Мир магнита
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирих Гульнара Февзиевна

 Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мир магнита

Цельразвитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».

2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.

3. Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Интегрируемые образовательные области

«Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».

Демонстрационный материал: Конструктор металлический «Механик 2», магниты разной величины, формы, цвета, игрушечный робот, картинки по теме, видеозапись мультфильма «Лунтик о Магните».

Раздаточный материал: магниты, предметы деревянные, пластиковые, металлические, кусочки ткани, листы картона, стаканы с водой, мяч.  

Предварительная работа: вырезывание бабочек

Ход НОД

1. Постановка проблемной ситуации.

-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно.

Сегодня утром, когда я пришла в детский сад увидела Робота Шунтика, который мне сообщил, что когда он пролетал на самолете над нашей группой, у него сломался мотор и различные детали шурупы, болтики, пластины распались прямо над ковром (на ковре лежат металлические детали из конструктора «Механик 2»). Шунтик попросил нас помочь ему собрать эти детали. Давайте мы с вами подумаем - каким же образом мы можем это сделать быстро, из какого материала они сделаны…

(Ответы детей: из металла, из железа.)

Правильно, они сделаны из металла, значит они железные. Мне кажется, мы сможем собрать эти металлические детали с помощью кусочка волшебного железа.

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Кто знает, как он называется? (Магнит)

Давайте познакомимся поближе с этим удивительным камнем. Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет (тёмно-серый), дают определение — «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно–серый».

 (Ответы детей.)

-Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук.

II. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10.

-Не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись.

- Каких цифр не хватает?

1… 3 4… .6… 8 9

Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.

-Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.

III. Зрительная гимнастика.

Побыстрее выходим в круг!

Ты мой друг и я твой друг.

Друг на друга оглянулись (глазами)

Обнялись и улыбнулись.

Вниз глаза мы опустили

Землю нашу проводили.

Глазки вверх, смелей вперёд.

В волшебный мир портал ведёт

.Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10.

IV. Правила поведения и безопасности при проведении опытов.

-Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук. Нам нужно надеть волшебные колпаки (Дети надевают)

-Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Посмотрите на эту картинку.

1. нельзя ничего пробовать на вкус;

2. нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;

3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;

4. будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. - А для того чтобы мы запомнили хорошо я повешу на доску схему «Магнит притягивает только металлические предметы»

1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.

Опыт № 2. Достать магнитом скрепку из стакана с водой.

-Коллеги, посмотрите, стоит стакан с водой, а в нём скрепка. Как достать скрепки не опуская туда руки?

Ответы детей, обсуждение, догадки.

- Попробуем достать магнитом?

- Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: Вывод: Магнит действует через пластик и стекло.

Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».

Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.

Опыт № 3. Игра «Рыболов». 

Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.

В конце игры обсуждается следующее свойство: 

«Магнит не боится воды, действует через воду».

Опыт №4.«Есть ли у магнита препятствия?»

Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы). Магнит не боится препятствий.

V. Игра-опыт «Бумажные гонки».

-Ребята, а как вы думаете можно завести бумажную машинку?

-Следующий фокус и состоит в том, чтобы устроить бумажные гонки.

(Положите машинку на лист картона, магнит под картон. Двигайте машинку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыт).

-Получается? что происходит? (Машины двигаются).

-А почему? (Внизу у машины тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.)

-Что двигает машины? (магнитная сила) .

-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.

-Какой мы можем сделать вывод?

-Магнитная сила проходит через картон. Вешаю схему «Магнит действует через картон»

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?

-Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон.

VI. Игра-опыт «Летающая бабочка». Ручной труд «Бабочка».

- А сейчас, я покажу вам фокус. Подойдите ко мне поближе.

- Кто догадался, почему моя бабочка летает?

-К ней прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает.

Дети рассматривают конструкцию.

- Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? (скрепка, бумажная бабочка, нитка, скотч) .

-Тогда вырежем бабочек, прикрепим на них скрепку и скотчем закрепим их на картоне. Попробуем поднять свою бабочку в воздух.

XII. Пальчиковая гимнастика. «Бабочка»

Спал цветок,и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Это бабочка сидела,

Потом дальше полетела.

Дети (под спокойную мелодию) изготавливают бабочек и конструкцию, проделывают фокус с бабочкой.

-Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.

-Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.

-Ребята, давайте оставим своих бабочек в подарок волшебникам.


VII. Зрительная гимнастика.

-А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг.

А теперь пора прощаться,

В детский сад нам возвращаться.

Ребята быстро по местам

Перемещению старт дан.

-Закрыли глаза. Считаем в обратном порядке.

VIII. Итог занятия.

-Вот мы и дома.

-Где вы были?

-С каким волшебным камнем вы познакомились?

-С какими свойствами магнитов вы познакомились? ( по схемам

-Магнит притягивает железные предметы.

-Магнитные силы проходят через разные материалы.)

-Действует ли магнит на расстоянии?

(-Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.)

Воспитатель:

-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?

- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.

Давайте теперь поможем Шунтику собрать его запчасти от самолета с помощью магнита. Берите магнит и проводите им над ковром - к нему притягиваются все детальки.  Все детали самолета собраны, теперь Шунтик может отремонтировать свой самолет и отправиться в путь. А в благодарность за помощь он дарит вам мультфильм «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы....

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

План развития мини-музея в подготовительной группе “Магниты”

План развития мини-музея в подготовительной группе“Магниты”Интересное о магнитах История магнитного хобби:занимательные фактВ ноябре 1954 года Джон И. Уитли получил патент на идею использов...

Знакомство с магнитом

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.Задачи: Познакомить детей с понятием «магнит».Сформировать представление о свойствах магнита.Актуа...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...