Вы нашли недостающие элементы? (пауза, ответ детей) Тогда посылайте скорее энергетический поток ко мне в лабораторию!
(Собранным фонарем, светим на робота, но ничего не происходит)
Профессор: Ребята, вы собрали четыре элемента, Вам не хватает «ПЯТОГО ЭЛЕМЕНТА» - самого главного!
Воспитатель: - Какого элемента не хватает? Мы собрали четыре элемента и объединили наши силы, мы действовали сообща!
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее. (Дружба).
-Ведущий: Правильно Ребята – это дружба! Давайте, скорее возьмемся за руки и цепь дружбы замкнется! (дети ходят по кругу и хором читаю стих) Фонарь зажигается, мы направляем его на робота, звучит веселая энергичная музыка. Из-за ширмы выходит РОБОТ и начинает двигаться под музыку.
Робот: У-РА! У-РА! Я сно-ва в стро-ю!
Робот: Э-то прос-то здо-ро-во! Спа-си-бо ре-бя-та! Вы ме-ня спас-ли, за-ря-ди-ли сво-ей э-нер-ги-ей друж-бы! А сей-час я хо-чу по-де-лить-ся е-ю с ва-ми!
Робот касается каждого ребенка под веселую музыку и показывает танцевальные движения, дети их выполняют..
- РОБОТ: У-хх! Хо-ро-шо же я по-тан-це-вал! И энергии от этого танца только больше стало! Молодцы! А чтобы у вас всегда была энергия творить и изобретать я дарю вам подарок. До свиданья, ребята .Мне пора , меня ждет мой профессор Чудаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста, а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...
Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...