Опыт работы на тему «Экологическая катастрофа»
проект по окружающему миру (старшая группа)
МАОУ «Прогимназия города Благовещенска»
Подготовила: воспитатель Кабакова Ирина Валерьевна
I-ая квалификационная категория
Тема педагогического опыта работы:
«Экологическая катастрофа»
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»
К.Г. Паустовский
С давних времен люди получили большое количество знаний об окружающем мире. Это позволяет им прогнозировать и определять причины того, что привело к каким-либо изменениям в природе и каковы последствия этих изменений.
Второе столетие российские ученые говорят об экологической катастрофе, поэтому появилось множество сообществ, цель которых не допустить новых негативных явлений.
Экологическая катастрофа – это необратимые изменения экологической системы, которые приводят к гибели живых существ (даже самых мелких видов).
Актуальность
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Проблемы с экологией существуют во всем мире, поэтому дети должны об этом знать. Сегодня, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из важнейших проблем современности. Разумное отношение к природе и окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для воплощения целей экологического воспитания. Известно, что маленький ребенок познает мир с открытой душой. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хорошим хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, которые участвуют в его воспитании, поэтому перед нами стоит задача показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы.
Об экологическом кризисе свидетельствуют часто возникающие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Острые экологические проблемы в нашей стране порождает бессистемная и расточительная эксплуатация природы, ее ресурсов.
В воду, например, выбрасываются пластиковые отходы, которые изменяют естественную среду океана и оказывают крайне негативное воздействие на морских обитателей, накапливаются в их организмах (многие из которых употребляет человек), а также провоцируют изменение климатических условий, снижают ресурсность океана.
Разливы нефти являются крайне опасной экологической проблемой. В местах, где случился разлив, растительный и животный мир практически вымирают.
Клубы дыма и смог – еще одна проблема. Их источником являются различные предприятия, например, мусоросжигающие.
Чтобы ликвидировать последствия экологических катастроф и восстановить состояние окружающей среды, нужны большие финансовые затраты и усилия опытных специалистов.
Избежать экологических катастроф поможет лишь деятельность людей, которая совершается на основе глубокого понимания природных законов, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это только лишь часть природы. Это значит, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других негативных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, – она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в целенаправленное, сознательное, планомерно развивающееся взаимодействие с миром природы. Такое взаимодействие осуществимо, когда в каждом человеке есть достаточный уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с самого детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий.
Проблема
Дошкольные учреждения уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольных учреждений в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов жизни общества.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: для того, чтобы спасти нашу планету от глобальной экологической катастрофы, необходимо воспитывать будущее поколение высоконравственным, образованным в области экологии начиная с детского сада, и именно мы, воспитатели, наряду с родителями несем ответственность за зарождение и развитие экологического сознания у наших детей.
Цели и задачи
Цель формирования основ экологической культуры у детей – воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально-адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь ее.
Для реализации обозначенной цели по ФГОС требуется решение следующих задач:
1. Образовательная – пробудить в детях живой познавательный интерес, любознательность к окружающему природному миру. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, которая направлена на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры отношений с миром природы.
2. Развивающая – сформировать у детей навыки осознанной деятельности по охране окружающего мира.
3. Воспитательная – становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников и хочу поделиться своим опытом.
В данной работе пойдет речь об эффективных методах экологического воспитания, проверенных мною на практике.
Система педагогической работы
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155 базируется на личностно-ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами:
1. Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.
2. Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всем разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.
3. Область «Речевое развитие» введет детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
4. Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, привнесет глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.
Я считаю, что только всестороннее и комплексное развитие детей может иметь высокую результативность, поэтому придерживаюсь в своей работе перечисленных выше принципов.
Понятие «экологическая культура» включает в себя такие аспекты:
1. Способ жизнедеятельности человека, безопасный для нашей планеты, когда с помощью системы правовых, моральных и духовных норм, социальных институтов и моделей экономики общество регулирует свои потребности и способы их удовлетворения.
2. Личная ответственность каждого жителя планеты за свою деятельность в отношении природы, сознательное ограничение материальных запросов.
3. Целенаправленное освоение экологических знаний и практическое использование природоохранных навыков в своей жизни.
4. Уважение и любовь к природе должны стать основой экологической культуры. Человек совершенствовал культурные навыки в процессе адаптации, создавая искусственную среду обитания как способ защиты от непредсказуемости стихии. Экологические проблемы современности ставят перед человеком задачу обретения глубокого понимания окружающего мира и установления гармоничной связи между сообществом людей и природой.
В нашей стране по сей день формируется общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологической культуры личности. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников:
1. Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
2. Программы Е. Рылеевой «Открой себя», создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир рукотворный».
3. Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
4. Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в одной среде.
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой.
Основополагающими принципами моей работы по экологическому воспитанию являются:
1. Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
– формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
– использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
– помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности;
– создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
2. Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.
3. Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.
Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому я использую принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ
По сферам ФГОС примерами реализации проекта экологического воспитания детей являются:
1. Коммуникативно-личностная сфера.
Например, дети вместе сажают по луковице с специальный ящик с землей и наблюдают за ростом растений.
2. Познавательная сфера.
Проведение занятий для детей, к примеру, «Наш огород» (дошколята сажают овощи, наблюдают за их ростом, организуют для них правильный уход).
Чтобы закрепить теоретические знания проводятся дидактические игры, такие как «Волшебный мешочек» (см. приложения), «Что растет на огороде», «Картинка-пазл», «Отгадай загадку» и т.п.
3. Речевая сфера.
Чтение детской художественной литературы о растениях и животных, разучивание стихотворений, например, сказки «Про овощи и фрукты» Н. Балашовой, «Про вершки и корешки», стихи «Во дворе переполох» И. Демьянова, «Слезы льются градом» С. Агаркова.
4. Художественно-эстетическая сфера.
Дети рассматривают иллюстрации, занимаются рисованием и лепкой, показывают театрализованные представления, например, по сказке «Репка», разучивают песенки, например, «Огородную-хороводную».
5. Сфера физического развития.
Проведение физических игр с детьми: пальчиковая игра «Капуста», динамичная игра «Наш огород» (см. приложения).
Сегодня с помощью телевидения, компьютера и книг дети получают большое количество знаний о различных объектах и явлениях природы, и у них появляется множество вопросов о мире природы, поэтому строить занятия я стараюсь таким образом, чтобы, во-первых, удовлетворить детское любопытство и дать ответы на интересующие их вопросы, а во-вторых, помочь им правильно усвоить необходимые знания. В своей работе я уделяю внимание не только тому, чтобы передать знания детям, но и приобщаю их к постоянной творческой деятельности, что считаю очень важным аспектом воспитания. Для этого я сделала занятия наиболее разнообразными, усовершенствовала методы их проведения. Эти занятия способствуют активности детей и развитию логики. Нетрадиционные занятия являются хорошим средством развития мыслительной деятельности, например, игра-викторина, занятие-сказка, урок-путешествие и т.п. Такие занятия можно проводить как в группе, так и на участке, если позволяют погодные условия. Дети проявляют большой интерес к таким играм.
На перечисленных занятиях я использую следующие приемы:
1. блицопрос (перед изучением новой темы дети повторяют изученный ранее материал);
2. проведение опытов, проблемные ситуации, которые позволяют «открывать» новые знания;
3. поисковую деятельность и работу на практике;
4. игровые приемы.
О сказках, как приеме экологического воспитания, хочется сказать отдельно. В экологических сказках детей интересуют необычные сюжет и персонажи, их действия и поучительная развязка таких сказок.
С помощью экологических сказок дети в занимательной форме получают научные знания, в том числе о сложных природных явлениях. Младшим дошкольникам интереснее сказки про животных, а старшим – волшебные сказки. Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, которые дети сочиняют сами, ведь они позволяют лучше понимать интересы детей и их направление.
Экологическое воспитание детей не может обойтись без практической деятельности в природе. Дети научатся бережно и заботливо относиться к животным и растениям, если будут активно участвовать в уходе за ними и осознавать, что тем самым они удовлетворяют потребности животных и растений (в тепле, воде, пище и т.п.), что каждому организму нужны соответствующие условия для жизни, роста и развития. Дети постепенно прослеживают и постепенно начинают понимать, что жизнь и состояние животных и растения зависят от человеческого труда.
Природоохранные акции – это мероприятия общественной значимости, которые направлены на сохранение природных объектов. Мы часто проводим с родителями такие природоохранные акции, например, «Чтобы книги жили дольше» (Уход за детской библиотекой и ее обновление), «Чистое утро» (утренняя уборка территории), «Птичья столовая» (создание кормушек и кормление птиц зимой), «Цветочный день» (посадка цветов), «Чтобы деревья были большими» (осенняя посадка деревьев).
Вне всяких сомнений, когда дети участвуют в подобных акциях, они используют свои знания на практике, приобретают личный опыт, начинают понимать природные процессы, осознавать, что они ответственны за последствия своих действий, растут людьми неравнодушными и увлеченными.
Опытам и экспериментам отведено важное место в структуре моих занятий с детьми, ведь к исследовательской работе ребята проявляют большой интерес. Такая работа учит детей мыслить, формулировать и отстаивать свою точку зрения, строить и проверять гипотезы, делать выводы о результатах экспериментов и опытов. Например, чтобы объяснить дошкольнику, что невидимый глазу воздух повсюду окружает нас и обнаружить его возможно, нужно попросить его подуть на свои ладошки, чтобы он почувствовал ветерок, взмахнуть рукой возле листочка, чтобы листочек сдвинулся с места. Ребенок сделает вывод, что воздух, конечно, невидим, но стоит привести его в движение, как предметы вокруг тоже начинают двигаться. Исследовательская работа детей связывается с их практическим опытом. Все это приводит к пониманию детьми закономерностей природы, основ экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Особое место при знакомстве с природой занимают дидактические игры. Ребенок определяет признаки предметов и явлений, сравнивает их между собой, классифицирует и группирует их по общим признакам. Дети рассуждают и делают выводы, обобщают полученные знания, тренируя при этом произвольное восприятие, память и внимание. Решая игровую задачу ребенок объясняет все свои действия, что способствует развитию его речи. Играя в дидактические игры дети применяют свои знания новых для них условиях, учатся играть вместе с другими детьми, у них активизируются различные умственные процессы. В ходе игры дети оперируют предметами окружающего мира, сравнивают их находят изменения отдельных внешних признаков.
Каждый понимает, что естественным и логичным способом получения и освоения новых знаний, навыков и умений для маленьких детей является игра. Дети посещают детский сад в том возрасте, когда игра для них – ведущий вид деятельности, поэтому считаю целесообразным более подробно рассмотреть игры, способствующие экологическому воспитанию дошкольников.
ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Без сомнения, главным видом деятельности у детей являются игры. Именно с помощью игр ребенок учится быть взрослым и познает мир. Игры основываются на соблюдении определенных правил, что учит детей и реальной жизни их придерживаться. Более любой другой деятельности ребенка привлекает игра. В игре развивается эмоциональная сфера, которая связана с отношениями напрямую. По этому поводу очень важную мысль высказал Л.А. Венгер о том, что в игре ребенок проживает и переживает воображаемые события, следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребенка. Игра всесторонне развивает ребенка. Все игры сопровождаются разными умственными задачами, носят познавательный и воспитательный характер, развивают внимание и память.
Я считаю, что детям лучше всего получать и осваивать различные знания именно через игровую деятельность. Игра помогает воспитать положительное отношение к окружающему миру, учит детей проявлять сочувствие, помогать всем, кто нуждается в помощи, заботиться о животных и растениях, воспринимать красоту природы, сохранять и беречь все то, что окружает их.
Экологические игры условно можно разделить на следующие виды:
1. Ролевые экологические игры (творческие).
Ролевые игры представляют собой моделирование социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (участники данной игры исполняют роли архитекторов, строителей и жителей города; целю игры является формирование у детей представления о том, что при соблюдении экологических правил и норм нужно создавать город так, чтобы не нарушался баланс природной зоны).
Я заранее провожу с детьми беседы по данной теме, обращаю их внимание на то, что действительно хочется жить в таком городе, в котором экологически чисто и красиво. Далее мы рассматриваем иллюстрации, картины и журналы по теме, составляем карточки-схемы, изучаем и создаем чертежи, постройки, ищем пути решения существующих проблем.
Важное место в жизни детей занимают те экологические игры, которые основаны на их знаниях по этой теме, отражающих какой-либо вид человеческой деятельности в природе. Если взрослые будут стараться заинтересовать детей с помощью непосредственных наблюдений, труда, художественной литературы, передач на телевидении и т.п., то детский интерес безусловно и в играх найдет свое отражение.
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может разворачиваться на основе разных жизненных событий: посещении цирка, поездки в деревню или на юг во время отпуска родителей, знакомства с колхозной фермой, экскурсии на лугу, в лесу, в поле и теплице, на сельскохозяйственную выставку (рассказ о ней может дополняться соответствующими иллюстрациями), на ипподром и т.п.
Когда ребенок играет роль, он учится соответствующей реакции на речь и действия тех, кто исполняет другие роли, которые связаны с его ролью по смыслу. Также ребенок учится прогнозировать различные ситуации в процессе наблюдения за тем, что происходит вокруг, и в соответствии со своими наблюдениями взаимодействует с людьми и природой.
Чтобы заинтересовать детей играми я создаю нужные ситуации, например, «Цыпленок заблудился». В ходе игры ребята находят игрушку – цыпленка, который потерялся и плачет. Дети разбираются, почему он заблудился, где его мама, кормят цыпленка, заботятся о нем, помогают найти дорогу домой, а по пути поют веселые песни, читают стишки и потешки.
Большой интерес у детей вызывает игра «Поездка в лес», которая решает несколько задач сразу: в ходе игры у дошколят формируются знания о лесных растениях и жителях, о правилах поведения и безопасности в лесу (например, нельзя рвать незнакомые травы, цветы и грибы, брать животных на руки, уходить далеко от взрослых и играть с огнем).
2. Имитационные экологические игры.
В основе данных игр лежит моделирование экологической деятельности.
К примеру, игра «Экосистема водоем» помогает ребенку определить роль каждого элемента данной системы, смоделировать результат отрицательного воздействия.
Игра «Экологическая пирамидка» позволяет изучить пищевые цепочки. С их помощью дети видят, что исчезновение одного элемента пирамиды приводит к гибели других: рыба погибнет, если высохнут реки и моря, растения и животные погибнут без света, тепла и воды, птицы погибнут без насекомых.
3. Соревновательные экологические игры.
Игры такого плана стимулируют активность игроков в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. Примеры соревновательных игр: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.п. Эти игры позволяют детям демонстрировать свои знания, мыслить логически и быстро принимать решения, выполнять действия на практике.
Рассмотрим игру КВН. Игроки дают ответы на различные вопросы, зарисовывают их, ищут решение проблемных задач, поют песенки, танцуют, занимаются трудовой деятельностью. Дети активно работают на протяжении всей игры, помогают своим друзьям, и, что важно, учатся относиться к миру природы правильно, понимают, в этот мир человек пришел не только чтобы пользоваться природными дарами, но и созидать, сохранять, беречь богатства природы.
4. Игры-путешествия.
Игры, которые позволяют с помощью технических средств обучения (ТСО) «переносить» детей на Северный полюс, на морское дно, Солнце и т.п. широко применяются на практике. Такие игры расширяют знания детей о мире, способствуют формированию правильного отношения к окружающему миру, стремлению узнавать больше, а также экологическому воспитанию: дети узнают об отрицательных последствиях загрязнения воздуха и воды, учатся оберегать животных и сохранять их природные условия обитания.
5. Снова о дидактических играх.
Такие игры имеют различный характер: речевые, развивающие, математические и другие игры. Например, игра «Кто где живет?», в которой дети по среде обитания определяют место нахождения животных и птиц, свои ответы сопровождая аргументами: лиса живет в лесу, роет для себя норку, она не впадает в спячку, потому что меняет свою шубку на новую (ее шерсть становится теплее и гуще), сама добывает пропитание, является санитаром леса (уничтожает мышей и больных животных). Дошкольники учатся классифицировать животных и растения по разным признакам. Разнообразные настольные и развивающие игры позволяют детям узнавать по внешним признакам, знакомят их с местами обитания, учат правильно относиться к окружающему миру.
6. Игры с природным материалом.
Игры, в которых дети взаимодействуют с природой напрямую, очень им нравятся. Ребята подготавливают материалы самостоятельно, не причиняя природе вреда, учатся применять его в практической деятельности. Детям нравится использовать в играх песок, воду, определять качества и свойства материалов, проводить различные опыты.
В процессе игровой деятельности я формирую у воспитанников осознание себя как части мира, создаю и пополняю систему знаний детей об объектах и явлениях неживой природы как элементах экологического благополучия,
В процессе игровой деятельности я формирую у детей умение осознать себя частью мира, закладываю основы экологического сознания, создаю и углубляю систему представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, даю понятие о том, что планета Земля является нашим домом, что мы его хозяева. У всех людей, где бы они не жили, любой национальности, одна задача на всех – сберечь нашу планету для будущей жизни. Абсолютно все люди должны знать правила здорового образа жизни и выполнять следовать им.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа воспитателя связана не только с детьми, но и с их родителями. Нельзя воспитать экологически грамотного человека с большой буквы игнорируя семью, только совместно с родителями можно добиться наилучших результатов.
Я провожу с родителями соответствующую работу: беседы и консультации на экологические темы, например, «Прогулки с ребенком», «Экологические игры», «Домашняя экология», «Правила поведения в природе» и т.п. Все это способствует повышению экологического сознания и воспитанию бережного отношения к природе в семейных условиях. Также я занимаюсь подбором подходящего материала для родительского уголка в детском саду, стендов и плакатов. Родители внимательно следят за обновлением информации в родительском уголке.
Я советую родителям выполнять дома с детьми различные задания: разгадывать ребусы и загадки, проводить викторины, развивающие экологические игры, привлекаю их к изготовлению материала для практических занятий с детьми, провожу анкетирование среди родителей об экологическом воспитании. Большое внимание уделяется вопросам о проведении экологических акций в ДОУ, рекомендациям по поводу здорового образа жизни.
Наличие разнообразной и интересной информации в родительском уголке не только привлекает внимание родителей, но и вызывает их на общение с воспитателем и между собой.
Также я занимаюсь организацией выставок детских поделок, художественной и методической литературы об экологическом воспитании, проведением конкурсов рисунков при участии родителей, даю родителям рекомендации по поводу детских познавательных телевизионных передач, книг, мест, которые можно посетить с ребенком (музей, выставочный зал, зоопарк, цирк или театр), предлагаю примеры игр в домашних условиях.
Мы, взрослые люди, которые несут ответственность за детей, должны всесторонне развивать их, расширять детский кругозор, багаж знаний о природных явлениях, их необычности и взаимосвязи, научить детей видеть природную красоту, обращать внимание на разнообразие форм и окраски растений, изысканность цветов, на то, как ловко и грациозно двигаются животные, на восходы и закат солнца, на красоту пейзажа в разные времена года. Необходимо совместно с детьми выращивать те или иные растения, учить их ухаживать за домашними животными. Это развивает в детях чуткость, понимание другой жизни, ее ценность, побуждает ребенка сочувствовать, сопереживать, воспитывает готовность помочь делом.
Заключение
Результаты моей педагогической деятельности
В результате педагогической деятельности мною проведено множество занятий, экологических акций, мероприятий, праздников, консультаций, разработаны различные наглядные пособия, календари для заполнения вместе с детьми, интересные и познавательные игры и конкурсы, сделан экологический стенд. Все это приносит свои плоды: мои воспитанники охотно ухаживают за комнатными и уличными растениями, делают кормушки для птичек, подкармливают их, содержат участок в порядке. Дети любят участвовать в развлечениях и тематических праздниках, выставках рисунков и поделок, а также конкурсах городского, областного, всероссийского и международного уровней, имеют дипломы, грамоты и благодарственные письма.
Знания, которые дети получают на занятиях, они проверяют в практической деятельности методом проб и ошибок. Мои воспитанники с большим удовольствием играют в «геологов», «коллекционеров», «ботаников», «лабораторию», «ученых» и «экологию». На территории сада весной и летом уже больше не увидеть брошенный и увядший цветочный букетик. Ребята стремятся к активной деятельности по охране природы в рамках детского садика и города. Дети делятся с родителями и друзьями полученными в саду знаниями, впечатлениями и переживаниями, знакомят их с сюжетами своих игр. Сотрудничая с родителями я добилась их доверия, заинтересованности, неравнодушного отношения к воспитанию и развитию детей.
У дошкольников сформировались основы экологической культуры, умение проводить эксперименты, анализировать и делать выводы. Дети жаждут общения с миром природы, хотят оберегать ее, отражать свои впечатления с помощью различных видов деятельности.
Приятно осознавать, что твои старания и усилия не прошли даром и хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Перспектива
В ходе моей педагогической деятельности, направленной на экологическое воспитание, я наблюдаю положительные результаты освоения детьми предложенной им программы. Мои воспитанники с легкостью отвечают на вопросы о природе, умеют и хотят бережно относиться к окружающей среде. Поэтому я считаю целесообразным продолжать свою деятельность в данном направлении, постоянно совершенствуя используемые методы и приемы воспитания.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям, потому что они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному личностному и интеллектуальному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность во дворе детского сада и его помещениях, дома, во время экскурсий.
Главными аспектами моей работы с детьми являются разнообразие видов деятельности, интегрированный подход к обучению, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
В будущем я планирую продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.
Список используемой литературы
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
3. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990 г. №6, 1996 г. №7, 1998 г. №1, №2, №5, №7, 1999 г. №7, №11, № 12, 2001 г. № 9, 2002 г. №5, 2004 г. №7
4. Журнал «Ребенок в детском саду», 2006 г. № 4 – 7.
5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество)
6. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. – Москва: Айрис- пресс, 2002. – 240с.: ил. – (Внимание, дети)
7. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
8. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 96с.
9. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
10. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.
11. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Приложения
Примеры игр.
1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель: развить у детей тактильно-пространственное восприятие, память, зрительные представления и экспрессивную речь.
Материалы: различные мелкие предметы и игрушки в непрозрачном пакете или тканевом мешочке.
Количество предметов – не менее 20 (из расчета, что на одного участника должно приходиться не менее 5-6 предметов).
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения.
Воспитатель использует заранее подготовленный пакет с мелкими предметами и игрушками, пакет непрозрачный, чтобы дети не увидели, что в нем лежит.
Инструкция для участников: «Сейчас мы с вами сыграем в игру по названием «Волшебный мешочек». Я держу его в руках, в не спрятаны всякие интересные предметы. Каждому из вас нужно не глядя (закрыв глаза или спрятав мешочек под стол) достать одну вещь из мешочка и на ощупь определить, что это за предмет. Далее вам нужно будет как можно подробнее рассказать об этом предмете, так же не глядя на него. Нужно не только сказать, как называется предмет, но и описать побольше его свойств и качеств: из какого материала он сделан, какую форму, поверхность, температуру имеет и т.п. Посмотреть на предмет сможете, когда я разрешу, у вас есть вопросы?»
Первый участник не глядя опускает руку в мешочек и выбирает любой предмет, ощупывает его и рассказывает, все еще не глядя на него, что же он держит в руках. Даже если ребенок немедленно узнал и назвал предмет, ведущий просит в подробностях описать свойства предмета, определенные с помощью ощупывания. Воспитатель может задавать игроку уточняющие вопросы, чтобы помочь ему определить разные свойства предмета, и, когда предмет полностью описан, ребенок может рассмотреть его вместе с другими игроками. После этого воспитатель просит участника описать новые качества предмета, после того, как о увидел его, и, если ему нечего добавить, остальные дети могут ему помочь. Таким образом в игре участвуют все воспитанники, каждый из них описывает в ходе игры 3-4 предмета.
2. Пальчиковая игра «Капуста».
Цель: развитие у детей мелкой моторики рук.
Воспитатель читает стихотворение «Капуста» и показывает руками движения, а дети повторяют за ним.
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, | Движения прямыми ладонями вверх, вниз. |
Мы капусту солим-солим, | Пальцы сложить в щепотку. Посолить. |
Мы морковку трем-трем, | Потереть кулак одной руки о кулак другой руки. |
Мы капусту жмем-жмем, | Сжимать и разжимать кулаки. |
А потом мы капусту в рот кладем. | Поочередно поднести ко рту пальцы левой и правой рук, сложенные щепоткой.
|
Ам!
|
|
3. Игра «Наш огород».
Дети очень любят играть в игру-модель «Наш огород», в которой имеют возможность применять воображение и фантазию. Для игры можно использовать фигурки домашних животных, насекомых, растений, мелкий транспорт. В качестве земли можно использовать крупную крупу, например, перловая крупа очень приятна на ощупь. Основой для игры является любая емкость, удобнее для использования наличие крышки. Внутрь емкости ставится контейнер с углублениями, в которые насыпается «земля». Используя разные игрушки, фигурки, картинки и другие материалы, дети могут придумывать различные сюжеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В данном опыте представлены формы и методы работы с детьми, для воспитания гуманного отношения к природе, а также взаимодействие с родителями, для решения главной задачи-воспитание ч...
Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»
Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»...
Опыт работы по теме : "Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"
quot;Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"...
Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы
Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...
Опыт работы по теме «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Экологическая тропа - это одна из современных форм воспитания и образования детей. Экологически значимое пространство, на образовательном маршруте, которое выполняет познавател...