Мир магнита
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир магнита
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
3. Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.
2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Интегрируемые образовательные области
«Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».
Демонстрационный материал: Конструктор металлический «Механик 2», магниты разной величины, формы, цвета, игрушечный робот, картинки по теме, видеозапись мультфильма «Лунтик о Магните».
Раздаточный материал: магниты, предметы деревянные, пластиковые, металлические, кусочки ткани, листы картона, стаканы с водой, мяч.
Предварительная работа: вырезывание бабочек
Ход НОД
1. Постановка проблемной ситуации.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно.
Сегодня утром, когда я пришла в детский сад увидела Робота Шунтика, который мне сообщил, что когда он пролетал на самолете над нашей группой, у него сломался мотор и различные детали шурупы, болтики, пластины распались прямо над ковром (на ковре лежат металлические детали из конструктора «Механик 2»). Шунтик попросил нас помочь ему собрать эти детали. Давайте мы с вами подумаем - каким же образом мы можем это сделать быстро, из какого материала они сделаны…
(Ответы детей: из металла, из железа.)
Правильно, они сделаны из металла, значит они железные. Мне кажется, мы сможем собрать эти металлические детали с помощью кусочка волшебного железа.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Кто знает, как он называется? (Магнит)
Давайте познакомимся поближе с этим удивительным камнем. Показывает магнит детям, дает потрогать (Какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет (тёмно-серый), дают определение — «Магнит - это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес и цвет тёмно–серый».
(Ответы детей.)
-Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук.
II. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10.
-Не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись.
- Каких цифр не хватает?
1… 3 4… .6… 8 9
Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.
-Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.
III. Зрительная гимнастика.
Побыстрее выходим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили
Землю нашу проводили.
Глазки вверх, смелей вперёд.
В волшебный мир портал ведёт
.Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10.
IV. Правила поведения и безопасности при проведении опытов.
-Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук. Нам нужно надеть волшебные колпаки (Дети надевают)
-Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Посмотрите на эту картинку.
1. нельзя ничего пробовать на вкус;
2. нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;
3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;
4. будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание.
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
- «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы. - А для того чтобы мы запомнили хорошо я повешу на доску схему «Магнит притягивает только металлические предметы»
1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
Опыт № 2. Достать магнитом скрепку из стакана с водой.
-Коллеги, посмотрите, стоит стакан с водой, а в нём скрепка. Как достать скрепки не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
- Попробуем достать магнитом?
- Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: Вывод: Магнит действует через пластик и стекло.
Воспитатель: - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние – давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые гвоздями и деревянная палка с железным наконечником прилипают к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни (черные по цвету) не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух взял несколько камней, принес их в деревню и очень удивил своих соседей. От имени пастуха «Магнис» - появилось название «магнит».
Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это из-за его способности притягивать к себе. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.
Опыт № 3. Игра «Рыболов».
Магнитными удочками дети вылавливают морских обитателей из аквариума.
В конце игры обсуждается следующее свойство:
«Магнит не боится воды, действует через воду».
Опыт №4.«Есть ли у магнита препятствия?»
Наполненная емкость с различными веществами (песок, гречка, кукуруза, пшено, семечки, семена тыквы, манная крупа, семечки арбуза), на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.
Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречки, пшена, семечек, семян тыквы, манной крупы). Магнит не боится препятствий.
V. Игра-опыт «Бумажные гонки».
-Ребята, а как вы думаете можно завести бумажную машинку?
-Следующий фокус и состоит в том, чтобы устроить бумажные гонки.
(Положите машинку на лист картона, магнит под картон. Двигайте машинку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыт).
-Получается? что происходит? (Машины двигаются).
-А почему? (Внизу у машины тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.)
-Что двигает машины? (магнитная сила) .
-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон. Вешаю схему «Магнит действует через картон»
-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
-Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
-Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон.
VI. Игра-опыт «Летающая бабочка». Ручной труд «Бабочка».
- А сейчас, я покажу вам фокус. Подойдите ко мне поближе.
- Кто догадался, почему моя бабочка летает?
-К ней прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает.
Дети рассматривают конструкцию.
- Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? (скрепка, бумажная бабочка, нитка, скотч) .
-Тогда вырежем бабочек, прикрепим на них скрепку и скотчем закрепим их на картоне. Попробуем поднять свою бабочку в воздух.
XII. Пальчиковая гимнастика. «Бабочка»
Спал цветок,и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Это бабочка сидела,
Потом дальше полетела.
Дети (под спокойную мелодию) изготавливают бабочек и конструкцию, проделывают фокус с бабочкой.
-Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.
-Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.
-Ребята, давайте оставим своих бабочек в подарок волшебникам.
VII. Зрительная гимнастика.
-А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг.
А теперь пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Ребята быстро по местам
Перемещению старт дан.
-Закрыли глаза. Считаем в обратном порядке.
VIII. Итог занятия.
-Вот мы и дома.
-Где вы были?
-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились? ( по схемам
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнитные силы проходят через разные материалы.)
-Действует ли магнит на расстоянии?
(-Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.)
Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.
Давайте теперь поможем Шунтику собрать его запчасти от самолета с помощью магнита. Берите магнит и проводите им над ковром - к нему притягиваются все детальки. Все детали самолета собраны, теперь Шунтик может отремонтировать свой самолет и отправиться в путь. А в благодарность за помощь он дарит вам мультфильм «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"
Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы....
"Свойства магнита"
Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...
План развития мини-музея в подготовительной группе “Магниты”
План развития мини-музея в подготовительной группе“Магниты”Интересное о магнитах История магнитного хобби:занимательные фактВ ноябре 1954 года Джон И. Уитли получил патент на идею использов...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
Знакомство с магнитом
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.Задачи: Познакомить детей с понятием «магнит».Сформировать представление о свойствах магнита.Актуа...
Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Цель: познакомить детей с физичес...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...