НОД по ознакомлению с окружающим "Коренные жители Югры"
план-конспект занятия по окружающему миру

Зарипова Лилия Зуфаровна

Занятие по родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_korennye.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Занятия коренных народов Севера»

Задачи:

- формировать интерес и уважение к профессии оленевода, рыбака, охотника;

- сформировать представление о том, что труд- необходимое условие для достижения какого- либо результата;

- учить устанавливать элементарные связи и зависимости между элементами трудового процесса (инструмент- действие, действие- результат);

- закреплять в речи навыки практического употребления глаголов;

- развивать познавательный интерес.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов «Родной край»«Кто где живет»«Профессии».

Беседа«Богатство родного края»«Природа края»

Словарь: обогатить и активизировать словарь:

долбленка- лодка из цельного ствола лиственницы;

кисы- высокие меховые сапоги;

малица- мужская верхняя одежда;

Материал: цветик-семицветик, иллюстрации животных,предметов труда, труд ханты, видеосюжет.

Ход.

- Ребята посмотрите я конверт нашла, посмотрим, что же там внутри. Внутри конверта картинки. Посмотрим что изображено на картинках.

- Кого вы видите на картинках? (Коренные жители севера –ханты).

- Как вы думаете, чем занимаются коренные жители? (рыболовством, охотой, оленеводством).

- А вы хотите побольше узнать о их труде? (да).

- Мы отправимся в путешествие по Югре и узнаем о их занятиях.

- На чем можно отправится? (на машине, на поезде и т.д.)

- Нам поможет цветик-семицветик. Нужно сказать волшебные слова.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся сделав круг,

Быть по-моему вели..

Вели чтоб мы оказались у реки.

Оказались у доски, на доске висит иллюстрация с изображением рыбака. Рядом на столе разложены картины с изображением предметов для рыбалки и охоты.

- Ребята, посмотрите на картину кто изображен и что он делает? (ответы детей).

-Правильно. Ханты  живущие в нашем краю занимаются ловлей рыбы.

- Зачем они  ловят рыбу? (для использования в пищу)

-А еще местное население рыбу коптит, вялит, сушит для того, чтобы питаться ею всю долгую, морозную зиму.

- Посмотрите на столах лежат карточки с изображением предметов. Нужно выбрать предметы необходимые для рыбалки и дать правильное название. (Дети по очереди берут картинки и называют предметы.)

-Назови, что у тебя, Варя?

- Послушайте задание, у кого на картинках предметы необходимые для рыбалки помещают их на доску, у кого изображены предметы непригодные для рыбалки кладут их на стол.

- Посмотрите, ни кто не ошибся, все выполнили правильно?

-Ребята, а для чего нужны предметы лежащие на столе? (для охоты)

-С профессией рыбака мы с вами познакомились. Теперь мы продолжим наше путешествие, поможет нам цветик-семицветик. (Слова)

-Вот мы на зимней поляне, какие большие сугробы,  отправимся мы дальше  на лыжах. (дети имитируют движения лыжников и приходят в зимний лес, на столах лежат картины с изображением животных родного края: заяц, лиса, белка, медведь, волк, еж).

- посмотрите, как много лесных животных, только кто это узнали? Предлагаю угадать какие звери живут в нашем лесу. Необходимо взять карточку( карточки все перевернутые) и описать  животного, а остальные должны отгадать. Кто готов?

- Правильно отгадали, молодцы!

-Скажите кого могут испугаться животные в лесу? ( охотника)

-Верно, ведь местное население еще чем занимается? (охотой)

- Для чего люди охотятся? (для того чтоб была пища, из меха зверей шьют одежду).

- Настоящий охотник охотится чтоб прокормить семью.

-Предлагаю поиграть в игру «Сова и оленята». Выберем сову, остальные будут оленята. Я буду играть в бубен оленята ходят по группе, а сова спит. Как только бубен перестает звучат сова начинает охотится на оленят. Оленята должны замереть и не двигаться, кто будет двигаться сова поймает и сажает на стульчик. Играется 2 раза

- А сейчас предлагаю отправиться на стойбище к оленям и познакомится еще с одной профессией - оленевод. Нам поможет цветик- семицветик…

Присаживаемся на коврик и смотрим видеоролик про оленей.

 -Что вы узнали про оленей? ( едят ягель, широкие комыта, рога у оленей –пап и мам).

- Какую пользу приносят олени? (из меха оленей шьют одежду, обувь, мясо оленей местное население употребляют в пищу). Как называется одежда хантов?( малица- верхняя зимняя одежда). Как называется обувь? ( кисы- зимняя обувь у народов севера).

- Правильно. А еще на Севере олени помогают перевозить местных жителей, так как олени очень выносливые, могут выдержать долгий путь по заснеженному лесу.

-А чем занимаются оленеводы? (разводят и пасут оленей.)

Вот и подошло  наше путешествие к концу. Возвращаемся в группу, нам поможет цветик-семицветик.

Присаживаемся на коврик.

- О чем вы узнали во время нашего путешествия? (мы поговорили о занятиях коренных жителей севера.)

- О каких занятиях? ( охота, рыбалка, оленеводство)

Д/упражнение.

Что делает охотник – охотится

Оленевод – пасет и разводит оленей

Рыбак – рыбачит, ловит рыбу.

 Человеку любой профессии нужно потрудиться, чтобы сделать что- то. Без труда, говорят, не вытащишь и рыбку из пруда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Все мы жители Югры"

Современная эпоха ставит исключительно высокие требования к развитию творческого потенциала человека, повышению его общей мировоззренческой культуры, к уровню образования. Образован...

Конспект НОД "Таежные жители Югры"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего дошкольного возраста...

Бессмертная Кристина. Анализ проекта «Мы – жители Югры» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. ЛГ МАДОУ ДСКВ № 7 « Филиппок» Регион, город: Ханты-Мансийский АО, Лангепас.

Новизна данной НИР заключается в том, что приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края осуществляется через проектную деятельность....

Педагогический проект Все мы жители Югры

В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образователь...

Презентация проекта: «Мы – маленькие жители Югры».

Презентация проекта: «Мы – маленькие жители Югры»....

Проект «Мы маленькие жители Югры»

Проект «Мы маленькие жители Югры»...

Презентация "Ханты и манси - жители Югры"

Презентация "Ханты и манси - жители Югры" для воспитанников старшего дошкольного возраста расширяет и обогащает представления детей о жизни и быте коренных народов ХМАО-Югры....